Общественные активисты хотят контролировать бюджетные деньги

 
Москва, 17.10.14 - 6:11
«Прозрачности» в сфере госзакупок, особенно, если они касаются строительства, как не было, так и нет

«Прозрачности» в сфере госзакупок, особенно, если они касаются строительства, как не было, так и нет

Идея о прозрачности проведения аукционов и госзаказов появилась в Правительстве еще в конце 2012 года и к октябрю воплотилась в какие-то гипертрофированные формы – в виде противоречащих друг другу ряду законов, вернее – изменений в них.

Естественно, экспертное сообщество, а также непосредственные участники этих самых тендеров и конкурсов возмутились, как возмутились и представители общественных организаций, намеренных снизить уровень коррупционных схем, которые проводятся с нашими с вами налогами. А еще и среди общественных активистов много желающих выполнять аналогичные функции. Ну и, конечно же, законотворцы из Государственной Думы и инициаторы ряда изменений в существующей законодательной базе, касающейся прозрачности схем, не могут остаться в стороне.

В основном сегодня диалог ведется в отношении двух законопроектов, где явно имеются юридические коллизии. Речь о недавно внесенных в два Федеральных Закона — номер 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — новых положениях. Члены Общественной палаты, активно принимающие участие в диалоге с властью, намереваются в ближайшем будущем влиять на законодательные инициативы в Госдуме с помощью экспертных слушаний и общественных обсуждений. В частности, 16 октября в ОП РФ была принята резолюция по итогам круглого стола, участники которого предлагают сделать обязательным включение в состав конкурсных комиссий по государственным и муниципальным закупкам членов ОП РФ, региональных и местных палат, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

По словам первого заместителя секретаря ОП Владислава Гриба, это происходит потому, что закон об общественном контроле надо развивать и дорабатывать. «Мы еще в начале пути, — говорит он. — Раз в полгода мы будем эти вопросы обсуждать».

«Нам нужно создавать межрегиональные и межведомственные группы по мониторингу таких крупных проектов, как Керченский мост. Эта идея должна быть реализована в первую очередь на самых больших проектах, — отмечает Гриб. — Ведь когда реализуются проекты на пять-десять лет — группы по мониторингу должны быть с самого начала и до конца».

Противоречия двух ФЗ, или Почему «возбудились» общественники?

Но начать стоит с главного — с двух взаимопротиворечащих друг другу федеральных законов, в которые были внесены изменения, вступившие в силу уже в этом году. Согласно изменениям в ФЗ за номером 44, в силу вступили новые правила для госзакупок, которые отнюдь не добавляют прозрачности сделкам, а наоборот, делают схемы более размазанными и неконкретными.

Кроме того, по словам экспертов, новоявленный закон имеет множество противоречий не только с 212-м Федеральным законом, не сочетается он и с рядом других — в частности, с 223-м законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступившим в силу 1 января 2012 года.

«Мы уже ощутили напряженность в законах общественного контроля и нормах, посвященных общественному контролю в контрактной системе, — отмечает председатель Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева. – Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы, но мы способны заставить сенаторов и депутатов внести соответствующие поправки. Наверное, это серьезная недоработка законодателя, потому как и в других законах, типа 212, есть ряд вопросов, не до конца уясненных. В середине ноября мы встречаемся с представителями высших эшелонов власти, где планируем поднять вопрос о том, почему правом на общественный контроль в тех же жилищных законах граждане обладают, а в других законах такого права им не дано. Почему в остальных случаях такую возможность можно получить только через специальные субъекты общественного контроля?»

Надо отметить, что общественники «возбудились» после 10 августа, то есть после вступления в силу ФЗ 44. В центре их внимания оказались нечетко прописанные процедурные нормы общественного контроля, из-за чего практически невозможно оказалось не только выявить, но и наказать нарушителей госконтрактов.

Так, по мнению экспертов, основные противоречия возникают при сопоставлении вышеупомянутого закона с Федеральным законом за номером 212, принятым 21 июля. Касаются они вопросов контрактной системы, а также нерегламентированной сферы общественного обсуждения закупок и привлечения к общественному обсуждению и контролю со стороны людей, понимающих предмет закупок.

«Есть новация в сфере госзакупок – введен институт общественного контроля. В этом присутствует определенная логика: федеральный закон номер 44 достаточно широко формулирует правовые основы всей системы обеспечения государственных и муниципальных нужд, - отмечает первый проректор ГУ ВШЭ, член ученого совета ВШЭ Александр Шамрин. – Институт общественного контроля в сфере контрактной системы – не дань моде, а необходимый институт реализации тех задач, которые ставит перед собой система госзакупок. Но эта новация нуждается в серьезной поддержке: результаты общественного контроля необходимо поставить так, чтобы их использовало государство. В противном случае такая функция останется всего лишь сигнализатором — без конкретной практической реализации».

На сегодняшний день ценовая планка в законах о госзакупках составляет 1 млрд рублей, и это, по мнению экспертов, является одной из основополагающих деталей, которые необходимо пересмотреть. По словам начальника отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Вероники Джужомы, этот момент также не должен являться мелочевкой, на него также стоит обратить внимание.

«Объем торгов в прошлом году составил более 600 млрд долларов. Не нужно себя загонять в тупик», — призывает исполнительный директор Ассоциации Электронных Торговых Площадок Илия Димитров. — Но когда читаешь СМИ, появляется ощущение, что все существующие в стране проблемы появляются лишь из-за госзаказов!»

С улицы общественники на слушания не приходят

ФЗ 44 пришел на смену появившемуся в 2005 году ФЗ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

За почти 9 лет работы второго закона в него было внесено более 30 поправок, однако при этом документ продолжал вызывать нарекания со стороны участников трендовых торгов и экспертного сообщества.

Правда, теперь еще больше нареканий вызывает закон за номером 44. Особенно возмутило общественное и экспертное сообщество, что российские «воротилы» строительного комплекса умудрились при смене курса на «прозрачность» всех бюджетных трат выбить себе собственный закон, в котором якобы должна учитываться специфика строительной отрасли.

При этом, по словам руководителя федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, увидеть на собственно общественных слушаниях действительно пришедших с улицы граждан весьма удивительное и редкое явление: «Общественные слушания надо спускать на этап ниже».

«Граждане чаще всего не знают, куда обращаться — в Росфиннадзор и ФАС, — рассказывает заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Диляра Баширова. — Вместе с тем, проблематика состоит в том, что, когда мы получаем эти обращения – контракты получены, все съедено — и идем на результат. Те заказчики, которые не исполняют требования или допускают грубые нарушения, остаются безнаказанными. Понятие публичного интереса в судебной практике не существует. Данный вопрос нужно проработать».

По словам Башировой, есть еще одна категория общественного контроля – это аффилированный общественный контроль. «Поступают обращения от якобы гражданских лиц, на самом деле вскрывается в итоге, что заявитель является учредителем или генеральным директором», — рассказала представитель ФАС.

В итоге на деле складывается крайне неприятная ситуация, связанная с проведением торгов и участием в госзакупках и заключении госконтрактов. Во-первых, в целом вся ситуация больше похожа на русскую рулетку — до самого конца остается неясным, выполнит ли подрядчик условия контракта, сдаст ли объект в эксплуатацию своевременно или же заказчика ждет эпичный провал.

Во-вторых, несмотря на инициативу премьер-министра России Дмитрия Медведева, озвученную еще в 2012 году, «прозрачности» в сфере госзакупок, особенно, если они касаются строительства, как не было, так и нет. Есть лишь продолжение практики создания и реализации ряда законодательных инициатив — недоработанных и противоречащих смежным нормативно-правовым актам, над которыми в итоге приходится работать и авторам нововведений, и законодателям, принявшим эти законы и, естественно, экспертному и инициативному сообществу — чтобы соблюсти и свои интересы, и интересы целой отрасли, где у каждого есть свое мнение по каждому поводу. И в результате мы вновь получаем процесс переливания из пустого в порожнее.

Иван Адамов


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх