Подписаться
на push-уведомления?
Да

Каплан: строительная отрасль отторгает инновации

16:27  10 Октября 2014
81
Санкт-Петербург
Каплан: строительная отрасль отторгает инновации
Каплан: строительная отрасль отторгает инновации

Что тормозит внедрение инновационных технологий в дорожное и не только строительство, какой путь «должна пройти» инновационная технология, чтобы найти себе применение. И почему строители не спешат внедрять инновации.

Обо всем этом в эксклюзивном интервью ФБА «Экономика сегодня» согласился рассказать вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «СоюзПетроСтрой», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России Лев Моисеевич Каплан.

- Лев Моисеевич, насколько массово инновации внедряются в строительную отрасль?

- На сегодняшний день, по данным Министерства Строительства России, инновационный характер носит только 8% промышленности, строительных материалов, и только 3% инноваций имеют место быть в самом строительном производстве. Проще говоря, строительная отрасль, как это ни странно, развивается, в основном, не по инновационному пути. Стоит добавить, еще и у власти к инновациям в строительной отрасли отношение довольно прохладное. Смотрите сами, комитет по промышленности и инновациям, занимается только промышленностью стройматериалов. Сама сфера строительства как таковая не фигурирует нигде.

- Почему показатели столь незначительные?

- Этому есть простое объяснение. Инновации, которые рождаются в строительных организациях, у заказчиков и т.д., практически не могут найти себе применение в жизни. Так получается, в основном, в силу специфики строительной отрасли. В Советское время инновации проходили в качестве рационализаторских предложений, и то с трудом. А сейчас в условиях рыночной экономики инновации в нашей стране проходят очень болезненный путь и, как правило, этот путь ничем не заканчивается. Ведь для того чтобы инновации в строительстве были востребованы, необходима целая система их прохождения. Наш опыт показывает, что если хоть одно звено в этой системе будет упущено, то ничего не получится.

- Как выглядит эта система?

Первым звеном в ней должен выступать сбор инновационных предложений. Проще говоря, сбор инноваций. Которым сейчас никто не занимается. С целью исправить столь удручающие положение дел по поручению сразу трех комитетов, а именно, Комитета по строительству, Комитета по промышленной политики и инновациям и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, «СоюзПетроСтрою» поручили составление каталога инновационных материалов и технологий. Ведь у нас отсутствует даже информация о том, какие инновации и где рождаются.

Итак, чтобы инновации могли находить себе применение, первым делом необходимо создать каталог, который собирал бы в себя инновационные предложения. В мостостроении, дорожном строительстве и так далее. Далее нужно провести экспертизу этих предложений, чтобы понять, насколько они жизненны и решают ли проблемы отрасли. Для этого у нас в городе создан экспертный совет из представителей вышеназванных трех комитетов. В этот совет вошли представители трех институтов Санкт-Петербурга: СПБГПУ, ГАСУ и ВИТУ.

Тут следует понимать, инновации это не то, что только появилось. Инновацией может быть и использование зарубежных инновационных предложений или использование тех вещей, которые в одной компании применялись, а в другой нет. Нашим экспертным советом было решено понимать под инновацией то, что впервые применяется в данной компании и решает проблему ее развития.

Следующая, очень сложная, стадия, заключается во включении инноваций в нормативную базу, т.е. техническое регулирование. Нормативная база — это актуализированные СНИПы, своды правил, хотя бы на региональном уровне. Мы приняли решение включить их в МРД — методические региональные документы, которые рекомендуют эти инновации для применения.

В будущем, совместно с МинСтроем, мы планируем создание общероссийского каталога, чтобы можно было знать, что происходит в других регионах. В принципе это лишь рекомендации, но хоть что-то. Далее, если инновация попадет в нормативную базу, она попадает и в проектно-сметную документацию, после чего пройдет экспертизу и, таким образом, станет обязательной для применения в строительной отрасли. Но и после всего этого для применения инноваций, даже прошедших горнила нормативной базы и проектной документации, возникают большие трудности. Они заключаются в экономическом стимулировании на стадии строительства. Такова объективная реальность — строительная отрасль крайне консервативна. Как правило, она отторгает инновации.

- Что является причиной отторжения нового?

- Причиной этого является то, что в 80% случаев инновационные предложения удорожают строительство. Так получается, ибо это новшества это инновации. Поэтому вообще попытка инновационного развития строительной отрасли как таковой встречает отторжения, ибо экономическая эффективность инноваций проявляется не на стадии строительства, а на стадии эксплуатации объекта, дороги, моста и т д. При этом стадии строительства и эксплуатации в нашей стране разделены более чем китайской стеной. Ну, скажем комитет «КРТИ» и комитет по благоустройству и дорожному хозяйству находятся практически в одном здании, но они имеют совершенно разные задачи. Строители должны построить, с большей прибылью, и с меньшими затратами и уйти с объекта. Потому что гарантийные сроки относятся тоже к старой технологии, а не к новой. Поэтому сейчас в западных странах рассматривается весь жизненный цикл объекта, а не только стадия строительства.

- Конкретных примеров этому, наверное, немало?

- Конечно! Например, попытки внедрить энергосберегающие конструкции на стадии строительства пока не увенчались успехом. Прошло уже 4 года со дня выхода закона об энергосбережении, но он не работает. По причине того, что, или рассматривается стадия эксплуатации, или стадия строительства. Но, по-моему, убеждения надо начинать со строительных материалов. Так как от того, из чего делается объект, зависит, что будет в конечном счете.

Говоря о дорожном строительстве, можно привести интересный факт: есть такая продукция — бортовой камень, который обрамляет дороги. Сейчас он производится как железобетонная конструкция, которая через 1,5 года, как правило, разрушается. Экспериментальный завод предложил новую конструкцию бордюра, который делается путем прессования, он дороже железобетонного. При этом по своим качествам он близок к гранитному бордюру. Прошло уже 3 года как это инновационное предложение «гуляет» по городу, его отторгают. А продукция лежит на складе, строители дорожники его не берут, т.к. в проектной документации этого нет. И им удобнее укладывать то, что есть в проектной документации и что легко уложить. А далее вопрос эксплуатации их не волнует.

- Как же тогда инновациям внедрятся в отрасль?

- Если говорить вообще об инновационном развитии строительной отрасли, то я утверждаю, что инновации в стройотрасли могут появиться лишь благодаря «давлению сверху». Через нормативы, обязательные к применению. Потому что сами строители применять их не будут. Или снизу это должны требовать потребители продукции — эксплуатационники дорог, мостов и прочие. Давление снизу уже началось, особенно это заметно в жилищном строительстве, там люди уже требуют видео наблюдение, инженерные системы, проведенный Интернет. И хотя это удорожает строительство, но в конкурентной борьбе те, кто применяют новшества, начинают выигрывать. Но этот процесс очень сложный, потому что можно сделать, что угодно. Однако если этого нет в технической документации, ничего не получится, вот в этом самая большая специфика отрасли. Ведь, как я уже говорил, вся она базируется на нормативах. И в случае, если в нормативах новых технологий нет, никто их применять не будет.

Понимая всю сложность ситуации, «СоюзПетроСтрой» совместно с тремя вышеназванными комитетами города пытается способствовать прохождению инноваций в строительной отрасли. Ведь без поддержки правительства города решить столь сложный вопрос почти невозможно. Его можно решить только объединенными усилиями и системным подходом.

Беседовал Стас Донин

Читайте нас в Яндексе

Новости партнёров
Асад провел в Дамаске встречу с делегацией из России В Киеве озвучили бюджет на оборону в 2020 году Эксперты допустили рост цен на нефть после атаки на саудовские НПЗ В Госдепартаменте США сообщили о визите в Москву помощника Помпео  СМИ сообщили о невозможности заниматься журналистикой в Ливии В Госдуме прокомментировали заявление представителя бундестага о ситуации с OPAL План США по вытеснению России оставит без газа Европу и разорит Украину Турция заявила о завершении второго этапа поставок комплектующих С-400 Стремление Киева "упростить" жизнь Донбасса обернется очередным распилом бюджета Украины В Тунисе проходят президентские выборы В Сирии отпраздновали грандиозным шоу Воздвижение Креста Господня Потуги Украины найти альтернативу российскому газу разбились о географию – Землянский
Асад провел в Дамаске встречу с делегацией из России

В МИД РФ сообщили, что российская межведомственная делегация с участием спецпредставителя президента РФ по сирийскому урегулированию Александра Лаврентьева, заместителя министра иностранных дел Сергея Вершинина и представителей Минобороны была принята в Дамаске сирийским президентом Башаром Асадом.

18:03  15 Сентября 2019
50
Эксклюзив Мнения
Теракт в Саудовской Аравии заставит мир переоценить нефтегазовые контракты с Россией

Атака дронов на саудовский НПЗ не только серьезно изменит цену нефти на мировом рынке, но и заставит мир пересмотреть ценность российских поставок

17:54  15 Сентября 2019
32
В МИД РФ подтвердили информацию о визите помощника Помпео в Москву

В Министерстве иностранных дел России подтвердили информацию о том, что исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Рикер 17-18 сентября совершит рабочий визит в Москву.

17:46  15 Сентября 2019
35
Представитель Заворотнюк рассказал о запрете комментировать состояние актрисы

Представитель российской актрисы Анастасии Заворотнюк Стас Христов заявил о запрете комментировать состояние ее здоровья.

17:39  15 Сентября 2019
58
Жириновский предсказал Украине "достойный конец"

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что Россия имеет единственный способ остановить американизацию Украины. По его мнению, этому процессу может помочь лишь выдача украинцам российских паспортов.

17:31  15 Сентября 2019
31
В Киеве озвучили бюджет на оборону в 2020 году

Министр финансов Украины Оксана Маркарова сообщила, что на безопасность и оборону страны в проекте бюджета на 2020 год предусмотрено более 245 млрд гривен ($9,9 млрд).

17:19  15 Сентября 2019
45
Эксперты допустили рост цен на нефть после атаки на саудовские НПЗ

После атаки дронов на НПЗ в Саудовской Аравии цены на нефть могут подскочить на $5-10 за беррель в первый же день торгов, 16 сентября, сообщают зарубежные аналитики.

17:09  15 Сентября 2019
35
Координатор штаба Навального в Кургане «задолжал» 7,5 миллиардов рублей «Тинькофф-банку»

Глава штаба Навального в Кургане Алексей Шварц «задолжал» «Тинькофф-банку» 7,5 млрд рублей. В банке объяснили произошедшее техническими неполадками. 

16:56  15 Сентября 2019
30
В Госдепартаменте США сообщили о визите в Москву помощника Помпео

Исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Рикер совершит рабочий визит в Москву 17-18 сентября, сообщают в Госдепартаменте США.

16:32  15 Сентября 2019
53
СМИ сообщили о невозможности заниматься журналистикой в Ливии

Заниматься журналистикой в Ливии стало практически невозможным. Враждебность к СМИ в Триполи продолжается усиливаться.

16:22  15 Сентября 2019
191
Эксклюзив Промышленность
Новыми авианосцами Россия обозначила перспективу своих интересов в мировом океане

Проработаны варианты исполнения нового авианосца для осуществление долгосрочных стратегий ведомства Шойгу в мировом океане

16:10  15 Сентября 2019
273
В Госдуме прокомментировали заявление представителя бундестага о ситуации с OPAL

Слова главы германо-российской группы в немецком бундестаге, депутата от партии «Альтернатива для Германии» Робби Шлунда о политическом характере решения суда ЕС по газопроводу OPAL прокомментировал зампред комитета Госдумы по Энергетике Игорь Ананских.

15:56  15 Сентября 2019
360
В Петербурге зафиксирован рост цен на съемное жилье

Аренда жилья в Северной столице в сентябре текущего года выросла на 10% по сравнению с августом, об этом сообщают аналитики ЦИАН.

15:35  15 Сентября 2019
1 623
"Маршал Устинов" провел учения в Средиземном море

Российский ракетный крейсер «Маршал Устинов» провел в Средиземном море учения по противоподводно-диверсионной обороне, сообщили в пресс-службе Северного флота.

15:20  15 Сентября 2019
45
В Москве и в Петербурге ожидаются резкие перепады атмосферного давления

Жителей Москвы и Санкт-Петербурга предупредили о резких изменениях атмосферного давления. Об этом сообщил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец.

15:10  15 Сентября 2019
533