Подписаться
на push-уведомления?
Да

А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста

17:41  07 Октября 2014
82
Москва
А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста
А мост и ныНЕ там или Сложная судьба Керченского моста

Так уж сложилось, что с материковой части России в Крым можно попасть только через Керченский пролив — винить в этом некого, разве что мать-природу. И, казалось бы, к XXI веку человечество, покорившее океанские глубины и космические высоты, уже могло бы решить проблему преодоления пустячного расстояния в менее чем 20 км между материком и полуостровом. Ан-нет. Человечество, конечно, придумало много разных способов, как связать Крым и остальную часть России, однако проблема как была, так и остается нерешенной. В последнее время, правда, в процессе наметился прогресс, но обо всем по порядку.

Керченский мост. Дубль 1

Первой достойной внимания транспортной переправой через Керченский пролив можно считать железнодорожный мост, построенный во время Великой отечественной войны. Материалы для него использовались трофейные – все то, что оставили немцы, собиравшиеся возвести автомобильный мост. Работы велись с весны 1944 года. Осенью, 27-й годовщине Великой октябрьской революции, мост был открыт. Долго просуществовать ему, правда, суждено не было. Уже в феврале, то есть буквально через 3,5 месяца, лед разрушил опоры моста, которые никак не были защищены, и мост не выдержал. По крайней мере, за этот недолгий срок функционирования по нему успели проехаться участники знаменитой Ялтинской конференции, так что первый (и пока что последний) Керченский мост вошел в историю.

Восстанавливать мост не стали. Более того, оставшиеся в воде опоры простояли так еще почти 20 лет. Новому строительству предпочли налаживание паромного сообщения, и здесь власти добились больших результатов. Керченская паромная переправа была открыта в 1953 и благополучно существует и в наши дни. По началу между двумя портами – портом «Крым» на полуострове и портом «Кавказ» в Краснодарском крае – было пущено четыре железнодорожных парома.  Позже к ним присоединились три автомобильных. Расстояние между портами всего 5 км, это самое узкое место в проливе. В какой-то момент ж/д паромы износились до такой степени, что их списали, и в 1990-е через пролив переправляли только автомобили. Грузовые железнодорожные составы вновь стали перевозиться лишь с 2004 года, после закупки новых паромов.

Ежедневно паромная переправа способна обеспечить перевозку 22 тыс пассажиров. И это прекрасный показатель, который портит одно обстоятельство – зависимость от погодных условий. Когда в заливе бушует шторм, и движение паромов приостанавливается, на подъездах к портам с обеих сторон выстраиваются очереди из сотен и даже тысяч автомобилей. Если в советское время автомобилистов было не так много, и переправа с возлагаемыми на нее задачами худо-бедно справлялась, то в 2000-е стало очевидно, что без моста не обойтись.    

Керченский мост. Дубль 2

Первоначально речь шла о совместном проекте Украины и России, ведь Крым являлся украинской территорией. Обсуждалось множество проектов и различные варианты конструкций, сменялись режимы в Украине, однако окончательное решение никак не принималось. В 2008 году даже говорилось, что строительство начнется "в ближайшие дни". Наконец, 21 апреля 2010 года, президенты двух стран – на тот момент ими были Дмитрий Медведев и Виктор Янукович – смогли договориться и подписали в Харькове официальное соглашение о строительстве моста.  Планировалось, что мост, который свяжет Крым и Краснодарский край, будет закончен аккурат к Зимней Олимпиаде в Сочи.  Однако снова что-то не сложилось.

В документах, подписанных обеими сторонами в декабре 2013 года, снова значился многострадальный мост. Страны собирались скооперировать в организации строительства, однако очень скоро о какой-либо кооперации между Россией и Украиной стало трудно говорить.

Керченский мост. Дубль 3

После присоединения Крыма к России по результатам референдума, проведенного в республике в марте 2014 года, проблема Керченского моста, формально, перестала быть украинской проблемой. Чем не преминули воспользоваться новые власти: меньше недели назад появилось официальное сообщение Правительства Украины о том, что страна разрывает соглашение о совместном строительстве. Сюрпризом известие не стало: как и обязывают условия соглашения, украинская сторона за полгода уведомила Россию о своем решении. Впрочем, в этом году уже вряд кто-то всерьез рассчитывал на помощь Украины по данному вопросу.

Россия, таким образом, осталась с проблемой Керченского моста один на один. Надо отдать должное, что с тех пор, как Крым вошел в состав РФ, дело значительно оживилось, уже в марте начались подготовительные работы. Строительство моста стало приоритетным проектом, ведь попадание в Крым через украинскую территорию ввиду политической ситуации сильно затруднилось.  В августе российский президент Владимир Путин заявил, что до конца 2018 года мост будет открыт.

По информации, которую на сегодняшний день предоставляют власти, мост будет состоять из 4 автомобильных полос и 2 железнодорожных путей. Его протяженность составит 19 км. Оценочная стоимость реализации проекта – 228 миллиардов рублей. Финансирование планируется в основном из федерального бюджета, подрядчиков обещают назвать в ближайшее время. Во время Сочинского экономического форума прозвучали обещания определиться с компаниями-исполнителями уже к середине октября. Сообщалось также, что предпочтение будет отдано отечественным компаниям, и что иностранцы будут привлекаться только в случае форс-мажора по дедлайнам. Бюджету Крыма, кстати, мост не будет стоить ни рубля.

Подводные камни

Казалось бы, все благополучно, и наконец-то есть реальные основания полагать, что мост все-таки будет построен. Однако в Европейском союзе на официальном уровне заявляется, что появления сухопутного сообщения с полуостровом допускать нельзя. Такое мнение вчера было озвучено в Европарламенте будущей главой дипломатии ЕС.

Пока не очень ясно, как именно ЕС собирается препятствовать строительству моста – введением очередных санкций, не иначе.

В утешение можно сказать, что какой-никакой альтернативный вариант у России все же имеется: крымская компания «Великий шелковый путь Евразия» предложила Владимиру Путину отказаться от моста в пользу усовершенствования паромного сообщения (строительство дополнительных шести причалов и закупка новых паромов) и прокладки подводного тоннеля протяженностью 12 км. Стоимость реализации данного проекта – 365 млрд рублей, то есть в 1,5 раза выше, чем стоимость моста. Вариант не идеальный, но как знать, возможно России не оставят выбора.  

Юлия Порядина

Читайте нас в Яндексе

Новости партнёров
В Госдуме РФ рассказали, как избавить россиян от долгов

Ликвидация МФО снизит закредитованность россиян, рассказал ФБА «Экономика сегодня» в ходе онлайн-эфира Медиагруппы «Патриот» депутат Государственной думы РФ Сергей Миронов.

Продленная «заморозка» накопительной пенсии поставит россиян перед выбором

Продление моратория на формирование накопительной пенсии остановит автоматические процессы, рассказал ФБА «Экономика сегодня» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, депутат Госдумы РФ Валерий Рязанский.

Россияне превратили жилье на вторичном рынке в инструмент сохранения денег

Россияне заметили некоторое снижение цен на квартиры по отношению к стоимости жилья на первичном рынке, поэтому бросились скупать «вторичку», рассказал ФБА «Экономика сегодня» лидер инвестиционного сообщества ANGRY BONDS, экономист Дмитрий Адамидов.

Дефицит бюджетов еврозоны стал угрозой европейской интеграции Атомная пушка США поставит перед РФ проблему стоимости снарядов Сирота рассказал о помощи санкций в создании отечественных сыров Финансовая эволюция породила цифровой рубль Перспективы отношений РФ и ФРГ строятся на прочном торговом фундаменте Эксперты рассказали, банкноты каких номиналов могут появиться в России Рост госдолга развитых стран повысил ценность золота Экономист Адамидов рассказал, кто выиграет в войне энергоресурсов Азербайджан и Турция перепутали Нагорный Карабах с кипрским шельфом Политолог Цатурян сравнил Нагорный Карабах с Русским миром и Иерусалимом Экономика Ленинграда в «коронакризис» помогла Санкт-Петербургу Эксперты объяснили, почему «Северный поток – 2» обречен на реализацию
"Конкорд" пообещал вознаградить Шевченко за разоблачение фейков

Юристы "Конкорда" поблагодарили журналиста Максима Шевченко за помощь в выявлении клеветы, касающейся петербургского бизнесмена Евгения Пригожина, сообщает пресс-служба компании.

21:32  22 Октября 2020
66
Эксперт прокомментировал возможность участия РФ в карабахском конфликте

Россия не намерена осуществлять военное вмешательство в конфликте в Нагорном Карабахе. Об этом заявил эксперт по международным вопросам Александр Ионов, передает "ПолитРоссия".

21:31  22 Октября 2020
55
Авиакомпания Buraq Air возобновляет перелеты между Триполи и Бенгази

Ливийская авиакомпания Buraq Air планирует возобновить выполнение рейсов на внутренних направлениях с 25 октября, передает Федеральное агентство новостей.

21:28  22 Октября 2020
68
Опубликован трейлер мультфильма Disney "Райя и последний дракон"

Трейлер мультфильма "Райя и последний дракон" от кинокомпании Disney появился в Сети. На больших экранах картина появится весной следующего года.

21:23  22 Октября 2020
72
Подольская родила Преснякову сына Ваню

Владимир Пресняков и Наталья Подольская стали родителями. У них появился сын Ваня.

21:16  22 Октября 2020
74
Экосистема "Сбер" пополнится доставкой медикаментов

Соглашение о совместной покупке фармацевтического магазина "Еаптека" подписали группа компаний "Р-Фарм" и Сбербанк, сообщает "Фармацевтический вестник".

21:11  22 Октября 2020
98
Эксперты объяснили, почему в РФ не собирают макулатуру

Международный день без бумаги отмечают 22 октября. В этот день представители компаний объединяются, чтобы обменяться опытом сокращения нерационального расхода природного материала, передает NEWS.ru.

21:07  22 Октября 2020
93
Пашинян рассказал об отправке турецких войск в Нагорный Карабах

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об отправке Турцией войск на территорию Нагорного Карабаха. Слова политика опубликовал "Интерфакс". 

20:48  22 Октября 2020
108
Делягин назвал пенсионную систему СССР самой эффективной

Экономист Михаил Делягин прокомментировал заморозку накопительных пенсий россиян и привел в пример систему, которая действовала в СССР. Слова эксперта приводит "Царьград".

20:28  22 Октября 2020
90
Путин: размещение США ракет в АТР получит адекватный ответ от России

Намерение США разместить ракеты средней и меньшей дальности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) настораживает Россию, о чем Владимир Путин сообщил членам дискуссионного клуба "Валдай", встречу, с которыми транслирует РИА Новости.

20:28  22 Октября 2020
64
Путин заявил, что думает о своей роли в истории

Президент России Владимир Путин в ходе выступления на заседании дискуссионного клуба "Валдай" рассказал о своей роли в истории.

20:20  22 Октября 2020
178
Путин заявил, что военный союз Китая и России возможен

Россия не ставит себе задачи создать военный союз с Китаем, однако исключать такую возможность Москва не собирается. Об этом заявил российский президент Владимир Путин в ходе дискуссии с участниками клуба "Валдай".

20:11  22 Октября 2020
99
Названы лидирующие по качеству окружающей среды регионы России

Качество окружающей среды по сравнению с прошлогодними показателями значительно улучшилось в Мордовии — почти на 110%. Данные за 2019 год составили специалисты Минприроды РФ.

20:09  22 Октября 2020
65
Путин: пока ничего менять в сделке ОПЕК+ не нужно

Необходимость в каких-либо изменения в сделке ОПЕК+ отсутствует, заявил президент России Владимир Путин во время выступления на дискуссионном клубе "Валдай".

20:06  22 Октября 2020
81
Невролог рассказал, какие продукты провоцируют приступ мигрени

Красное вино, шоколад, выдержанные сыры, пищевые добавки и ряд других продуктов могут спровоцировать приступ мигрени, сообщил главный внештатный невролог Минздрава Подмосковья Ринат Богданов, передает РИА Новости.

20:04  22 Октября 2020
83