Подписаться
на push-уведомления?
Да

А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста

17:41  07 Октября 2014
82
Москва
А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста
А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста

Так уж сложилось, что с материковой части России в Крым можно попасть только через Керченский пролив — винить в этом некого, разве что мать-природу. И, казалось бы, к XXI веку человечество, покорившее океанские глубины и космические высоты, уже могло бы решить проблему преодоления пустячного расстояния в менее чем 20 км между материком и полуостровом. Ан-нет. Человечество, конечно, придумало много разных способов, как связать Крым и остальную часть России, однако проблема как была, так и остается нерешенной. В последнее время, правда, в процессе наметился прогресс, но обо всем по порядку.

Керченский мост. Дубль 1

Первой достойной внимания транспортной переправой через Керченский пролив можно считать железнодорожный мост, построенный во время Великой отечественной войны. Материалы для него использовались трофейные – все то, что оставили немцы, собиравшиеся возвести автомобильный мост. Работы велись с весны 1944 года. Осенью, 27-й годовщине Великой октябрьской революции, мост был открыт. Долго просуществовать ему, правда, суждено не было. Уже в феврале, то есть буквально через 3,5 месяца, лед разрушил опоры моста, которые никак не были защищены, и мост не выдержал. По крайней мере, за этот недолгий срок функционирования по нему успели проехаться участники знаменитой Ялтинской конференции, так что первый (и пока что последний) Керченский мост вошел в историю.

Восстанавливать мост не стали. Более того, оставшиеся в воде опоры простояли так еще почти 20 лет. Новому строительству предпочли налаживание паромного сообщения, и здесь власти добились больших результатов. Керченская паромная переправа была открыта в 1953 и благополучно существует и в наши дни. По началу между двумя портами – портом «Крым» на полуострове и портом «Кавказ» в Краснодарском крае – было пущено четыре железнодорожных парома.  Позже к ним присоединились три автомобильных. Расстояние между портами всего 5 км, это самое узкое место в проливе. В какой-то момент ж/д паромы износились до такой степени, что их списали, и в 1990-е через пролив переправляли только автомобили. Грузовые железнодорожные составы вновь стали перевозиться лишь с 2004 года, после закупки новых паромов.

Ежедневно паромная переправа способна обеспечить перевозку 22 тыс пассажиров. И это прекрасный показатель, который портит одно обстоятельство – зависимость от погодных условий. Когда в заливе бушует шторм, и движение паромов приостанавливается, на подъездах к портам с обеих сторон выстраиваются очереди из сотен и даже тысяч автомобилей. Если в советское время автомобилистов было не так много, и переправа с возлагаемыми на нее задачами худо-бедно справлялась, то в 2000-е стало очевидно, что без моста не обойтись.    

Керченский мост. Дубль 2

Первоначально речь шла о совместном проекте Украины и России, ведь Крым являлся украинской территорией. Обсуждалось множество проектов и различные варианты конструкций, сменялись режимы в Украине, однако окончательное решение никак не принималось. В 2008 году даже говорилось, что строительство начнется "в ближайшие дни". Наконец, 21 апреля 2010 года, президенты двух стран – на тот момент ими были Дмитрий Медведев и Виктор Янукович – смогли договориться и подписали в Харькове официальное соглашение о строительстве моста.  Планировалось, что мост, который свяжет Крым и Краснодарский край, будет закончен аккурат к Зимней Олимпиаде в Сочи.  Однако снова что-то не сложилось.

В документах, подписанных обеими сторонами в декабре 2013 года, снова значился многострадальный мост. Страны собирались скооперировать в организации строительства, однако очень скоро о какой-либо кооперации между Россией и Украиной стало трудно говорить.

Керченский мост. Дубль 3

После присоединения Крыма к России по результатам референдума, проведенного в республике в марте 2014 года, проблема Керченского моста, формально, перестала быть украинской проблемой. Чем не преминули воспользоваться новые власти: меньше недели назад появилось официальное сообщение Правительства Украины о том, что страна разрывает соглашение о совместном строительстве. Сюрпризом известие не стало: как и обязывают условия соглашения, украинская сторона за полгода уведомила Россию о своем решении. Впрочем, в этом году уже вряд кто-то всерьез рассчитывал на помощь Украины по данному вопросу.

Россия, таким образом, осталась с проблемой Керченского моста один на один. Надо отдать должное, что с тех пор, как Крым вошел в состав РФ, дело значительно оживилось, уже в марте начались подготовительные работы. Строительство моста стало приоритетным проектом, ведь попадание в Крым через украинскую территорию ввиду политической ситуации сильно затруднилось.  В августе российский президент Владимир Путин заявил, что до конца 2018 года мост будет открыт.

По информации, которую на сегодняшний день предоставляют власти, мост будет состоять из 4 автомобильных полос и 2 железнодорожных путей. Его протяженность составит 19 км. Оценочная стоимость реализации проекта – 228 миллиардов рублей. Финансирование планируется в основном из федерального бюджета, подрядчиков обещают назвать в ближайшее время. Во время Сочинского экономического форума прозвучали обещания определиться с компаниями-исполнителями уже к середине октября. Сообщалось также, что предпочтение будет отдано отечественным компаниям, и что иностранцы будут привлекаться только в случае форс-мажора по дедлайнам. Бюджету Крыма, кстати, мост не будет стоить ни рубля.

Подводные камни

Казалось бы, все благополучно, и наконец-то есть реальные основания полагать, что мост все-таки будет построен. Однако в Европейском союзе на официальном уровне заявляется, что появления сухопутного сообщения с полуостровом допускать нельзя. Такое мнение вчера было озвучено в Европарламенте будущей главой дипломатии ЕС.

Пока не очень ясно, как именно ЕС собирается препятствовать строительству моста – введением очередных санкций, не иначе.

В утешение можно сказать, что какой-никакой альтернативный вариант у России все же имеется: крымская компания «Великий шелковый путь Евразия» предложила Владимиру Путину отказаться от моста в пользу усовершенствования паромного сообщения (строительство дополнительных шести причалов и закупка новых паромов) и прокладки подводного тоннеля протяженностью 12 км. Стоимость реализации данного проекта – 365 млрд рублей, то есть в 1,5 раза выше, чем стоимость моста. Вариант не идеальный, но как знать, возможно России не оставят выбора.  

Юлия Порядина

Читайте нас в Яндексе

РФ и ФРГ обошли санкции США против «Северного потока – 2» Дмитриева рассказала о бюджетных потерях России и Санкт-Петербурга Санкции против госдолга РФ ударят по финансовым интересам США Санкции Байдена против госдолга РФ страшнее нового пакета Трампа  Реформы МВФ запустили программу самоликвидации Украины Политика США по ДОН открывает «ящик Пандоры» на территории Европы Украина скрывает ненужность Донбасса за разговорами о его восстановлении  Риск смены политики США заставляет поляков задуматься о России Непрозрачность политики США стала угрозой международной безопасности Беспилотник «Посейдон» поставил США в положение стратегического тупика Разрыв отношений с Россией обойдется Европе в 57 млрд долларов Молодежный бизнес позволит РФ решить застарелые проблемы экономики
Сенатор Бибикова назвала получателей двух пенсий в декабре

Сразу две пенсии перечислят в декабре определенной категории граждан, сообщила заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

14:01  30 Ноября 2020
70
Центробанк продал иностранную валюту на 8,5 млрд рублей для поддержки курса

Отечественный регулятор продал на внутреннем рынке валюту на 8,5 млрд рублей с расчетами 27 ноября, действуя в рамках упреждающих мер по снижению волатильности.

13:53  30 Ноября 2020
78
РФ и ФРГ обошли санкции США против «Северного потока – 2»

У «Северного потока – 2» появился свет в конце туннеля, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

13:53  30 Ноября 2020
55
Санду снова выступила за вывод российских миротворцев из Приднестровья

Российских военных необходимо вывести с территории Приднестровья, считает избранный президент Молдавии Майя Санду.

13:50  30 Ноября 2020
59
MarineTraffic зафиксировал перемещение судна снабжения "Иван Сидоренко"

Судно снабжения "Иван Сидоренко", которое должно использоваться для подачи труб на стройке "Северного потока — 2", прибыло в порт приписки — Калининград.

13:49  30 Ноября 2020
85
Российских водителей ждут важные изменения в декабре

С 1 декабря в России вводится ряд изменений, касающихся автомобилистов. Речь идет о новой маркировке шин, уплате транспортного налога и появлении европейского класса машин.

13:44  30 Ноября 2020
98
В Кремле рассказали, чем обернется вывод миротворцев РФ из Приднестровья

Изменение формата миротворческой миссии в Приднестровье приведет к дестабилизации обстановки в регионе. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

13:42  30 Ноября 2020
77
Создатель сырка "Б.Ю. Александров" умер после борьбы с COVID-19

Ушел из жизни основатель бренда "Б.Ю. Александров" Борис Александров. Незадолго до смерти у мужчины подтвердили коронавирус.

13:41  30 Ноября 2020
76
Аналитики предсказали рекордное снижение ипотечной ставки в России

Средняя ставка новых ипотечных кредитов в России в первой половине следующего года может достичь рекордно низких показателей, уверены аналитики рейтингового агентства НКР.

13:39  30 Ноября 2020
68
Ученые из Бурятии нашли способ повысить урожайность зерна на 23%

Представители научного сообщества из Бурятии нашли новый способ повысить урожайность зерна на 23%. Предложенный ими метод лег в основу кандидатской диссертации.

13:32  30 Ноября 2020
79
Россияне смогут направлять документы в ФССП в электронной форме

Должники и взыскатели смогут направлять документы в Федеральную службу судебных приставов через новый сервис на портале госуслуг, разработанный Минцифрами РФ совместно с ФССП.

13:24  30 Ноября 2020
65
Изучение мышей помогло найти центры терпения в мозгу человека

Отвечающий за терпеливость гормон нашли специалисты из Научно-технологического института Окинавы. Результата удалось достичь после экспериментов на мышах.

13:24  30 Ноября 2020
63
Саймс рассказал, как ядерное оружие России вернуло США с небес на землю

Ядерный арсенал России добавляет здоровый прагматизм в двойные стандарты США. Об этом заявил политолог из Вашингтона Дмитрий Саймс

13:23  30 Ноября 2020
68
Российские власти заявили, что дополнительной помощи бизнесу не планируется

Речи о дополнительной поддержке малого и среднего бизнеса пока не идет, заявил официальный представитель главы РФ Дмитрий Песков.

13:20  30 Ноября 2020
91
Президент Путин потребовал от чиновников решения вопросов с доходами россиян

Чиновники должны обратить внимание на проблему доходов россиян.

13:16  30 Ноября 2020
73