
Россия отрицает наличие должной правовой основы для разбирательств по ЮКОСу в Гааге
Заместитель министра иностранных дел России Василий Небензя заявляет, что вынесший решение по ЮКОСу Гаагский арбитраж не обладал требуемой юрисдикцией для его принятия. «Россия не давала согласия на разбирательство споров с «иностранными инвесторами» в арбитраже», - цитирует замминистра ИТАР-ТАСС.
По словам Небензи, при рассмотрении вопроса и вынесении вердикта отсутствовала должная правовая основа, поскольку вопросы, ставшие предметом разбирательства в Гааге, относятся к исключительной компетенции государственных судов РФ. Кроме того, замминистра выразил недоумение касательно «произвольно определенного размера убытков», присужденных Третейским судом. «Ввиду изложенного логичным шагом в отношении принятого Гаагским арбитражем решения было бы его обжалование», - резюмировал Небензя.
Напомним, российский суд признал ряд представителей топ-менеджмента нефтяной компании ЮКОС (существовавшей в 1993-2007 годах) виновными в совершении экономических преступлений и хищений, мошенничестве, а также уклонениях от уплаты налогов. В частности, Михаил Ходорковский, бывший глава компании, около 10 лет провел в заключении, а его заместитель Леонид Невзлин до сих пор скрывается в Израиле. Еще в 2007 году бывшие акционеры ЮКОСа обратились в международный арбитражный суд в Гааге с целью получить возмещение убытков согласно 45-й статьи европейской Энергетической хартии, защищающей инвесторов от экспроприации – значительная часть акций компании контролировалась зарубежными организациями, принадлежавших, однако, акционерам из России. Иск аргументировался существенными потерями в ходе процедуры банкротства ЮКОСа, бывший топ-менеджмент компании обвинял правительство РФ в экспроприации активов. Гаагский трибунал оценил потери акционеров в 50 млрд долларов, что составляет 2,5% всего ВВП РФ. Интересно, что до того, как Василий Небензя выразил сегодня официальную позицию МИД РФ, «Левада-центр» опубликовал данные опроса российских граждан касательно вердикта в Гааге: 55% респондентов считают, что решение «политически мотивировано» в контексте давления на Россию со стороны западных стран.