Подписаться
на push-уведомления?
Да

От поездов одни несчастья — вновь просит денег РЖД

17:25  02 Октября 2014
116
Москва
От поездов одни несчастья — вновь просит денег РЖД
От поездов одни несчастья — вновь просит денег РЖД

На днях руководитель ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин выклянчил у правительства индивидуальный порядок индексирования тарификации. А сегодня, 2 октября, стало известно, что РЖД может получить 30 млрд рублей госсубсидий на 2015 год заранее – то есть, хоть завтра. Якунин и прочие представители руководства государственной компании заявляют о затянувшемся кризисе и убыточности. Эксперты, в свою очередь, довольно продолжительное время критикуют Якунина как управленца.

Каковы же истинные масштабы проблем крупнейшего (более 880 тысяч сотрудников) работодателя России? Почему из года в год компания теряет все больше, несмотря на всяческие государственные поблажки при формировании тарифного плана и предоставлении субсидий? И как сделать так, чтобы большой поезд «Российских железных дорог» преодолел расстояние от Калининграда до Владивостока без скрипа? Пока на этот вопрос ответа нет.

Якунин утверждает, что пассажирские перевозки в нашей стране убыточны сами по себе, и нормально существовать компания может лишь при должных объемах господдержки и особом порядке индексации тарифов на свои услуги, в отличие от других госмонополий. Но бесконечно это продолжаться, скорее всего, не сможет.

Мерный стук колес, необъятна даль

Что же такое РЖД в данный момент? ОАО «Российские железные дороги», функционирующее под эгидой Министерства путей сообщения РФ, сегодня владеет порядка 99% всех железных дорог в стране, которые подчинены 158 дочерним и зависимым компаниям. Кроме того, государственной монополии принадлежат порядка 90% всех поездов страны, а также соответствующее количество вокзалов, станций, платформ, ремонтных депо и диспетчерских. Для того чтобы все это нормально работало, компании требуется колоссальное количество персонала – и оно у РЖД есть. В 2012 году в компании работало более 1,2 млн сотрудников.

Однако в последние годы что-то произошло. С 2011 года компания стала нести миллионные убытки. Эксперт Александр Красковский утверждает, что причиной является единовременная актуализация всех основных проблем компании и отрасли в целом: потеря части рынков сбыта, снижение доходов на фоне высоких темпов инфляции (она особенно отражается на госкорпорациях), износ основных фондов и элементов инфраструктуры – и как следствие нарастание технологического отставания. 80% организаций, которые попали в подобную воронку, из нее не выбираются, утверждает Красковский.

Но не государственный же перевозчик. В поиске эффективных решений начались попытки реформировать систему управления, а также закупки элементов инфраструктуры – иногда ее следовало бы обновлять - ничем не завершились. В частности, консолидация вагонного парка в 2011-2012 годах не дала ожидаемых результатов (обновление вагонов по приемлемой цене), поскольку рынок уже привык к новым порядкам отношений между заказчиком и производителем.

Кроме того, в России появилось множество частных компаний, которые не умели и не хотели играть по старым правилам, когда Министерство путей сообщения контролировало выпуск до 90% вагонов и поездов в стране. В профильных ведомствах правительства заговорили о необходимости баланса между укрупнением операторов и сервисными тенденциями частных компаний, присущих иностранным организациям. «Три-четыре крупных вагонных оператора федерального уровня решат эту проблему», - сказал глава Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Ярослав Мандрон.

Задержите поезд и увольте машиниста

Но вагоны доныне остались там, где остались. А убытки росли, и у РЖД возникла потребность в экономии по каким-нибудь другим статьям расходов. Так как траты на поддержание инфраструктуры критически сокращать было нельзя (ведь чеховские злоумышленники продолжают выкручивать гайки, и их нужно закручивать обратно), под раздачу попал многострадальный персонал. Начали с малого – всех, кроме управленческого аппарата, стали отправлять в неоплачиваемые отпуска на несколько дней в году (2010). А потом сотрудников стали стремительно и беспощадно сокращать.

Всего за пару лет, с 2011 по 2013 год, РЖД уволила порядка 300 тысяч человек и сэкономила на этом колоссальное количество средств. А в 2013 году компания перезаключила значительную часть трудовых договоров, и к декабрю около 27% всех сотрудников РЖД работали по неполному рабочему дню (с соответствующими финансовыми последствиями). «Это более выгодная формула, чем сокращение и неоплачиваемый отпуск», - оправдался тогда Якунин. Тогда же глава компании отметил, что принятые меры коснулись только работников вспомогательных подразделений.

В 2014 году руководитель «Российских железных дорог» объявил, что по итогам 2013 года компания сэкономила около 80 млн рублей. Посредством сокращений, перераспределений (в основном, между пассажирским и грузовым, более доходным сегментом) и прочих кризисных мер РЖД планирует увеличить показатель экономии в текущем году до 94 млрд рублей.

Всем привет, хотим бюджет

Когда в правительстве начались обсуждения проекта федерального бюджета на 2015 год, Якунин ужаснулся, увидев цифру в 15 млрд рублей, предусмотренную для РЖД в качестве госсубсидий. В сентябре он заявил, что при таком уровне государственной поддержки компания способна обеспечить только половину от текущего уровня перевозок. Ему поверили и назвали другую цифру, в 30 млрд рублей.

Однако руководство РЖД озвучило свои требования. Это 45 млрд рублей субсидий плюс индексирование тарифов в 10% (при общем уровне 7,5% в госмонополиях, опирающихся на формулу «инфляция плюс 1%»). Министерство финансов и Министерство экономического развития России заявили, что даже при самом лучшем варианте развития событий для экономики РФ больше 30 млрд рублей, а индивидуальный порядок тарифов в случае принятия еще больше сократит субсидирование компании (мол, сколько же вам требуется денег?..).

Против индексирования тарифов на услуги РЖД до 10% высказался министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он полагает, что государство в состоянии обеспечить должный уровень субсидий с возможностью его разделения на вложения в общий баланс и наиболее убыточные сегменты (пригородные перевозки и поезда дальнего следования). Помимо этого, Улюкаев уверен, что посредством сокращения и перераспределения расходов РЖД может самостоятельно повлиять на выправку баланса.

Однако 24 сентября премьер-министр России Дмитрий Медведев в личной беседе с Владимиром Якуниным одобрил 10%-ую индексацию тарифов. А сегодня, 2 октября, появилась информация, что 30-миллиардные субсидии за 2015 год РЖД может получить уже сейчас – якобы подобная практика преждевременных выплат распространена и практикуется уже давно. Самое интересное, что получив (по предварительным данным) 30 млрд рублей госсубсидий и 32 млрд рублей от особого порядка индексации, компания покроет заявленные Якуниным годовые убытки в 60 млрд. А при условии продолжения политики экономии, по предварительным данным, РЖД даже выйдет в плюс.

К слову, сегодня «Российские железные дороги» получили 1,8-миллиардный иск от ФАС за сокрытие информации о состоянии инфраструктуры. Вкупе с приведенным выше сопоставлением прибылей, вливаний и убытков, есть только один вопрос: на что Вы просите денег, господин Якунин?

Григорий Егоров

Читайте нас в Яндексе

Власти США намерены повлиять на понижение курса рубля Ученый Семенов предупредил человечество о рисках изменения климата Авиация ЗВО провела подготовку к параду Победы в Петербурге Жителей Петербурга ожидают дожди в середине недели Сестра Борткевича раскрыла причины возвращения артиста в Россию из США Россия сократила число чешских дипломатов в посольстве до пяти Владимир Пресняков-старший восстанавливается после тяжелой операции Верка Сердючка сражается с серьезным недугом с помощью европейских врачей Кирилл Туриченко из "Иванушек International" не смог сдержать слез в финале шоу "Маска" Несколько категорий россиян могут получить бесплатное жилье от государства Разоблачен еще один участник шоу "Маска" на НТВ Экс-супруга Борткевича рассказала о совместном проживании с любовницей мужа
Власти США намерены повлиять на понижение курса рубля

Планы Соединенных Штатов о повышении курса доллара подтверждают, что страна намерена подорвать курс рубля. Такого мнения придерживается аналитик Степан Демура.

1:12  19 Апреля 2021
81
Ученый Семенов предупредил человечество о рисках изменения климата

Повышение средних температур в мире ведет к опасным последствиям, о которых стоит помнить, заявил завлабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов.

1:07  19 Апреля 2021
60
Авиация ЗВО провела подготовку к параду Победы в Петербурге

Экипажи тактических групп армейской авиации провели репетицию групповых полетов к параду Победы в Петербурге. Тренировка прошла в воздушном пространстве аэродрома Пушкин.

1:07  19 Апреля 2021
81
Жителей Петербурга ожидают дожди в середине недели

Дожди и сильное похолодание придут в Санкт-Петербург начиная с 21 апреля. Об этом сообщили в ФГБУ "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".

0:51  19 Апреля 2021
85
Сестра Борткевича раскрыла причины возвращения артиста в Россию из США

Двоюродная сестра солиста золотого состава ВИА "Песняры" Леонида Борткевича рассказала, что посещение католического храма повлияло на возвращение музыканта в родную страну.

0:43  19 Апреля 2021
91
Россия сократила число чешских дипломатов в посольстве до пяти

Российская сторона высылает 16 чешских дипломатов и четырех сотрудников технического персонала посольства. Об этом сообщил министр внутренних дел Чехии Ян Гамачек.

0:28  19 Апреля 2021
58
Владимир Пресняков-старший восстанавливается после тяжелой операции

Композитор, аранжировщик, саксофонист Владимир Пресняков-старший перенес операцию по удалению почки из-за злокачественной опухоли. Об этом он рассказал в эфире "Звезды сошлись".

0:17  19 Апреля 2021
65
Верка Сердючка сражается с серьезным недугом с помощью европейских врачей

Андрей Данилко, выступавший на эстраде в образе Верки Сердючки, серьезно болен. Сражаться с болезнью ему помогают европейские врачи.

0:10  19 Апреля 2021
71
Кирилл Туриченко из "Иванушек International" не смог сдержать слез в финале шоу "Маска"

Участник шоу "Маска" в костюме Носорога певец Кирилл Туриченко расплакался после своего разоблачения на проекте.

23:54  18 Апреля 2021
67
Несколько категорий россиян могут получить бесплатное жилье от государства

Получить квартиру за счет государства могут малоимущие россияне и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Но жилье в этом случае предоставляется по договору социального найма.

23:48  18 Апреля 2021
59
Разоблачен еще один участник шоу "Маска" на НТВ

Члены жюри шоу "Маска"на канале НТВ разоблачили одного из фаворитов проекта — Носорога. В костюме скрывался участник поп-группы "Иванушки International" Кирилл Туриченко.

23:35  18 Апреля 2021
85
Экс-супруга Борткевича рассказала о совместном проживании с любовницей мужа

Бывшая жена солиста группы ВИА "Песняры" Леонида Борткевича Ольга Шумакова вспомнила, как поймала мужа с любовницей и пожила с ней вместе под одной крышей.

23:30  18 Апреля 2021
65
США призвали авиакомпании с осторожностью пролетать над Украиной

Американским авиакомпаниям рекомендовано проявлять осторожность при выполнении полетов над рядом территории РФ и Украины. Об этом заявило Федеральное авиационное управление США.

22:57  18 Апреля 2021
68
Ревва раскрыл Глюкозу на шоу "Маска"

Певица Наталья Чистякова-Ионова, более известная как Глюкоза, выступила на шоу "Маска" в костюме Слоника и спела хит групп "Хлеб" и Cream Soda "Плачу на техно".

22:36  18 Апреля 2021
132
Водителям РФ разрешат совершать сделки по продаже транспорта в Сети

Заключать и расторгать договоры купли-продажи автомобилей с пробегом разрешат с 1 мая 2021 года. Соответствующие действия можно совершить на сайте "Госуслуги".

22:24  18 Апреля 2021
201