Поворот на Исламабад: очередной рынок для российской военной техники

Пакистан рассчитывает на сотрудничество с Россией в сфере национальной программы производства боевых истребителей.
В настоящий момент на китайско-пакистанский истребитель JF-17 Thunder устанавливается российский двигатель, что позволяет рассчитывать на интенсификацию военно-технического сотрудничества между Россией и Пакистаном.
По данным издания Defense News, Исламабад также заинтересован в создании с помощью Москвы сервисного центра для обслуживания вертолетов, что вызвано тем, что Пакистан имеет на вооружении много боевых вертолетов российского производства.
Пакистан недавно закупил четыре ударных вертолета Ми-35 и раздумывает о покупке истребителей Су-35. По истребителям вопрос находится в стадии рассмотрения, но пока с пакистанской стороны не заявлено о каком-либо решении.
Впрочем, уже тот факт, что Исламабад закупил вертолеты типа Ми-35, свидетельствует о поворотном событии в отношениях между Россией и Пакистаном, поскольку Москва долгое время игнорировала Исламабад из-за своих тесных связей с Индией.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что пока военно-техническое сотрудничество с Пакистаном все равно является для России достаточно скромным по объему.
«Прямым сотрудничеством является поставка Ми-35 – остальные это уже контракты по мелочи», - резюмирует Фролов.
То, что Пакистан заинтересован в создании вертолетного центра – также неудивительно, поскольку в конце девяностых мы доставили туда значительное число вертолетов Ми-17.
«Что касается двигателей РД-93 для пакистанского истребителя, то он поставляется через Китай, т.е. Пекин заключает на них контракт, а затем они реэкспортируются в Пакистан», - отмечает Фролов.
Дело в том, что истребитель JF-17 является пакистанской сборкой китайского FC-1 Xiaolung. Примечательно также, что двигатель РД-93 создавался нами специально под этот самолет.
Поэтому новость о совместном двигателестроении говорит о том, что Москва и Исламабад пытаются формулу поставки машинокомплектов к РД-93 в Пакистан, которые будут собираться уже на месте.
Пакистан, по сути, участвует в производстве JF-17/FC-1 только по минимуму, соответственно, собственная сборка российских двигателей и подготовка пакистанских специалистов в России позволит Пакистану повысить уровень своей компетенции.
«В случае с этим истребителем существует прямая аналогия с Су-30 МКИ, хотя вовлеченность Индии в проект значительно выше, чем Пакистана в JF-17/FC-1», - резюмирует Фролов.
Китай играет в Пакистане роль России в Индии, выполняя роль поставщика наиболее критичных для Исламабада военных технологий.
«У Пакистана есть сотрудничество с Францией и США, время от времени в этих отношениях возникают определенные трудности, а с Китаем этого нет», - констатирует Фролов.
Китайцы поставили в Пакистан такие продвинутые системы, как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, а Россия, в свою очередь, экспортирует аналоги в Индию.
«Между отношениями России и Индии и Пакистана и Китая существует определенная симметрия, хотя и в том, и другом случаях Россия и Китая не являются монополистами на военно-техническом рынке Индии или Пакистана, причем, у них там есть серьезные конкуренты», - полагает Фролов.