От поездов одни несчастья — вновь просит денег РЖД

 
Москва, 02.10.14 - 13:25
На что РЖД требует субсидий и индексирования

Расходы на поддержание инфраструктуры, по мнению Минэкономразвития, не требуют таких значительных вливаний, как просит РЖД

На днях руководитель ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин выклянчил у правительства индивидуальный порядок индексирования тарификации. А сегодня, 2 октября, стало известно, что РЖД может получить 30 млрд рублей госсубсидий на 2015 год заранее – то есть, хоть завтра. Якунин и прочие представители руководства государственной компании заявляют о затянувшемся кризисе и убыточности. Эксперты, в свою очередь, довольно продолжительное время критикуют Якунина как управленца.

Каковы же истинные масштабы проблем крупнейшего (более 880 тысяч сотрудников) работодателя России? Почему из года в год компания теряет все больше, несмотря на всяческие государственные поблажки при формировании тарифного плана и предоставлении субсидий? И как сделать так, чтобы большой поезд «Российских железных дорог» преодолел расстояние от Калининграда до Владивостока без скрипа? Пока на этот вопрос ответа нет.

Якунин утверждает, что пассажирские перевозки в нашей стране убыточны сами по себе, и нормально существовать компания может лишь при должных объемах господдержки и особом порядке индексации тарифов на свои услуги, в отличие от других госмонополий. Но бесконечно это продолжаться, скорее всего, не сможет.

Мерный стук колес, необъятна даль

Что же такое РЖД в данный момент? ОАО «Российские железные дороги», функционирующее под эгидой Министерства путей сообщения РФ, сегодня владеет порядка 99% всех железных дорог в стране, которые подчинены 158 дочерним и зависимым компаниям. Кроме того, государственной монополии принадлежат порядка 90% всех поездов страны, а также соответствующее количество вокзалов, станций, платформ, ремонтных депо и диспетчерских. Для того чтобы все это нормально работало, компании требуется колоссальное количество персонала – и оно у РЖД есть. В 2012 году в компании работало более 1,2 млн сотрудников.

Однако в последние годы что-то произошло. С 2011 года компания стала нести миллионные убытки. Эксперт Александр Красковский утверждает, что причиной является единовременная актуализация всех основных проблем компании и отрасли в целом: потеря части рынков сбыта, снижение доходов на фоне высоких темпов инфляции (она особенно отражается на госкорпорациях), износ основных фондов и элементов инфраструктуры – и как следствие нарастание технологического отставания. 80% организаций, которые попали в подобную воронку, из нее не выбираются, утверждает Красковский.

Но не государственный же перевозчик. В поиске эффективных решений начались попытки реформировать систему управления, а также закупки элементов инфраструктуры – иногда ее следовало бы обновлять - ничем не завершились. В частности, консолидация вагонного парка в 2011-2012 годах не дала ожидаемых результатов (обновление вагонов по приемлемой цене), поскольку рынок уже привык к новым порядкам отношений между заказчиком и производителем.

Кроме того, в России появилось множество частных компаний, которые не умели и не хотели играть по старым правилам, когда Министерство путей сообщения контролировало выпуск до 90% вагонов и поездов в стране. В профильных ведомствах правительства заговорили о необходимости баланса между укрупнением операторов и сервисными тенденциями частных компаний, присущих иностранным организациям. «Три-четыре крупных вагонных оператора федерального уровня решат эту проблему», - сказал глава Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Ярослав Мандрон.

Задержите поезд и увольте машиниста

Но вагоны доныне остались там, где остались. А убытки росли, и у РЖД возникла потребность в экономии по каким-нибудь другим статьям расходов. Так как траты на поддержание инфраструктуры критически сокращать было нельзя (ведь чеховские злоумышленники продолжают выкручивать гайки, и их нужно закручивать обратно), под раздачу попал многострадальный персонал. Начали с малого – всех, кроме управленческого аппарата, стали отправлять в неоплачиваемые отпуска на несколько дней в году (2010). А потом сотрудников стали стремительно и беспощадно сокращать.

Всего за пару лет, с 2011 по 2013 год, РЖД уволила порядка 300 тысяч человек и сэкономила на этом колоссальное количество средств. А в 2013 году компания перезаключила значительную часть трудовых договоров, и к декабрю около 27% всех сотрудников РЖД работали по неполному рабочему дню (с соответствующими финансовыми последствиями). «Это более выгодная формула, чем сокращение и неоплачиваемый отпуск», - оправдался тогда Якунин. Тогда же глава компании отметил, что принятые меры коснулись только работников вспомогательных подразделений.

В 2014 году руководитель «Российских железных дорог» объявил, что по итогам 2013 года компания сэкономила около 80 млн рублей. Посредством сокращений, перераспределений (в основном, между пассажирским и грузовым, более доходным сегментом) и прочих кризисных мер РЖД планирует увеличить показатель экономии в текущем году до 94 млрд рублей.

Всем привет, хотим бюджет

Когда в правительстве начались обсуждения проекта федерального бюджета на 2015 год, Якунин ужаснулся, увидев цифру в 15 млрд рублей, предусмотренную для РЖД в качестве госсубсидий. В сентябре он заявил, что при таком уровне государственной поддержки компания способна обеспечить только половину от текущего уровня перевозок. Ему поверили и назвали другую цифру, в 30 млрд рублей.

Однако руководство РЖД озвучило свои требования. Это 45 млрд рублей субсидий плюс индексирование тарифов в 10% (при общем уровне 7,5% в госмонополиях, опирающихся на формулу «инфляция плюс 1%»). Министерство финансов и Министерство экономического развития России заявили, что даже при самом лучшем варианте развития событий для экономики РФ больше 30 млрд рублей, а индивидуальный порядок тарифов в случае принятия еще больше сократит субсидирование компании (мол, сколько же вам требуется денег?..).

Против индексирования тарифов на услуги РЖД до 10% высказался министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он полагает, что государство в состоянии обеспечить должный уровень субсидий с возможностью его разделения на вложения в общий баланс и наиболее убыточные сегменты (пригородные перевозки и поезда дальнего следования). Помимо этого, Улюкаев уверен, что посредством сокращения и перераспределения расходов РЖД может самостоятельно повлиять на выправку баланса.

Однако 24 сентября премьер-министр России Дмитрий Медведев в личной беседе с Владимиром Якуниным одобрил 10%-ую индексацию тарифов. А сегодня, 2 октября, появилась информация, что 30-миллиардные субсидии за 2015 год РЖД может получить уже сейчас – якобы подобная практика преждевременных выплат распространена и практикуется уже давно. Самое интересное, что получив (по предварительным данным) 30 млрд рублей госсубсидий и 32 млрд рублей от особого порядка индексации, компания покроет заявленные Якуниным годовые убытки в 60 млрд. А при условии продолжения политики экономии, по предварительным данным, РЖД даже выйдет в плюс.

К слову, сегодня «Российские железные дороги» получили 1,8-миллиардный иск от ФАС за сокрытие информации о состоянии инфраструктуры. Вкупе с приведенным выше сопоставлением прибылей, вливаний и убытков, есть только один вопрос: на что Вы просите денег, господин Якунин?

Григорий Егоров


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх