А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста

 
Москва, 07.10.14 - 13:41
продолжается не одно десятилетие. Когда уже построят Керченский мост?

До Крыма из россии рукой подать - нужно лишь преодолеть Керченский пролив

Так уж сложилось, что с материковой части России в Крым можно попасть только через Керченский пролив — винить в этом некого, разве что мать-природу. И, казалось бы, к XXI веку человечество, покорившее океанские глубины и космические высоты, уже могло бы решить проблему преодоления пустячного расстояния в менее чем 20 км между материком и полуостровом. Ан-нет. Человечество, конечно, придумало много разных способов, как связать Крым и остальную часть России, однако проблема как была, так и остается нерешенной. В последнее время, правда, в процессе наметился прогресс, но обо всем по порядку.

Керченский мост. Дубль 1

Первой достойной внимания транспортной переправой через Керченский пролив можно считать железнодорожный мост, построенный во время Великой отечественной войны. Материалы для него использовались трофейные – все то, что оставили немцы, собиравшиеся возвести автомобильный мост. Работы велись с весны 1944 года. Осенью, 27-й годовщине Великой октябрьской революции, мост был открыт. Долго просуществовать ему, правда, суждено не было. Уже в феврале, то есть буквально через 3,5 месяца, лед разрушил опоры моста, которые никак не были защищены, и мост не выдержал. По крайней мере, за этот недолгий срок функционирования по нему успели проехаться участники знаменитой Ялтинской конференции, так что первый (и пока что последний) Керченский мост вошел в историю.

Восстанавливать мост не стали. Более того, оставшиеся в воде опоры простояли так еще почти 20 лет. Новому строительству предпочли налаживание паромного сообщения, и здесь власти добились больших результатов. Керченская паромная переправа была открыта в 1953 и благополучно существует и в наши дни. По началу между двумя портами – портом «Крым» на полуострове и портом «Кавказ» в Краснодарском крае – было пущено четыре железнодорожных парома.  Позже к ним присоединились три автомобильных. Расстояние между портами всего 5 км, это самое узкое место в проливе. В какой-то момент ж/д паромы износились до такой степени, что их списали, и в 1990-е через пролив переправляли только автомобили. Грузовые железнодорожные составы вновь стали перевозиться лишь с 2004 года, после закупки новых паромов.

Ежедневно паромная переправа способна обеспечить перевозку 22 тыс пассажиров. И это прекрасный показатель, который портит одно обстоятельство – зависимость от погодных условий. Когда в заливе бушует шторм, и движение паромов приостанавливается, на подъездах к портам с обеих сторон выстраиваются очереди из сотен и даже тысяч автомобилей. Если в советское время автомобилистов было не так много, и переправа с возлагаемыми на нее задачами худо-бедно справлялась, то в 2000-е стало очевидно, что без моста не обойтись.    

Керченский мост. Дубль 2

Первоначально речь шла о совместном проекте Украины и России, ведь Крым являлся украинской территорией. Обсуждалось множество проектов и различные варианты конструкций, сменялись режимы в Украине, однако окончательное решение никак не принималось. В 2008 году даже говорилось, что строительство начнется "в ближайшие дни". Наконец, 21 апреля 2010 года, президенты двух стран – на тот момент ими были Дмитрий Медведев и Виктор Янукович – смогли договориться и подписали в Харькове официальное соглашение о строительстве моста.  Планировалось, что мост, который свяжет Крым и Краснодарский край, будет закончен аккурат к Зимней Олимпиаде в Сочи.  Однако снова что-то не сложилось.

В документах, подписанных обеими сторонами в декабре 2013 года, снова значился многострадальный мост. Страны собирались скооперировать в организации строительства, однако очень скоро о какой-либо кооперации между Россией и Украиной стало трудно говорить.

Керченский мост. Дубль 3

После присоединения Крыма к России по результатам референдума, проведенного в республике в марте 2014 года, проблема Керченского моста, формально, перестала быть украинской проблемой. Чем не преминули воспользоваться новые власти: меньше недели назад появилось официальное сообщение Правительства Украины о том, что страна разрывает соглашение о совместном строительстве. Сюрпризом известие не стало: как и обязывают условия соглашения, украинская сторона за полгода уведомила Россию о своем решении. Впрочем, в этом году уже вряд кто-то всерьез рассчитывал на помощь Украины по данному вопросу.

Россия, таким образом, осталась с проблемой Керченского моста один на один. Надо отдать должное, что с тех пор, как Крым вошел в состав РФ, дело значительно оживилось, уже в марте начались подготовительные работы. Строительство моста стало приоритетным проектом, ведь попадание в Крым через украинскую территорию ввиду политической ситуации сильно затруднилось.  В августе российский президент Владимир Путин заявил, что до конца 2018 года мост будет открыт.

По информации, которую на сегодняшний день предоставляют власти, мост будет состоять из 4 автомобильных полос и 2 железнодорожных путей. Его протяженность составит 19 км. Оценочная стоимость реализации проекта – 228 миллиардов рублей. Финансирование планируется в основном из федерального бюджета, подрядчиков обещают назвать в ближайшее время. Во время Сочинского экономического форума прозвучали обещания определиться с компаниями-исполнителями уже к середине октября. Сообщалось также, что предпочтение будет отдано отечественным компаниям, и что иностранцы будут привлекаться только в случае форс-мажора по дедлайнам. Бюджету Крыма, кстати, мост не будет стоить ни рубля.

Подводные камни

Казалось бы, все благополучно, и наконец-то есть реальные основания полагать, что мост все-таки будет построен. Однако в Европейском союзе на официальном уровне заявляется, что появления сухопутного сообщения с полуостровом допускать нельзя. Такое мнение вчера было озвучено в Европарламенте будущей главой дипломатии ЕС.

Пока не очень ясно, как именно ЕС собирается препятствовать строительству моста – введением очередных санкций, не иначе.

В утешение можно сказать, что какой-никакой альтернативный вариант у России все же имеется: крымская компания «Великий шелковый путь Евразия» предложила Владимиру Путину отказаться от моста в пользу усовершенствования паромного сообщения (строительство дополнительных шести причалов и закупка новых паромов) и прокладки подводного тоннеля протяженностью 12 км. Стоимость реализации данного проекта – 365 млрд рублей, то есть в 1,5 раза выше, чем стоимость моста. Вариант не идеальный, но как знать, возможно России не оставят выбора.  

Юлия Порядина


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх