Цветомузыка от Эрдогана: турецкая бронетехника будет погибать с песней

Крупнейшая турецкая военная компания Aselsan заключила государственный контракт с турецким правительством о производстве и разработке системы активной танковой защиты.
Издание Defense News сообщает, что Aselsan с 2008 года разрабатывает турецкую систему активной танковой защиты, которая имеет название AKKOR. Компания ведет работу по разработке специального радара, компьютера, отвечающего за защиту танка, и систем вооружения, которые непосредственно осуществляют защиту.
По техническому заданию система AKKOR предназначена для обнаружения противотанковых ракет и мин и уничтожения их на подлете к танку. Система работает по принципу мини-радара и защищает танк на все 360 градусов обзора.
Вообще AKKOR разрабатывается для турецкого танка нового поколения «Алтай», но, по утверждению представителей Aselsan, может устанавливаться и на другие типы бронетехники, которые стоят у турецкой армии на вооружении. Компания даже заявила, что только несколько армий в мире обладают защитой такого типа.
Согласно контракту компания Aselsan должна разработать эту систему до 2020 года и предоставить ее для испытаний.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отмечает, что такого рода системы – это настолько высокотехнологичный продукт, что на сегодняшний день они чрезвычайно редко принимаются на вооружение.
«Единственной системой активной танковой защиты, которая на сегодня состоит на вооружении какой-либо армии, является израильская «Ветровка», хотя первой такой разработкой в истории бронетехники, задействованной в регулярных соединениях, является советская система «Дрозд», - констатирует Мураховский.
В настоящее время, по словам Мураховского, многие передовые в военном отношении страны разрабатывают подобные системы и известно, что для танка Т-14 платформы «Армата» создается такая система, которая уже получила название «Афганит».
Аналогичная работа ведется компанией Rayteon в США и военно-техническими фирмами во Франции, Великобритании и Германии, но пока ни одна из этих разработок не принята на вооружение.
«Даже существующие разработки ведущих стран пока по ряду параметров не удовлетворяют предъявленным им требованиям, поэтому заявка Турции на вхождение в клуб разработчиков и производителей самых передовых систем активной зашиты танков является несколько преждевременной. Причина банальна, если такие проекты не получаются у ведущих военных держав, то вряд ли они могут получиться у Турции», - резюмирует Мураховский.
Что касается непосредственного боевого применения, то советская система «Дрозд» такой проверки не получила, а вот израильская «Ветровка» имела ряд успешных боевых прецедентов.
«Зафиксировано несколько случаев применения РПГ по израильским танкам, оснащенных «Ветровкой», и один случай – ПТУРа. Это происходило в Секторе Газа, во всех случаях система активной защиты танков сработала штатно и не допустила попадания вражеских зарядов в бронетехнику», - отмечает Мураховский.
Другой вопрос, Израиль сосредоточил большие усилия на развитии бронетехники в русле превалирования задачи не боевой эффективности конкретных образцов танкового вооружения, а защиты личного состава. Достаточно вспомнить компоновку израильских танков «Меркава», которые созданы под локальное применение в рамках Израиля, отсюда такой интерес израильтян к КАЗ.
У Турции такого боевого опыта и военного-технического потенциала – нет, и ему, по сути, неоткуда взяться, поскольку приобрести нужные компоненты к таким системам на мировом рынке – практически невозможно, поэтому турецкий AKKOR грозит превратиться в жужжащий перед неминуемым поражением аналог чрезвычайно популярной в советское время цветомузыки.
Не говоря уже о том, что танк – это в первую очередь «расходный материал», соответственно, стоимость таких компонентов может банально сделать практически любую бронетехнику нерентабельной.