Подписаться
на push-уведомления?
Да

Каплан: строительная отрасль отторгает инновации

16:27  10 Октября 2014
81
Санкт-Петербург
Каплан: строительная отрасль отторгает инновации
Каплан: строительная отрасль отторгает инновации

Что тормозит внедрение инновационных технологий в дорожное и не только строительство, какой путь «должна пройти» инновационная технология, чтобы найти себе применение. И почему строители не спешат внедрять инновации.

Обо всем этом в эксклюзивном интервью ФБА «Экономика сегодня» согласился рассказать вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «СоюзПетроСтрой», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России Лев Моисеевич Каплан.

- Лев Моисеевич, насколько массово инновации внедряются в строительную отрасль?

- На сегодняшний день, по данным Министерства Строительства России, инновационный характер носит только 8% промышленности, строительных материалов, и только 3% инноваций имеют место быть в самом строительном производстве. Проще говоря, строительная отрасль, как это ни странно, развивается, в основном, не по инновационному пути. Стоит добавить, еще и у власти к инновациям в строительной отрасли отношение довольно прохладное. Смотрите сами, комитет по промышленности и инновациям, занимается только промышленностью стройматериалов. Сама сфера строительства как таковая не фигурирует нигде.

- Почему показатели столь незначительные?

- Этому есть простое объяснение. Инновации, которые рождаются в строительных организациях, у заказчиков и т.д., практически не могут найти себе применение в жизни. Так получается, в основном, в силу специфики строительной отрасли. В Советское время инновации проходили в качестве рационализаторских предложений, и то с трудом. А сейчас в условиях рыночной экономики инновации в нашей стране проходят очень болезненный путь и, как правило, этот путь ничем не заканчивается. Ведь для того чтобы инновации в строительстве были востребованы, необходима целая система их прохождения. Наш опыт показывает, что если хоть одно звено в этой системе будет упущено, то ничего не получится.

- Как выглядит эта система?

Первым звеном в ней должен выступать сбор инновационных предложений. Проще говоря, сбор инноваций. Которым сейчас никто не занимается. С целью исправить столь удручающие положение дел по поручению сразу трех комитетов, а именно, Комитета по строительству, Комитета по промышленной политики и инновациям и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, «СоюзПетроСтрою» поручили составление каталога инновационных материалов и технологий. Ведь у нас отсутствует даже информация о том, какие инновации и где рождаются.

Итак, чтобы инновации могли находить себе применение, первым делом необходимо создать каталог, который собирал бы в себя инновационные предложения. В мостостроении, дорожном строительстве и так далее. Далее нужно провести экспертизу этих предложений, чтобы понять, насколько они жизненны и решают ли проблемы отрасли. Для этого у нас в городе создан экспертный совет из представителей вышеназванных трех комитетов. В этот совет вошли представители трех институтов Санкт-Петербурга: СПБГПУ, ГАСУ и ВИТУ.

Тут следует понимать, инновации это не то, что только появилось. Инновацией может быть и использование зарубежных инновационных предложений или использование тех вещей, которые в одной компании применялись, а в другой нет. Нашим экспертным советом было решено понимать под инновацией то, что впервые применяется в данной компании и решает проблему ее развития.

Следующая, очень сложная, стадия, заключается во включении инноваций в нормативную базу, т.е. техническое регулирование. Нормативная база — это актуализированные СНИПы, своды правил, хотя бы на региональном уровне. Мы приняли решение включить их в МРД — методические региональные документы, которые рекомендуют эти инновации для применения.

В будущем, совместно с МинСтроем, мы планируем создание общероссийского каталога, чтобы можно было знать, что происходит в других регионах. В принципе это лишь рекомендации, но хоть что-то. Далее, если инновация попадет в нормативную базу, она попадает и в проектно-сметную документацию, после чего пройдет экспертизу и, таким образом, станет обязательной для применения в строительной отрасли. Но и после всего этого для применения инноваций, даже прошедших горнила нормативной базы и проектной документации, возникают большие трудности. Они заключаются в экономическом стимулировании на стадии строительства. Такова объективная реальность — строительная отрасль крайне консервативна. Как правило, она отторгает инновации.

- Что является причиной отторжения нового?

- Причиной этого является то, что в 80% случаев инновационные предложения удорожают строительство. Так получается, ибо это новшества это инновации. Поэтому вообще попытка инновационного развития строительной отрасли как таковой встречает отторжения, ибо экономическая эффективность инноваций проявляется не на стадии строительства, а на стадии эксплуатации объекта, дороги, моста и т д. При этом стадии строительства и эксплуатации в нашей стране разделены более чем китайской стеной. Ну, скажем комитет «КРТИ» и комитет по благоустройству и дорожному хозяйству находятся практически в одном здании, но они имеют совершенно разные задачи. Строители должны построить, с большей прибылью, и с меньшими затратами и уйти с объекта. Потому что гарантийные сроки относятся тоже к старой технологии, а не к новой. Поэтому сейчас в западных странах рассматривается весь жизненный цикл объекта, а не только стадия строительства.

- Конкретных примеров этому, наверное, немало?

- Конечно! Например, попытки внедрить энергосберегающие конструкции на стадии строительства пока не увенчались успехом. Прошло уже 4 года со дня выхода закона об энергосбережении, но он не работает. По причине того, что, или рассматривается стадия эксплуатации, или стадия строительства. Но, по-моему, убеждения надо начинать со строительных материалов. Так как от того, из чего делается объект, зависит, что будет в конечном счете.

Говоря о дорожном строительстве, можно привести интересный факт: есть такая продукция — бортовой камень, который обрамляет дороги. Сейчас он производится как железобетонная конструкция, которая через 1,5 года, как правило, разрушается. Экспериментальный завод предложил новую конструкцию бордюра, который делается путем прессования, он дороже железобетонного. При этом по своим качествам он близок к гранитному бордюру. Прошло уже 3 года как это инновационное предложение «гуляет» по городу, его отторгают. А продукция лежит на складе, строители дорожники его не берут, т.к. в проектной документации этого нет. И им удобнее укладывать то, что есть в проектной документации и что легко уложить. А далее вопрос эксплуатации их не волнует.

- Как же тогда инновациям внедрятся в отрасль?

- Если говорить вообще об инновационном развитии строительной отрасли, то я утверждаю, что инновации в стройотрасли могут появиться лишь благодаря «давлению сверху». Через нормативы, обязательные к применению. Потому что сами строители применять их не будут. Или снизу это должны требовать потребители продукции — эксплуатационники дорог, мостов и прочие. Давление снизу уже началось, особенно это заметно в жилищном строительстве, там люди уже требуют видео наблюдение, инженерные системы, проведенный Интернет. И хотя это удорожает строительство, но в конкурентной борьбе те, кто применяют новшества, начинают выигрывать. Но этот процесс очень сложный, потому что можно сделать, что угодно. Однако если этого нет в технической документации, ничего не получится, вот в этом самая большая специфика отрасли. Ведь, как я уже говорил, вся она базируется на нормативах. И в случае, если в нормативах новых технологий нет, никто их применять не будет.

Понимая всю сложность ситуации, «СоюзПетроСтрой» совместно с тремя вышеназванными комитетами города пытается способствовать прохождению инноваций в строительной отрасли. Ведь без поддержки правительства города решить столь сложный вопрос почти невозможно. Его можно решить только объединенными усилиями и системным подходом.

Беседовал Стас Донин

Читайте нас в Яндексе

Сложности в экономике заставили Белоруссию взяться за пенсии Украина решила поменять Курилы на Ужгород РФ и ФРГ обошли санкции США против «Северного потока – 2» Дмитриева рассказала о бюджетных потерях России и Санкт-Петербурга Санкции против госдолга РФ ударят по финансовым интересам США Санкции Байдена против госдолга РФ страшнее нового пакета Трампа  Реформы МВФ запустили программу самоликвидации Украины Политика США по ДОН открывает «ящик Пандоры» на территории Европы Украина скрывает ненужность Донбасса за разговорами о его восстановлении  Риск смены политики США заставляет поляков задуматься о России Непрозрачность политики США стала угрозой международной безопасности Беспилотник «Посейдон» поставил США в положение стратегического тупика
Ведущая программы "Время" назвала день окончания пандемии COVID-19

Ведущая информационной передачи "Время" Екатерина Андреева ежедневно озвучивает на Первом канале страшные цифры статистики заболевания коронавирусом.

15:55  02 Декабря 2020
90
Горноалтайские полицейские не обнаружили взрывных устройств в банке

Правоохранители не нашли взрывных устройств в горноалтайском банке.

15:54  02 Декабря 2020
76
Стали известны сроки завершения благоустройства площади Европы в Петербурге

Сроки благоустройства площади Европы будут известны после того, как территорию передадут городу, заявили в пресс-службе администрации Василеостровского района Петербурга.

15:47  02 Декабря 2020
75
Сложности в экономике заставили Белоруссию взяться за пенсии

Реформа белорусской пенсионной системы связана с проблемами в экономике страны, заметил в разговоре с ФБА «Экономика Сегодня» эксперт ИРИП ВАВТ Дмитрий Болкунец.

15:44  02 Декабря 2020
45
Россияне спорят о последствиях шоу Басты в Петербурге в разгар пандемии

Концерты рэпера Басты в Санкт-Петербурге вызвали споры между россиянами. Одни отстаивают право артиста на шоу, другие жестко его осуждают

15:42  02 Декабря 2020
45
Житель Горно-Алтайска угрожал взорвать офис крупного банка

Мужчина позвонил в отделение банка и угрожал взрывом, если не получит 300 тысяч рублей.

15:39  02 Декабря 2020
71
Дочь Сергея Скрипаля впервые за год вышла на связь с родственниками

Дочь экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля впервые за год связалась с родственниками и рассказала о состоянии здоровья отца.

15:32  02 Декабря 2020
82
Главный архитектор Ангарска получил штраф за разглашение гостайны

Суд признал виновным главного архитектора Ангарска Елену Культикову в разглашении гостайны. В качестве наказания женщину приговорили к крупному штрафу.

15:32  02 Декабря 2020
91
Поклонникам McDonald's сообщили неутешительную новость

Рецептура легендарных бургеров в заведениях McDonald's существенно изменится, заявили в американской компании.

15:27  02 Декабря 2020
61
Ипотека в России по итогам 2020 года достигнет рекордных объемов

Российские квартиры продолжат дорожать до окончания программы льготной ипотеки. При этом на госипотеку в стране приходится около четверти всех выданных кредитов.

15:27  02 Декабря 2020
82
Житель Татарстана получил штраф и год условно за фото Гитлера на 9 Мая

Суд признал молодого человека виновным в реабилитации нацизма на акции "Бессмертный полк онлайн", сообщили в пресс-службе дворца правосудия.

15:25  02 Декабря 2020
81
Россиянам напомнили о грядущих изменениях в оформлении льгот

Новые принципы предоставления льгот начнут действовать в России с января следующего года. Изменения коснутся пострадавших от пандемии коронавируса и семей с детьми.

15:24  02 Декабря 2020
83
Раскрыты детали проведения премии "Оскар" в 2021 году

Американская киноакадемия сообщила, как будет проведена ближайшая церемония вручения премии "Оскар". Мероприятие состоится 25 апреля 2021 года.

15:24  02 Декабря 2020
65
Apple назвала самые популярные приложения у россиян в 2020 году

Компания Apple составила список доступных в AppStore игр и приложений с самой широкой аудиторией пользователей. Наибольшей популярностью у россиян пользуются мессенджеры.

15:17  02 Декабря 2020
74
Российские миротворцы с помощью БПЛА следят за ситуацией в Карабахе

Российский миротворческий контингент в Карабахе контролирует соблюдение режима прекращения огня с помощью беспилотников "Орлан-10".

15:15  02 Декабря 2020
64