Подписаться
на push-уведомления?
Да

От поездов одни несчастья — вновь просит денег РЖД

17:25  02 Октября 2014
116
Москва
От поездов одни несчастья — вновь просит денег РЖД
От поездов одни несчастья — вновь просит денег РЖД

На днях руководитель ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин выклянчил у правительства индивидуальный порядок индексирования тарификации. А сегодня, 2 октября, стало известно, что РЖД может получить 30 млрд рублей госсубсидий на 2015 год заранее – то есть, хоть завтра. Якунин и прочие представители руководства государственной компании заявляют о затянувшемся кризисе и убыточности. Эксперты, в свою очередь, довольно продолжительное время критикуют Якунина как управленца.

Каковы же истинные масштабы проблем крупнейшего (более 880 тысяч сотрудников) работодателя России? Почему из года в год компания теряет все больше, несмотря на всяческие государственные поблажки при формировании тарифного плана и предоставлении субсидий? И как сделать так, чтобы большой поезд «Российских железных дорог» преодолел расстояние от Калининграда до Владивостока без скрипа? Пока на этот вопрос ответа нет.

Якунин утверждает, что пассажирские перевозки в нашей стране убыточны сами по себе, и нормально существовать компания может лишь при должных объемах господдержки и особом порядке индексации тарифов на свои услуги, в отличие от других госмонополий. Но бесконечно это продолжаться, скорее всего, не сможет.

Мерный стук колес, необъятна даль

Что же такое РЖД в данный момент? ОАО «Российские железные дороги», функционирующее под эгидой Министерства путей сообщения РФ, сегодня владеет порядка 99% всех железных дорог в стране, которые подчинены 158 дочерним и зависимым компаниям. Кроме того, государственной монополии принадлежат порядка 90% всех поездов страны, а также соответствующее количество вокзалов, станций, платформ, ремонтных депо и диспетчерских. Для того чтобы все это нормально работало, компании требуется колоссальное количество персонала – и оно у РЖД есть. В 2012 году в компании работало более 1,2 млн сотрудников.

Однако в последние годы что-то произошло. С 2011 года компания стала нести миллионные убытки. Эксперт Александр Красковский утверждает, что причиной является единовременная актуализация всех основных проблем компании и отрасли в целом: потеря части рынков сбыта, снижение доходов на фоне высоких темпов инфляции (она особенно отражается на госкорпорациях), износ основных фондов и элементов инфраструктуры – и как следствие нарастание технологического отставания. 80% организаций, которые попали в подобную воронку, из нее не выбираются, утверждает Красковский.

Но не государственный же перевозчик. В поиске эффективных решений начались попытки реформировать систему управления, а также закупки элементов инфраструктуры – иногда ее следовало бы обновлять - ничем не завершились. В частности, консолидация вагонного парка в 2011-2012 годах не дала ожидаемых результатов (обновление вагонов по приемлемой цене), поскольку рынок уже привык к новым порядкам отношений между заказчиком и производителем.

Кроме того, в России появилось множество частных компаний, которые не умели и не хотели играть по старым правилам, когда Министерство путей сообщения контролировало выпуск до 90% вагонов и поездов в стране. В профильных ведомствах правительства заговорили о необходимости баланса между укрупнением операторов и сервисными тенденциями частных компаний, присущих иностранным организациям. «Три-четыре крупных вагонных оператора федерального уровня решат эту проблему», - сказал глава Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Ярослав Мандрон.

Задержите поезд и увольте машиниста

Но вагоны доныне остались там, где остались. А убытки росли, и у РЖД возникла потребность в экономии по каким-нибудь другим статьям расходов. Так как траты на поддержание инфраструктуры критически сокращать было нельзя (ведь чеховские злоумышленники продолжают выкручивать гайки, и их нужно закручивать обратно), под раздачу попал многострадальный персонал. Начали с малого – всех, кроме управленческого аппарата, стали отправлять в неоплачиваемые отпуска на несколько дней в году (2010). А потом сотрудников стали стремительно и беспощадно сокращать.

Всего за пару лет, с 2011 по 2013 год, РЖД уволила порядка 300 тысяч человек и сэкономила на этом колоссальное количество средств. А в 2013 году компания перезаключила значительную часть трудовых договоров, и к декабрю около 27% всех сотрудников РЖД работали по неполному рабочему дню (с соответствующими финансовыми последствиями). «Это более выгодная формула, чем сокращение и неоплачиваемый отпуск», - оправдался тогда Якунин. Тогда же глава компании отметил, что принятые меры коснулись только работников вспомогательных подразделений.

В 2014 году руководитель «Российских железных дорог» объявил, что по итогам 2013 года компания сэкономила около 80 млн рублей. Посредством сокращений, перераспределений (в основном, между пассажирским и грузовым, более доходным сегментом) и прочих кризисных мер РЖД планирует увеличить показатель экономии в текущем году до 94 млрд рублей.

Всем привет, хотим бюджет

Когда в правительстве начались обсуждения проекта федерального бюджета на 2015 год, Якунин ужаснулся, увидев цифру в 15 млрд рублей, предусмотренную для РЖД в качестве госсубсидий. В сентябре он заявил, что при таком уровне государственной поддержки компания способна обеспечить только половину от текущего уровня перевозок. Ему поверили и назвали другую цифру, в 30 млрд рублей.

Однако руководство РЖД озвучило свои требования. Это 45 млрд рублей субсидий плюс индексирование тарифов в 10% (при общем уровне 7,5% в госмонополиях, опирающихся на формулу «инфляция плюс 1%»). Министерство финансов и Министерство экономического развития России заявили, что даже при самом лучшем варианте развития событий для экономики РФ больше 30 млрд рублей, а индивидуальный порядок тарифов в случае принятия еще больше сократит субсидирование компании (мол, сколько же вам требуется денег?..).

Против индексирования тарифов на услуги РЖД до 10% высказался министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он полагает, что государство в состоянии обеспечить должный уровень субсидий с возможностью его разделения на вложения в общий баланс и наиболее убыточные сегменты (пригородные перевозки и поезда дальнего следования). Помимо этого, Улюкаев уверен, что посредством сокращения и перераспределения расходов РЖД может самостоятельно повлиять на выправку баланса.

Однако 24 сентября премьер-министр России Дмитрий Медведев в личной беседе с Владимиром Якуниным одобрил 10%-ую индексацию тарифов. А сегодня, 2 октября, появилась информация, что 30-миллиардные субсидии за 2015 год РЖД может получить уже сейчас – якобы подобная практика преждевременных выплат распространена и практикуется уже давно. Самое интересное, что получив (по предварительным данным) 30 млрд рублей госсубсидий и 32 млрд рублей от особого порядка индексации, компания покроет заявленные Якуниным годовые убытки в 60 млрд. А при условии продолжения политики экономии, по предварительным данным, РЖД даже выйдет в плюс.

К слову, сегодня «Российские железные дороги» получили 1,8-миллиардный иск от ФАС за сокрытие информации о состоянии инфраструктуры. Вкупе с приведенным выше сопоставлением прибылей, вливаний и убытков, есть только один вопрос: на что Вы просите денег, господин Якунин?

Григорий Егоров

Читайте нас в Яндексе

Новости партнёров
Дефицит бюджетов еврозоны стал угрозой европейской интеграции Атомная пушка США поставит перед РФ проблему стоимости снарядов Сирота рассказал о помощи санкций в создании отечественных сыров Финансовая эволюция породила цифровой рубль Перспективы отношений РФ и ФРГ строятся на прочном торговом фундаменте Эксперты рассказали, банкноты каких номиналов могут появиться в России Рост госдолга развитых стран повысил ценность золота Экономист Адамидов рассказал, кто выиграет в войне энергоресурсов Азербайджан и Турция перепутали Нагорный Карабах с кипрским шельфом Политолог Цатурян сравнил Нагорный Карабах с Русским миром и Иерусалимом Экономика Ленинграда в «коронакризис» помогла Санкт-Петербургу Эксперты объяснили, почему «Северный поток – 2» обречен на реализацию
Ушел из жизни участник лондонской рок-группы The Outfield Тони Льюис

Вокалист легендарной британской рок-группы The Outfield Тони Льюис скончался на 63-м году жизни. О трагедии сообщила газета Mirror, отметив, что причины летального исхода решено пока не предавать публичной огласке.

23:38  20 Октября 2020
51
Власти Сирии обсудили способы привлечения туристов в страну

Члены Народного совета Сирии провели заседание на тему развития туризма в стране. Информацию об этом передает Федеральное агентство новостей со ссылкой на SANA.

23:09  20 Октября 2020
84
Анкара пытается получить контроль над работорговлей в Ливии

Турецкие военные приступили к обучению сотрудников Береговой охраны Правительства национального согласия (ПНС) Ливии. Речь идет бандитах, которые участвуют в контрабанде и работорговле.

22:47  20 Октября 2020
55
Нехаев рассказал, как "Фонтанка" избегает ответственности за ложь о нем

Журналист "Фонтанки" Александр Ермаков продолжает оправдываться за свою статью, которая едва не разрушила жизнь простого жителя Брянска Руслана Нехаева. Об этом сообщает Федеральное агентство новостей.

22:08  20 Октября 2020
51
"Она была и великая, и "хулиганка": Негруль о Скобцевой

Автор фильма "Скобцева — Бондарчук. Одна судьба" Лада Негруль поделилась переживаниями по поводу ухода из жизни российской актрисы Ирины Скобцевой.

21:06  20 Октября 2020
79
Hyundai и Kia заплатят около трех миллиардов долларов за дефектные моторы

Порядка трех миллионов долларов потратят Корейские автомобилестроительные компании Hyundai и Kia на устранение дефектов в двигателях семейства Theta II, пишет Automotive News Europe.

21:05  20 Октября 2020
2 954
Политолог высмеял заявления президента Украины о "самой лучшей армии"

Президент Украины Владимир Зеленский рассказывает о несуществующих достижениях и подражает своему предшественнику, заявил политолог Александр Семченко, пишет "ПолитНавигатор".

21:03  20 Октября 2020
108
Военный эксперт: Турция пытается захватить Азербайджан

Конфликт в Нагорном Карабахе подогревается за счет стремления Турции прорваться на Кавказ. Об этом рассказал руководитель военно-политического Telegram-канала Astra Militarum Комиссар Яррик.

21:02  20 Октября 2020
54
Рита Дакота подверглась критике врачей из-за отказа от визитов к педиатру

Врач-педиатр клиники "Гайде" Елена Писарева осудила певицу Риту Дакоту в разговоре с Пятым каналом за то, что та не поставила свою трехлетнюю дочь на учет и не делает ей никаких прививок.

20:58  20 Октября 2020
88
Путин выразил соболезнования сыну покойной актрисы Скобцевой

Президент Российской Федерации Владимир Путин выразил соболезнования режиссеру Федору Бондарчуку, мать которого скончалась 20 октября.

20:57  20 Октября 2020
61
Создатель "Новичка" заявил, что Навального не планировали убивать

Один из разработчиков "Новичка" дал комментарий по поводу статьи The Guardian, в которой выдвинули версию о планах не на убийство блогера Алексея Навального, а о его выдворении за границу.

20:55  20 Октября 2020
99
Плаксина считает "садистом" отправившую ее лечиться Успенскую

Единственная наследница звезды российского шансона Любови Успенской Татьяна Плаксина жестко раскритиковала певицу после выписки из психиатрической больницы в Соединенных Штатах Америки, пишет "Комсомольская правда".

20:53  20 Октября 2020
53
Пациенты с коронавирусом обнаружили "мертвые" участки горла

Переболевшие коронавирусом пациенты заметили странный остаточный эффект от COVID-19. О новых последствиях сообщил вирусолог Александр Чепурнов, дважды перенесший инфекцию.

20:41  20 Октября 2020
263
Юрий Шевчук презентовал новый клип ДДТ "Доктор Лиза"

Поклонники рок-группы ДДТ благодарят ее лидера Юрия Шевчука за клип на песню "Доктор Лиза", посвященную погибшей в авиакатастрофе Елизавете Глинке. Музыкальный клип опубликован на YouTube-канале группы.

20:41  20 Октября 2020
63
ВВП России за девять месяцев сократился на 3,5%

Сокращение ВВП России по итогам трех кварталов 2020 года составило 3,5%. Об этом говорится в обзоре Минэкономразвития РФ "Картина деловой активности за сентябрь 2020 года".

20:38  20 Октября 2020
97