11:23  06 Апреля 2016
Казань
Бессмертный союз генома и бактерии: российские ученые о будущем криоконсервации
Департамент пресс-службы и информации Казанского федерального университета

Российские исследователи начали испытания по криоконсервации и получили первые результаты, которые смогут стать основой для будущей крионики. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказали в департаменте пресс-службы и информации Казанского федерального университета.

Исследования проводятся в лаборатории «Экстремальной биологии» Казанского федерального университета. Их объектом стали личинки африканского комара-звонца или хирономиды (Polypedilum vanderplanki), способные выживать в условиях засухи благодаря обезвоживанию своего организма.

В организме этих комаров при высушивании вода заменяется молекулами трегалозы (дисахарида на основе глюкозы) и ряда других биомолекул, которые и «консервируют» живые ткани при высушивании. Впервые это вид был найден японским ученым Такаши Хакудо в 1951 году, но лишь в 2000-х годах появился большой интерес к исследованию этого удивительного организма.

«Само по себе взрослое насекомое не может обезвоживаться в неблагоприятных условиях, так как при жизни сроком в 2-3 дня в этом нет необходимости», - пояснил руководитель лаборатории Олег Гусев. По его словам, «в отличие от взрослого насекомого, личинка комара, которая в среднем живет примерно месяц, вполне может «иссушиться», и таким образом самостоятельно «законсервировать» себя».

«Получая сигнал об обезвоживании, личинки «изгоняют» воду из организма и заменяют её на сахар (тригалозу). В природе этот процесс проходит медленно, но, проводя эксперимент в лабораторных условиях, достаточно двух полных дней. Организм личинки через кутикулу выталкивает из себя воду и в клетках очень быстро синтезируется сахар. Так, спустя время, живая и здоровая личинка становится похожей на сдутый шарик», - объяснил исследователь.

Лабораторные исследования показали, что даже при иссушении на 99% насекомое продолжает существовать, правда, в форме безжизненного тельца. А при погружении в водную среду оно снова «оживает». Как считают ученые, это единственное насекомое, способное полностью восстанавливать организм.

У обычных комаров этих белков 1-2, у комаров-звонцов их - 15

Для проведения сравнительного подхода были взяты две особи насекомого - обычные комары и хирономиды (по причине того, что каждый из них был внешне схож друг с другом). После сравнения их геномов вторая, как выяснилось, обладает большим количество генов, отвечающих за окислительный процесс (причина этому уход воды из организма и образование различных форм кислорода). Та же ситуация происходит и при радиации, поэтому многие организмы погибают (активные формы кислорода нарушают мембраны, действуют на ДНК и так далее). Любой организм насекомого обладает белками, которые защищают его от гибели, но у каждого они разной эффективности, и у особей Polymedium Vanderplanki их оказалось больше, чем у остальных. Также при «высушивании» у комаров появляются LEA-белки, которые долгое время считались только растительными - существовали и работали в семенах.

«Считалось, что они защищают семена от всех неблагоприятных воздействий (обезвоживание, сохранение других белков, которые нужны при прорастании семян, формирование капсул для защиты других белков), - рассказал Олег Гусев. - Однако исследования доказали, что эти же белки присутствуют и у хирономидов, находясь в различных регионах генома, чего у других насекомых не наблюдается. Так, выделяя эти LEA-белки и обрабатывая ими различные организмы, возможно, в будущем мы научимся подвергать и их дегидратации, что будет неким подобием консервирования».

В ходе исследования сравнивались различные стадии этногенеза (личинки, куколки и прочие) и выяснилось, что все эти гены «работают» только в личинке, а значит, теоретически, если мы сможем заставить, то они смогут проявляться и в других стадиях «сушки» и, соответственно, при образовании - белка. При этом обнаружилось, что эти белки проникли в геном комара из бактерии.

По словам сотрудников лаборатории, у них есть на этот счет определенная теория. Так, они считают, что существовал геном комара данной особи, он высыхал, и каким-то случайным образом, рядом с ним оказалась бактерия, которая попала в его геном, что оказалось весьма полезным приобретением. Со временем она размножилась, и все это привело к возможности «сушки». Также были найдены и другие белки, которые защищают от старения. Организмы, которые долго живут, тоже содержат множество этих белков. У обычных комаров их 1-2, у комаров-звонцов их 15, поэтому можно сказать что эти белки помогают сохранять им «бессмертность».

Лабораторные исследования не ограничиваются только изучением Polymedium Vanderplanki. Совместно с ними изучаются другие процессы «спячек», в котором будут задействованы уже млекопитающие. Ученые рассчитывают исследовать спячку млекопитающих, в частности, сонь, так как заинтересованы в том, чтобы выяснить причину понижения температуры их тела до -4 градусов при впадении в спячку.

Автор: Марина Шостак
Путин побывал на гонке "Формулы-1" Гран-при России

Президент РФ Владимир Путин посетил Сочи Автодром.

16:39  30 Апреля 2017
Северная Корея пригрозила американской подлодке "жалким концом"

Американская атомная подлодка Мичиган, находящаяся в южнокорейском морском порту Пусан, будет уничтожена при попытке предпринять враждебные действия в отношении КНДР.

16:25  30 Апреля 2017
Ученые объяснили, почему человек постоянно что-то забывает

Психологи объяснили, почему люди часто забывают полученную информацию.

16:11  30 Апреля 2017
Путин наградил Киркорова орденом Почета

Президент России Владимир Путин подписал указ о вручении певцу Филиппу Киркорову ордена Почета.

15:41  30 Апреля 2017
ПРО на миллиард: после Южной Кореи США нацелятся на Японию

Заявление советника президента США по национальной безопасности Герберта Макмастера, что американская сторона возьмет на себя все расходы по установке THAAD в Южной Корее, свидетельствует: противоракетная система Вашингтону дороже любых денег. Об этом ФБА Экономика сегодня рассказал ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Евгений Ким.

15:20  30 Апреля 2017
Шнуров рассказал, как привлечь россиян на выборы

Лидер группы Ленинград Сергей Шнуров рассказал, как привлечь людей на выборы.

14:55  30 Апреля 2017
Ученые нашли связь между употреблением кофе и крепкими отношениями

Употребление кофе может помочь сохранению романтических отношений.

14:41  30 Апреля 2017
У побережья Сочи произошло землетрясение

В Черном море утром 30 апреля произошло землетрясение.

14:28  30 Апреля 2017
Юморист из США объяснил, почему Трамп живет по российскому времени

Юморист Хасан Минаж из The Daily Show предположил, что президент США Дональд Трамп живет по московскому времени.

14:00  30 Апреля 2017
Ученые выяснили, сколько женщин симулируют оргазм‍

Американские ученые решили выяснить, сколько женщин симулируют оргазм во время занятия сексом.

13:48  30 Апреля 2017
Севастополь согласует границы с Крымом до конца 2017 года

Власти Севастополя намерены провести работу по согласованию границы с Крымом до конца текущего года.

13:37  30 Апреля 2017
В крымском парламенте посмеялись над украинской дамбой

Капитальная дамба в Херсонской области для блокирования днепровской воды по Северо-Крымскому каналу в Крым не скажется на водном снабжении полуострова. Об этом ФБА Экономика сегодня рассказал депутат Государственного Совета Республики Крым Владислав Ганжара.

13:35  30 Апреля 2017
Названы пять лучших бизнес-седанов на российском рынке

Эксперты автомобильной отрасли составили топ-5 популярных бизнес-седанов на российском рынке.

13:13  30 Апреля 2017
Sunday Times: В Лондоне готовятся два теракта

Полиции Великобритании известно по меньшей мере о двух готовящихся терактах в Лондоне.

12:51  30 Апреля 2017
Археологи расшифровали древнее письмо, предсказывающее глобальную катастрофу

Британским археологам удалось расшифровать записи на колоннах древнего храма Гебекли-Тепе в Турции.

12:40  30 Апреля 2017
В Крыму прокомментировали возведение дамбы на Украине, блокирующей поступление воды

В Крыму отреагировали на новость о возведении Украиной дамбы, которая не пускает воду на территорию полуострова.

12:28  30 Апреля 2017
Гидросамолет AG600 стал "зеркалом" российских разработок

Проходящий сегодня наземные испытания гидросамолет КНР, называемый сегодня крупнейшим в мире, может оказаться переработанным российским проектом. Об этом ФБА Экономика сегодня рассказал заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов.

12:23  30 Апреля 2017
Украина построила дамбу для блокирования подачи воды на территорию Крыма

Власти Херсонской области Украины ввели в эксплуатацию новую дамбу, предназначенную для блокирования потока днепровской воды по Северо-Крымскому каналу в Крым.

12:12  30 Апреля 2017
Ученые научились лечить диабет с помощью смартфона

Ученые из Китая и Швейцарии разработали технологию контроля уровня сахара в крови при помощи приложение на смартфоне.

11:54  30 Апреля 2017
Ученые объяснили, от чего зависит размер женской груди

Ученые заявили, что объем женской груди напрямую зависит от генетики и гормонального фона в период формирования.

11:37  30 Апреля 2017
Президент Татарстана в 2016 году заработал 7,5 млн руб., его супруга – 2,3 млрд руб.

Президент Татарстана Рустам Минниханов представил данные о доходах за 2016 год.

11:27  30 Апреля 2017
Стартовали перевозки в Крым по единому билету

Перевозки пассажиров в Крым и обратно по единому билету были возобновлены 30 апреля решением Единой транспортной дирекции (ЕТД).

11:17  30 Апреля 2017
Поезда на МЦК уменьшили интервал движения

Поезда Московского центрального кольца (МЦК) с 1 мая 2017 года начнут курсировать с уменьшенными интервалами, сообщает пресс-служба столичного метрополитена.

11:05  30 Апреля 2017
Пострадавшим от пожаров в Сибири регионам правительство выделит почти 143 млн руб.

В МЧС РФ подготовили проект распоряжения правительства, которое предусматривает выделение почти 143 млн руб. Бурятии и Иркутской области, пострадавшим от пожаров.

10:55  30 Апреля 2017
Зрителям "Евровидения" на Украине продавали билеты на несуществующие места

Зрителям Евровидения продали 2 тыс. билетов на несуществующие места.

10:40  30 Апреля 2017
Ученые рассказали, чем полезен и вреден изюм

Врачи рассказали о полезных и вредных свойствах изюма.

10:29  30 Апреля 2017
Барышев Михаил на примере ЦСКА: «Для развития спорта в России миллиардов не нужно»

Центральный Спортивный Клуб Армии (ЦСКА) 29 апреля отметил свой 94-й день рождения. Начальник клуба Михаил Николаевич Барышев рассказал о достижениях и планах.

10:26  30 Апреля 2017
Ученые: бананы являются лучшими природными антидепрессантами

Ученые в ходе исследования по изучению свойств бананов и сыра тофу выяснили, что эти продукты являются природным источником гормона счастья.

10:15  30 Апреля 2017
Ученые доказали, что на Марсе существовала жизнь

Специалисты NASA заявили, что на Марсе были кислород и вода.

9:53  30 Апреля 2017
Посол России в КНР: США провоцируют Северную Корею на военные действия

США своими действиями оказывают давление на Северную Корею, провоцируя Пхеньян к жестокому ответу. Об этом завил посол РФ в Китае Андрей Денисов.

9:42  30 Апреля 2017