Кипрский противовес: Лавров в Никосии укрепит позиции РФ в Средиземноморье

На следующей неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров совершит визит на Кипр, где встретится не только со своей непосредственной коллегой Эрато Козаку-Маркуллис, но и с президентом республики Никосом Анастасиадисом.
Примечательно, что встреча с лидером кипрских турок Мустафой Акынджи не состоится – Лавров отказался с ним встречаться на «турецкой» территории, а компромиссный вариант разговора в пограничной «зеленой» зоне был отвергнут уже президентом так называемого Северного Кипра.
Заведующий сектором исследований Европейского союза ИМЭМО Юрий Квашнин констатирует, что отношения между Россией и Кипром в целом развиваются весьма позитивно, возможно – без больших взлетов, но при этом и без больших падений.
«Это одно из наиболее дружественных России государств Евросоюза наряду с Грецией и Венгрией, причем Греция – в меньшей степени, а Кипр и Венгрия – в большей», - отмечает Квашнин.
Россию с Кипром связывает, в первую очередь, то, что многие российские компании ведут там свою деятельность. Квашнин отмечает, что, несмотря на то что в нашей стране часто пишут о Кипре как об офшоре, на сегодня это уже больше не так – Кипр официально исключен из списка офшоров и является в российском правовом контексте вполне легальной налоговой резиденцией.
«Есть некие совместные возможности в сфере энергетики, поскольку Кипр вместе с Израилем рассматривает возможность разработки газовых месторождений на шельфе Средиземного моря и существуют планы по подключению к этим проектам российских энергетических компаний, но сейчас это, конечно, маловероятно, в виду низких цен на нефть и негативной конъюнктуры», - резюмирует Квашнин.
Кроме того, Лавров с кипрскими коллегами наверняка обсудит вопросы международной безопасности, потому что Кипр находится на расстоянии в 150 км от Сирии.
«На Кипре очень обеспокоены вопросом возможного проникновения террористов с сирийской территории, туда идет поток беженцев, пусть и не очень большой, намного меньший, чем в соседнюю Грецию, но это, в свою очередь, вызывает очень большое беспокойство со стороны местного населения», - заключает Квашнин.
Именно поэтому не был большой проблемой сбор подписей за создание российской военной базы – такое событие, по мнению Квашнина, очень маловероятно, но население Кипра эту идею поддерживает.
«Соответственно, у России и Кипра есть о чем поговорить, тем более, важен сам факт диалога, поскольку отношения России с Евросоюзом сейчас оставляют желать лучшего, а Кипр – это то государство, с которым можно сотрудничать и обсуждать проблемы», - считает Квашнин.
Не надо забывать, что ситуация в регионе сильно меняется, прямо сейчас происходит очень серьезное ухудшение отношений между Россией и Турцией и что дальше будет, по мнению Квашнина, предсказать на сегодня просто невозможно.
«Сейчас, скорее всего, Россия введет против Турции санкции, причем довольно-таки масштабные. Поэтому в такой ситуации Россия заинтересована в том, чтобы активней сотрудничать с теми государствами, которые уравновешивают позиции Турции в восточном Средиземноморье, а это Греция, Кипр и отчасти Израиль», - отмечает Квашнин.
Эти три страны с 2011 года тесно и активно сотрудничают и образовали нечто вроде союза с совместными военными учениями и обменом данных в области международной безопасности.
«Возможно, Россия будет к этому союзу присоединяться, но пока это чисто гипотетически», - резюмирует Квашнин.