Подписаться
на push-уведомления?
Да

Каплан: строительная отрасль отторгает инновации

16:27  10 Октября 2014
81
Санкт-Петербург
Каплан: строительная отрасль отторгает инновации
Каплан: строительная отрасль отторгает инновации

Что тормозит внедрение инновационных технологий в дорожное и не только строительство, какой путь «должна пройти» инновационная технология, чтобы найти себе применение. И почему строители не спешат внедрять инновации.

Обо всем этом в эксклюзивном интервью ФБА «Экономика сегодня» согласился рассказать вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «СоюзПетроСтрой», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России Лев Моисеевич Каплан.

- Лев Моисеевич, насколько массово инновации внедряются в строительную отрасль?

- На сегодняшний день, по данным Министерства Строительства России, инновационный характер носит только 8% промышленности, строительных материалов, и только 3% инноваций имеют место быть в самом строительном производстве. Проще говоря, строительная отрасль, как это ни странно, развивается, в основном, не по инновационному пути. Стоит добавить, еще и у власти к инновациям в строительной отрасли отношение довольно прохладное. Смотрите сами, комитет по промышленности и инновациям, занимается только промышленностью стройматериалов. Сама сфера строительства как таковая не фигурирует нигде.

- Почему показатели столь незначительные?

- Этому есть простое объяснение. Инновации, которые рождаются в строительных организациях, у заказчиков и т.д., практически не могут найти себе применение в жизни. Так получается, в основном, в силу специфики строительной отрасли. В Советское время инновации проходили в качестве рационализаторских предложений, и то с трудом. А сейчас в условиях рыночной экономики инновации в нашей стране проходят очень болезненный путь и, как правило, этот путь ничем не заканчивается. Ведь для того чтобы инновации в строительстве были востребованы, необходима целая система их прохождения. Наш опыт показывает, что если хоть одно звено в этой системе будет упущено, то ничего не получится.

- Как выглядит эта система?

Первым звеном в ней должен выступать сбор инновационных предложений. Проще говоря, сбор инноваций. Которым сейчас никто не занимается. С целью исправить столь удручающие положение дел по поручению сразу трех комитетов, а именно, Комитета по строительству, Комитета по промышленной политики и инновациям и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, «СоюзПетроСтрою» поручили составление каталога инновационных материалов и технологий. Ведь у нас отсутствует даже информация о том, какие инновации и где рождаются.

Итак, чтобы инновации могли находить себе применение, первым делом необходимо создать каталог, который собирал бы в себя инновационные предложения. В мостостроении, дорожном строительстве и так далее. Далее нужно провести экспертизу этих предложений, чтобы понять, насколько они жизненны и решают ли проблемы отрасли. Для этого у нас в городе создан экспертный совет из представителей вышеназванных трех комитетов. В этот совет вошли представители трех институтов Санкт-Петербурга: СПБГПУ, ГАСУ и ВИТУ.

Тут следует понимать, инновации это не то, что только появилось. Инновацией может быть и использование зарубежных инновационных предложений или использование тех вещей, которые в одной компании применялись, а в другой нет. Нашим экспертным советом было решено понимать под инновацией то, что впервые применяется в данной компании и решает проблему ее развития.

Следующая, очень сложная, стадия, заключается во включении инноваций в нормативную базу, т.е. техническое регулирование. Нормативная база — это актуализированные СНИПы, своды правил, хотя бы на региональном уровне. Мы приняли решение включить их в МРД — методические региональные документы, которые рекомендуют эти инновации для применения.

В будущем, совместно с МинСтроем, мы планируем создание общероссийского каталога, чтобы можно было знать, что происходит в других регионах. В принципе это лишь рекомендации, но хоть что-то. Далее, если инновация попадет в нормативную базу, она попадает и в проектно-сметную документацию, после чего пройдет экспертизу и, таким образом, станет обязательной для применения в строительной отрасли. Но и после всего этого для применения инноваций, даже прошедших горнила нормативной базы и проектной документации, возникают большие трудности. Они заключаются в экономическом стимулировании на стадии строительства. Такова объективная реальность — строительная отрасль крайне консервативна. Как правило, она отторгает инновации.

- Что является причиной отторжения нового?

- Причиной этого является то, что в 80% случаев инновационные предложения удорожают строительство. Так получается, ибо это новшества это инновации. Поэтому вообще попытка инновационного развития строительной отрасли как таковой встречает отторжения, ибо экономическая эффективность инноваций проявляется не на стадии строительства, а на стадии эксплуатации объекта, дороги, моста и т д. При этом стадии строительства и эксплуатации в нашей стране разделены более чем китайской стеной. Ну, скажем комитет «КРТИ» и комитет по благоустройству и дорожному хозяйству находятся практически в одном здании, но они имеют совершенно разные задачи. Строители должны построить, с большей прибылью, и с меньшими затратами и уйти с объекта. Потому что гарантийные сроки относятся тоже к старой технологии, а не к новой. Поэтому сейчас в западных странах рассматривается весь жизненный цикл объекта, а не только стадия строительства.

- Конкретных примеров этому, наверное, немало?

- Конечно! Например, попытки внедрить энергосберегающие конструкции на стадии строительства пока не увенчались успехом. Прошло уже 4 года со дня выхода закона об энергосбережении, но он не работает. По причине того, что, или рассматривается стадия эксплуатации, или стадия строительства. Но, по-моему, убеждения надо начинать со строительных материалов. Так как от того, из чего делается объект, зависит, что будет в конечном счете.

Говоря о дорожном строительстве, можно привести интересный факт: есть такая продукция — бортовой камень, который обрамляет дороги. Сейчас он производится как железобетонная конструкция, которая через 1,5 года, как правило, разрушается. Экспериментальный завод предложил новую конструкцию бордюра, который делается путем прессования, он дороже железобетонного. При этом по своим качествам он близок к гранитному бордюру. Прошло уже 3 года как это инновационное предложение «гуляет» по городу, его отторгают. А продукция лежит на складе, строители дорожники его не берут, т.к. в проектной документации этого нет. И им удобнее укладывать то, что есть в проектной документации и что легко уложить. А далее вопрос эксплуатации их не волнует.

- Как же тогда инновациям внедрятся в отрасль?

- Если говорить вообще об инновационном развитии строительной отрасли, то я утверждаю, что инновации в стройотрасли могут появиться лишь благодаря «давлению сверху». Через нормативы, обязательные к применению. Потому что сами строители применять их не будут. Или снизу это должны требовать потребители продукции — эксплуатационники дорог, мостов и прочие. Давление снизу уже началось, особенно это заметно в жилищном строительстве, там люди уже требуют видео наблюдение, инженерные системы, проведенный Интернет. И хотя это удорожает строительство, но в конкурентной борьбе те, кто применяют новшества, начинают выигрывать. Но этот процесс очень сложный, потому что можно сделать, что угодно. Однако если этого нет в технической документации, ничего не получится, вот в этом самая большая специфика отрасли. Ведь, как я уже говорил, вся она базируется на нормативах. И в случае, если в нормативах новых технологий нет, никто их применять не будет.

Понимая всю сложность ситуации, «СоюзПетроСтрой» совместно с тремя вышеназванными комитетами города пытается способствовать прохождению инноваций в строительной отрасли. Ведь без поддержки правительства города решить столь сложный вопрос почти невозможно. Его можно решить только объединенными усилиями и системным подходом.

Беседовал Стас Донин

Читайте нас в Яндексе

Новости партнёров
Новости партнёров
Новости партнёров
Кокорин и Мамаев могут выйти на свободу по результатам экспертизы

О том, что российских футболистов, которые в настоящее время находятся в СИЗО, могут выпустить на свободу, рассказала адвокат Татьяна Стукалова.

23:50  14 Декабря 2018
54
ЕС выдвинул условия по сотрудничеству с Минском

Евросоюз готов сотрудничать с Минском, если в стране будут предприняты шаги для улучшения прав человека и свободы СМИ, а также начаты изменения в избирательном законодательстве, сообщает представительство ЕС в Минске.

23:45  14 Декабря 2018
43
Украинский архиепископ написал письмо Варфоломею и назвал «объединительный собор» «сатанинским»

Приглашение на «объединительный собор» Константинопольскому патриарху Варфоломею вернул настоятель Свято-Вознесенского мужского монастыря в Черновицкой области архиепископ Лонгин.

23:41  14 Декабря 2018
37
Назван лучший футболист Африки по версии Би-би-си

Лучшим игроком Африки по версии телерадиовещательной корпорации Би-би-си признан форвард сборной Египта и английского футбольного клуба «Ливерпуль» Мохаммед Салах.

23:31  14 Декабря 2018
57
В России смотрят больше сериалов, чем в США

Исследователи компании Must выяснили, сколько россияне тратят времени на просмотр телевизионных сериалов. Этот показатель оказался немного выше просмотров сериалов у американцев.

23:27  14 Декабря 2018
60
Последняя русскоязычная передача закрывается в Армении

Программа «Что? Где? Когда» больше не будет выходить на русском языке и начнет транслироваться исключительно на армянском, согласно решению правительства республики.

23:16  14 Декабря 2018
40
Трамп отправится в самый продолжительный президентский отпуск

На рождественские и новогодние каникулы американский президент Дональд Трамп собирается отправиться в штат Флорида, где расположено его поместье Mar-a-Lago.

23:12  14 Декабря 2018
45
Президент Сербии: к созданию армии Косова причастны США, Британия и Германия

За формированием армии самопровозглашенной республики Косово, по мнению президента Сербии Александра Вучича, стоят три страны - США, Великобритания и Германия.

23:01  14 Декабря 2018
47
Стало известно, куда полетят отдыхать россияне на Новый год

О предпочтениях россиян в направлениях отдыха на новогодние праздники в зарубежных и отечественных направлениях рассказали эксперты трэвел-агентства OZON.travel.

23:00  14 Декабря 2018
43
Побит рекорд по числу аккредитованных журналистов на большую пресс-конференцию Путина

На большую пресс-конференцию президента РФ Владимира Путина, которая намечена на 20 декабря, аккредитовано 1702 журналиста. Это новый рекорд.

22:52  14 Декабря 2018
40
Самолет британских ВВС совершил разведку вблизи Крыма

Многочасовую разведку в пятницу провел британский самолет Королевских ВВС RC-135W вблизи черноморского побережья России, что является уже вторым полетом после инцидента в Керченском проливе.

22:48  14 Декабря 2018
36
Помпео назвал задержание канадцев в Китае незаконным и потребовал их отпустить

О судьбе задержанных граждан Канады в Китае упомянул в пятницу 14 декабря глава американского внешнеполитического ведомства Майк Помпео.

22:35  14 Декабря 2018
209
Кристи отказался от должности главы аппарата Белого дома

Экс-губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи отказался от предложенного Дональдом Трампом поста главы аппарата Белого дома на замену Джону Келли, который покидает этот пост.

22:31  14 Декабря 2018
55
На Институт сердца в Киеве произошло нападение

Люди в масках ворвались в киевский Институт сердца на собрание коллектива. Неизвестные не выпускают медиков из здания, согласно сообщению директора учреждения.

22:18  14 Декабря 2018
61
НОМ: подготовка к выборам и досрочное голосование в Приморье проходят без серьезных нарушений

В ходе подготовки к выборам и досрочного голосования в Приморском крае Национальный общественный мониторинг (НОМ) серьезных нарушений не зафиксировал.

22:18  14 Декабря 2018
58