Каплан: строительная отрасль отторгает инновации

 
Санкт-Петербург, 10.10.14 - 12:27
Лев Каплан: Если говорить вообще об инновационном развитии строительной отрасли, то я утверждаю, что инновации в стройотрасли могут появиться лишь благодаря «давлению сверху»

Лев Каплан: Если говорить вообще об инновационном развитии строительной отрасли, то я утверждаю, что инновации в стройотрасли могут появиться лишь благодаря «давлению сверху»

Что тормозит внедрение инновационных технологий в дорожное и не только строительство, какой путь «должна пройти» инновационная технология, чтобы найти себе применение. И почему строители не спешат внедрять инновации.

Обо всем этом в эксклюзивном интервью ФБА «Экономика сегодня» согласился рассказать вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «СоюзПетроСтрой», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России Лев Моисеевич Каплан.

- Лев Моисеевич, насколько массово инновации внедряются в строительную отрасль?

- На сегодняшний день, по данным Министерства Строительства России, инновационный характер носит только 8% промышленности, строительных материалов, и только 3% инноваций имеют место быть в самом строительном производстве. Проще говоря, строительная отрасль, как это ни странно, развивается, в основном, не по инновационному пути. Стоит добавить, еще и у власти к инновациям в строительной отрасли отношение довольно прохладное. Смотрите сами, комитет по промышленности и инновациям, занимается только промышленностью стройматериалов. Сама сфера строительства как таковая не фигурирует нигде.

- Почему показатели столь незначительные?

- Этому есть простое объяснение. Инновации, которые рождаются в строительных организациях, у заказчиков и т.д., практически не могут найти себе применение в жизни. Так получается, в основном, в силу специфики строительной отрасли. В Советское время инновации проходили в качестве рационализаторских предложений, и то с трудом. А сейчас в условиях рыночной экономики инновации в нашей стране проходят очень болезненный путь и, как правило, этот путь ничем не заканчивается. Ведь для того чтобы инновации в строительстве были востребованы, необходима целая система их прохождения. Наш опыт показывает, что если хоть одно звено в этой системе будет упущено, то ничего не получится.

- Как выглядит эта система?

Первым звеном в ней должен выступать сбор инновационных предложений. Проще говоря, сбор инноваций. Которым сейчас никто не занимается. С целью исправить столь удручающие положение дел по поручению сразу трех комитетов, а именно, Комитета по строительству, Комитета по промышленной политики и инновациям и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, «СоюзПетроСтрою» поручили составление каталога инновационных материалов и технологий. Ведь у нас отсутствует даже информация о том, какие инновации и где рождаются.

Итак, чтобы инновации могли находить себе применение, первым делом необходимо создать каталог, который собирал бы в себя инновационные предложения. В мостостроении, дорожном строительстве и так далее. Далее нужно провести экспертизу этих предложений, чтобы понять, насколько они жизненны и решают ли проблемы отрасли. Для этого у нас в городе создан экспертный совет из представителей вышеназванных трех комитетов. В этот совет вошли представители трех институтов Санкт-Петербурга: СПБГПУ, ГАСУ и ВИТУ.

Тут следует понимать, инновации это не то, что только появилось. Инновацией может быть и использование зарубежных инновационных предложений или использование тех вещей, которые в одной компании применялись, а в другой нет. Нашим экспертным советом было решено понимать под инновацией то, что впервые применяется в данной компании и решает проблему ее развития.

Следующая, очень сложная, стадия, заключается во включении инноваций в нормативную базу, т.е. техническое регулирование. Нормативная база — это актуализированные СНИПы, своды правил, хотя бы на региональном уровне. Мы приняли решение включить их в МРД — методические региональные документы, которые рекомендуют эти инновации для применения.

В будущем, совместно с МинСтроем, мы планируем создание общероссийского каталога, чтобы можно было знать, что происходит в других регионах. В принципе это лишь рекомендации, но хоть что-то. Далее, если инновация попадет в нормативную базу, она попадает и в проектно-сметную документацию, после чего пройдет экспертизу и, таким образом, станет обязательной для применения в строительной отрасли. Но и после всего этого для применения инноваций, даже прошедших горнила нормативной базы и проектной документации, возникают большие трудности. Они заключаются в экономическом стимулировании на стадии строительства. Такова объективная реальность — строительная отрасль крайне консервативна. Как правило, она отторгает инновации.

- Что является причиной отторжения нового?

- Причиной этого является то, что в 80% случаев инновационные предложения удорожают строительство. Так получается, ибо это новшества это инновации. Поэтому вообще попытка инновационного развития строительной отрасли как таковой встречает отторжения, ибо экономическая эффективность инноваций проявляется не на стадии строительства, а на стадии эксплуатации объекта, дороги, моста и т д. При этом стадии строительства и эксплуатации в нашей стране разделены более чем китайской стеной. Ну, скажем комитет «КРТИ» и комитет по благоустройству и дорожному хозяйству находятся практически в одном здании, но они имеют совершенно разные задачи. Строители должны построить, с большей прибылью, и с меньшими затратами и уйти с объекта. Потому что гарантийные сроки относятся тоже к старой технологии, а не к новой. Поэтому сейчас в западных странах рассматривается весь жизненный цикл объекта, а не только стадия строительства.

- Конкретных примеров этому, наверное, немало?

- Конечно! Например, попытки внедрить энергосберегающие конструкции на стадии строительства пока не увенчались успехом. Прошло уже 4 года со дня выхода закона об энергосбережении, но он не работает. По причине того, что, или рассматривается стадия эксплуатации, или стадия строительства. Но, по-моему, убеждения надо начинать со строительных материалов. Так как от того, из чего делается объект, зависит, что будет в конечном счете.

Говоря о дорожном строительстве, можно привести интересный факт: есть такая продукция — бортовой камень, который обрамляет дороги. Сейчас он производится как железобетонная конструкция, которая через 1,5 года, как правило, разрушается. Экспериментальный завод предложил новую конструкцию бордюра, который делается путем прессования, он дороже железобетонного. При этом по своим качествам он близок к гранитному бордюру. Прошло уже 3 года как это инновационное предложение «гуляет» по городу, его отторгают. А продукция лежит на складе, строители дорожники его не берут, т.к. в проектной документации этого нет. И им удобнее укладывать то, что есть в проектной документации и что легко уложить. А далее вопрос эксплуатации их не волнует.

- Как же тогда инновациям внедрятся в отрасль?

- Если говорить вообще об инновационном развитии строительной отрасли, то я утверждаю, что инновации в стройотрасли могут появиться лишь благодаря «давлению сверху». Через нормативы, обязательные к применению. Потому что сами строители применять их не будут. Или снизу это должны требовать потребители продукции — эксплуатационники дорог, мостов и прочие. Давление снизу уже началось, особенно это заметно в жилищном строительстве, там люди уже требуют видео наблюдение, инженерные системы, проведенный Интернет. И хотя это удорожает строительство, но в конкурентной борьбе те, кто применяют новшества, начинают выигрывать. Но этот процесс очень сложный, потому что можно сделать, что угодно. Однако если этого нет в технической документации, ничего не получится, вот в этом самая большая специфика отрасли. Ведь, как я уже говорил, вся она базируется на нормативах. И в случае, если в нормативах новых технологий нет, никто их применять не будет.

Понимая всю сложность ситуации, «СоюзПетроСтрой» совместно с тремя вышеназванными комитетами города пытается способствовать прохождению инноваций в строительной отрасли. Ведь без поддержки правительства города решить столь сложный вопрос почти невозможно. Его можно решить только объединенными усилиями и системным подходом.

Беседовал Стас Донин


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх