В российской банковской сфере наметилась тенденция к ужесточению требований для получения второго кредита. Банки стараются привлекать кредитоспособное население с более высоким уровнем доходов и хорошей кредитной историей. Эксперты считают, что такая политика финансовых учреждений позволит снизить риски по невыплате займов и в перспективе принесет значительные дивиденды.
В первую очередь, прекращение роста закредитованности граждан начали отмечать коллекторские агентства. «Экономика сегодня» ранее публиковала эксклюзивный материал, в котором мы отмечали отрицательную динамику роста потребительских кредитов в России. Генеральный директор коллекторского агентства Morgan and Stout Димитрос Сомовидос сообщил нашему изданию, что «у многих банков идет сокращение кредитного портфеля, а по статистике ЦБ рост может смениться спадом на рынке потребительского кредитования на очень длительное время».
В коллекторских агентствах объясняют такую взвешенную и осторожную кредитную политику банков тем, что западные санкции жестко ограничивают привлечение иностранного капитала в российские банки. Но если банки стали осмотрительнее, то должники стали безнадежней. «Количество безнадежных должников сегодня сравнимо с кризисным 2008 годом», - приводит статистику «Экономике сегодня» президент ассоциации корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин. «Если сравнивать с 2013 годом, то количество безнадежных долгов на сумму до 200 тысяч рублей увеличилось на треть», - резюмирует Жданухин.
Россияне начали понимать, что вернуть кредиты не станет проще в ближайшей перспективе, кредитная ставка будет расти, инфляция увеличиваться, а зарплаты останутся на прежнем рынке. Заемщики перестали быть уверенными в своей кредитной способности. Уже сегодня на оплату кредитов в среднем уходит 16% зарплаты заемщика. Среднее количество кредитов, которое приходится на одного должника – 1,3. Причем, по данным исследования риелтерского агентства «Национальная служба взыскания», именно этот критерий позволяет заявить о спаде на рынке потребительских кредитов и дальнейшей стабилизации обстановки.
Павел Бойков