Российский топливный рынок пошел на поправку

 
Новосибирск, 20.10.14 - 8:24
Последний подобный кризис на топливном рынке был зафиксирован в марте 2011 года.

Цены поднялись в отдельных случаях на 2 рубля за литр, побив все возможные рекорды

Российский топливный рынок весь октябрь лихорадило со страшной силой. Сейчас общее состояние рынка должно выровняться, предполагают эксперты различного уровня. «Экономика сегодня» попыталась разобраться в причинах и следствиях такого состояния отрасли, а также выяснить, почему в результате кризиса пострадали, в первую очередь, независимые операторы АЗС в Сибирском регионе.

Последний подобный кризис на топливном рынке был зафиксирован в марте 2011 года. В первые две недели октября 2014 года часть заправок в Новосибирской и Иркутской областях, а также в Алтайском крае вынуждены были приостановить свою деятельность на несколько дней из-за сложной ситуации с топливом.

Эксперты в голос утверждают, что такая ситуация на рынке связана с аварией на крупном Ачинском нефтеперерабатывающем заводе в июне. Завод до сих пор простаивает на ремонте. К тому же в сентябре на плановый ремонт были выведены два других НПЗ в регионе: Омский и Ангарский. Производство на них снизилось в несколько раз. А так как эти 3 НПЗ формировали рынок, то в их отсутствие сразу же возникла резкая нехватка бензина в Сибири. Спрос превысил возможности АЗС, что развязало руки их владельцам. Цены поднялись в отдельных случаях на 2 рубля за литр, побив все возможные рекорды. Ситуацией тут же заинтересовались в Федеральной антимонопольной службе.

Начальник департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов попытался объяснить журналистам, почему сложилась такая ситуация в регионе. Он обратил внимание не только на аварию на Ачинском НПЗ, но и на тот факт, что «независимые участники рынка пропустили договорную компанию и заявку на топливо на октябрь прислали только восьмого числа». Грязнов объясняет недобросовестность независимых участников рынка «погоней за дешевым топливом».

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша также объясняет снижение предложения на топливном рынке «нарушением баланса спроса и предложения» из-за плановых ремонтов на НПЗ. Но, по мнению Аркуши, нехватку нефти весной АЗС должны компенсировать из собственных запасов, сделанных ранее.

В ФАС придерживаются иного мнения. Начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин сообщил, что по итогам проверки ситуации ведомство вынесло предупреждения двум крупнейшим нефтяным компаниям страны. «Экономика сегодня» ранее сообщала об этом. Причем, если в компании «Роснефть» признали, что не всегда могут обеспечить независимых операторов полным объемом продукта, то в компании «Газпром нефть» всчески отрицают проблемы с поставками бензина.

Махонин в своем сообщении акцентировал внимание на том, что ФАС не разделяет мнение Минэнерго о нагнетании ситуации на рынке независимыми АЗС. «Текущие проблемы – это вопрос не наличия топлива, а цены его приобретения. Сегодня независимым АЗС приходится работать на грани выживания, чтобы оставаться конкурентоспособными», - делает выводы Махонин. «Если нам удастся получить данные о конкретных случаях отказов крупными нефтяными компаниями обеспечить топливом независимые АЗС, мы будем строго штрафовать», - обещает начальник управления ТЭК ФАС.

Один из владельцев сети частных заправок сообщил «Экономике сегодня», что если бы ситуация затянулась, начали бы массово закрываться АЗС. «В таком случае гораздо рентабельнее закрыть заправку, чем оптово закупать топливо в Центральной России и продолжать торговлю в убыток», поделился собеседник, попросивший не называть своего имени.

Ситуация с топливным рынком пошла на поправку во многом из-за оперативных действий ФАС и личного вмешательства ряда влиятельных чиновников. В частности, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий лично обратился с просьбой к Генеральному директору «Газпромнефти» Александру Дюкову выделить дополнительные объемы топлива в регион.

На этой неделе из ремонта выйдут Ангарский и Мозыринский НПЗ, ситуация успокоится и потенциальный кризис будет ликвидирован. Но стоит заметить, что на данный момент не существует действенных механизмов, способных регулировать похожую ситуацию. Игрокам топливного рынка необходимо всерьез задуматься и принять правильные решение, чтобы подобные кризисы не повторялись.

Павел Бойков


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх