Подписаться
на push-уведомления?
Да

А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста

17:41  07 Октября 2014
82
Москва
А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста
А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста

Так уж сложилось, что с материковой части России в Крым можно попасть только через Керченский пролив — винить в этом некого, разве что мать-природу. И, казалось бы, к XXI веку человечество, покорившее океанские глубины и космические высоты, уже могло бы решить проблему преодоления пустячного расстояния в менее чем 20 км между материком и полуостровом. Ан-нет. Человечество, конечно, придумало много разных способов, как связать Крым и остальную часть России, однако проблема как была, так и остается нерешенной. В последнее время, правда, в процессе наметился прогресс, но обо всем по порядку.

Керченский мост. Дубль 1

Первой достойной внимания транспортной переправой через Керченский пролив можно считать железнодорожный мост, построенный во время Великой отечественной войны. Материалы для него использовались трофейные – все то, что оставили немцы, собиравшиеся возвести автомобильный мост. Работы велись с весны 1944 года. Осенью, 27-й годовщине Великой октябрьской революции, мост был открыт. Долго просуществовать ему, правда, суждено не было. Уже в феврале, то есть буквально через 3,5 месяца, лед разрушил опоры моста, которые никак не были защищены, и мост не выдержал. По крайней мере, за этот недолгий срок функционирования по нему успели проехаться участники знаменитой Ялтинской конференции, так что первый (и пока что последний) Керченский мост вошел в историю.

Восстанавливать мост не стали. Более того, оставшиеся в воде опоры простояли так еще почти 20 лет. Новому строительству предпочли налаживание паромного сообщения, и здесь власти добились больших результатов. Керченская паромная переправа была открыта в 1953 и благополучно существует и в наши дни. По началу между двумя портами – портом «Крым» на полуострове и портом «Кавказ» в Краснодарском крае – было пущено четыре железнодорожных парома.  Позже к ним присоединились три автомобильных. Расстояние между портами всего 5 км, это самое узкое место в проливе. В какой-то момент ж/д паромы износились до такой степени, что их списали, и в 1990-е через пролив переправляли только автомобили. Грузовые железнодорожные составы вновь стали перевозиться лишь с 2004 года, после закупки новых паромов.

Ежедневно паромная переправа способна обеспечить перевозку 22 тыс пассажиров. И это прекрасный показатель, который портит одно обстоятельство – зависимость от погодных условий. Когда в заливе бушует шторм, и движение паромов приостанавливается, на подъездах к портам с обеих сторон выстраиваются очереди из сотен и даже тысяч автомобилей. Если в советское время автомобилистов было не так много, и переправа с возлагаемыми на нее задачами худо-бедно справлялась, то в 2000-е стало очевидно, что без моста не обойтись.    

Керченский мост. Дубль 2

Первоначально речь шла о совместном проекте Украины и России, ведь Крым являлся украинской территорией. Обсуждалось множество проектов и различные варианты конструкций, сменялись режимы в Украине, однако окончательное решение никак не принималось. В 2008 году даже говорилось, что строительство начнется "в ближайшие дни". Наконец, 21 апреля 2010 года, президенты двух стран – на тот момент ими были Дмитрий Медведев и Виктор Янукович – смогли договориться и подписали в Харькове официальное соглашение о строительстве моста.  Планировалось, что мост, который свяжет Крым и Краснодарский край, будет закончен аккурат к Зимней Олимпиаде в Сочи.  Однако снова что-то не сложилось.

В документах, подписанных обеими сторонами в декабре 2013 года, снова значился многострадальный мост. Страны собирались скооперировать в организации строительства, однако очень скоро о какой-либо кооперации между Россией и Украиной стало трудно говорить.

Керченский мост. Дубль 3

После присоединения Крыма к России по результатам референдума, проведенного в республике в марте 2014 года, проблема Керченского моста, формально, перестала быть украинской проблемой. Чем не преминули воспользоваться новые власти: меньше недели назад появилось официальное сообщение Правительства Украины о том, что страна разрывает соглашение о совместном строительстве. Сюрпризом известие не стало: как и обязывают условия соглашения, украинская сторона за полгода уведомила Россию о своем решении. Впрочем, в этом году уже вряд кто-то всерьез рассчитывал на помощь Украины по данному вопросу.

Россия, таким образом, осталась с проблемой Керченского моста один на один. Надо отдать должное, что с тех пор, как Крым вошел в состав РФ, дело значительно оживилось, уже в марте начались подготовительные работы. Строительство моста стало приоритетным проектом, ведь попадание в Крым через украинскую территорию ввиду политической ситуации сильно затруднилось.  В августе российский президент Владимир Путин заявил, что до конца 2018 года мост будет открыт.

По информации, которую на сегодняшний день предоставляют власти, мост будет состоять из 4 автомобильных полос и 2 железнодорожных путей. Его протяженность составит 19 км. Оценочная стоимость реализации проекта – 228 миллиардов рублей. Финансирование планируется в основном из федерального бюджета, подрядчиков обещают назвать в ближайшее время. Во время Сочинского экономического форума прозвучали обещания определиться с компаниями-исполнителями уже к середине октября. Сообщалось также, что предпочтение будет отдано отечественным компаниям, и что иностранцы будут привлекаться только в случае форс-мажора по дедлайнам. Бюджету Крыма, кстати, мост не будет стоить ни рубля.

Подводные камни

Казалось бы, все благополучно, и наконец-то есть реальные основания полагать, что мост все-таки будет построен. Однако в Европейском союзе на официальном уровне заявляется, что появления сухопутного сообщения с полуостровом допускать нельзя. Такое мнение вчера было озвучено в Европарламенте будущей главой дипломатии ЕС.

Пока не очень ясно, как именно ЕС собирается препятствовать строительству моста – введением очередных санкций, не иначе.

В утешение можно сказать, что какой-никакой альтернативный вариант у России все же имеется: крымская компания «Великий шелковый путь Евразия» предложила Владимиру Путину отказаться от моста в пользу усовершенствования паромного сообщения (строительство дополнительных шести причалов и закупка новых паромов) и прокладки подводного тоннеля протяженностью 12 км. Стоимость реализации данного проекта – 365 млрд рублей, то есть в 1,5 раза выше, чем стоимость моста. Вариант не идеальный, но как знать, возможно России не оставят выбора.  

Юлия Порядина

Читайте нас в Яндексе

Депутат Госдумы Вострецов одобрил антиинфекционную стратегию Роспотребнадзора Объявлен кастинг на участие в концерте "Алые паруса" Попытки Украины остановить "СП-2" вызывают насмешки пользователей Сети Андрей Макаревич посягнул на повод для гордости украинцев Вагоностроение Украины приходит в упадок из-за поставок б/у вагонов из РФ Петербуржцев предупредили о сильных дождях во второй половине мая Эксперт предрек украинцам рост цен на бензин из-за махинаций власти Певица Азиза назвала дату свадьбы с молодым итальянцем Генпрокурор Чехии заявил об отставке Компания Mahle представила безмагнитный электрический двигатель Экс-возлюбленный Джорджа Майкла отсудил часть наследства покойного певца Волочкова объяснила, почему стала "злейшим врагом" для близких
Депутат Госдумы Вострецов одобрил антиинфекционную стратегию Роспотребнадзора

Меры Роспотребнадзора могут уберечь россиян не только от природной угрозы заражения, но и от опасных действий недоброжелателей. Об этом заявил депутат Госдумы Сергей Вострецов.

17:31  14 Мая 2021
82
Объявлен кастинг на участие в концерте "Алые паруса"

Санкт-Петербург готовится к празднику выпускников "Алые паруса". Право на выступление будет отдано лучшим молодежным творческим коллективам и начинающим артистам.

17:27  14 Мая 2021
67
Попытки Украины остановить "СП-2" вызывают насмешки пользователей Сети

Интернет-пользователей насмешило желание украинской стороны помешать строительству газопровода "Северный поток — 2".

17:26  14 Мая 2021
75
Андрей Макаревич посягнул на повод для гордости украинцев

Известный российский музыкант во время своего украинского турне откровенно высказался по поводу национальной принадлежности борща.

17:18  14 Мая 2021
63
Вагоностроение Украины приходит в упадок из-за поставок б/у вагонов из РФ

Россия поставляет на Украину железнодорожные вагоны с истекшим нормативным сроком службы, из-за этого в Незалежной за последние десять лет закрылось 15 из 18 предприятий.

17:16  14 Мая 2021
90
Петербуржцев предупредили о сильных дождях во второй половине мая

Погода во второй половине мая в Петербурге испортится. Синоптики прогнозируют выпадение значительного количества осадков.

17:12  14 Мая 2021
56
Эксперт предрек украинцам рост цен на бензин из-за махинаций власти

Переход на ручное регулирование цен на бензин уничтожит конкуренцию на рынке нефтепродуктов, и спровоцирует неконтролируемый рост цен на Украине.

17:11  14 Мая 2021
79
Певица Азиза назвала дату свадьбы с молодым итальянцем

Советская и российская певица Азиза активно готовится к свадьбе с итальянцем Александро Лортэ, который младше ее на 17 лет. Звезда впервые раскрыла дату предстоящего торжества.

17:09  14 Мая 2021
54
Генпрокурор Чехии заявил об отставке

Генеральный прокурор Чехии Павел Земан намерен уйти в отставку 30 июня. Об этом сообщили в министерстве промышленности и торговли республики.

17:08  14 Мая 2021
52
Компания Mahle представила безмагнитный электрический двигатель

В силовых агрегатах от Mahle значительно вырос КПД на максимальных оборотах, а кроме того, их производство не нуждается в редкоземельных металлах.

17:08  14 Мая 2021
87
Экс-возлюбленный Джорджа Майкла отсудил часть наследства покойного певца

Бывший любовник известного исполнителя Джорджа Майкла Кенни Госс после смерти звезды долгое время пытался отсудить у родственников часть наследства покойного, и ему это удалось.

17:07  14 Мая 2021
57
Волочкова объяснила, почему стала "злейшим врагом" для близких

Балерина Анастасия Волочкова призналась, что находится в напряженных отношениях с родными из-за общения с журналистами.

17:00  14 Мая 2021
62
Новые смартфоны Nokia C20 и Nokia G10 появились на российском рынке

Новые смартфоны от Nokia C20 и G10 появились в продаже в российских магазинах. Характеристики моделей представил производитель.

16:59  14 Мая 2021
69
РКН напомнил о дедлайне для Twitter по удалению запрещенного контента

Администрация Twitter выразила готовность удалить или блокировать противоправный контент по требованию Роскомнадзора.

16:58  14 Мая 2021
51
Резкое ухудшение погоды принесет в Москву грозы и сильный ветер

Погода в Москве резко ухудшится к вечеру пятницы, 14 мая. Ожидаются дожди и сильный ветер, предупредили жителей столицы синоптики.

16:44  14 Мая 2021
82