Смерть «Запорожца»: автомобиль на Украине проиграл огороду

Украинская экономика демонстрирует очередные успехи в деле создания европейского государства – например, выпуск автомобилей на Украине упал на 71 процент.

Примечательно, что за весь год когда-то огромная промышленность Украины выпустила 8244 автомобиля, а наибольшее падение показали частные легковые автомобили – всего 5654 единицы, что на 78 процентов меньше, чем в прошлом году.

При этом, производство автобусов(874 единиц) и коммерческих автомобилей(1716 единиц) снизилось, соответственно, на 0,5 и 11 процентов, причем, в случае с коммерческими автомобилями это во многом объясняется продукцией Кременчугского автозавода(КРАЗ),

В 2015 году мощности КРАЗ изготовили 1401 автомобиль, что на 101 процент больше, чем в прошлом году. При этом, 40 процентов продукции реализовано на экспорт, а 60 – продано украинским потребителям, в том числе и местному министерству обороны.

Примечательно, что своим главным достижением за 2015 год предприятие считает выполнение украинского оборонного заказа. К тому же, модельный ряд предприятия пополнился несколькими военными моделями – в частности тяжелой бронетехникой «Ураган» и «Фиона».

Политолог Богдан Безпалько считает, что такая ситуация связана в первую очередь с падением уровня жизни на Украине.

«Дело в том, что на Украине наблюдается катастрофическое снижение потребления – например, розничная торговля, а это в первую очередь товары первой необходимости, упала на 25 процентов», - отмечает Безпалько.

По словам Безпалько, в ситуации, когда граждане Украины сменили состав своей продовольственной корзины, говорить о покупке автомобиля, по меньшей мере, странно.

«Украинцы сейчас в лучшем случае покупают курятину, а иногда вообще отказываются от мяса. Набор для борща подорожал в 5-6 раз, поэтому в такой ситуации все подобные показатели связаны с колоссальным падением спроса», - резюмирует Безпалько.

Другой вопрос, что эта ситуация наблюдается во многих странах и она, в том числе, связана с кризисом в мировой экономической системе, но в случае с Украиной, по мнению Безпалько, существует отдельная ситуация, поскольку Киев из-за разрыва связей с Москвой потерял по разным оценкам огромную сумму от 20 до 50 млрд долларов.

«Сюда можно добавить потери 2016 года от окончательного закрытия российского рынка, поэтому спрос на автомобили на Украине в ближайшие годы вряд ли изменится, наоборот, еще больше упадет, а это означает, что у украинского гражданского автомобилестроения нет будущего. Тем более, ситуация анархии и гражданской войны только усугубляет те негативные процессы, которые мы видим в мировой экономике», - уверен Безпалько.

Безпалько считает, что ключевое преимущество украинских автомобилей – их небольшая стоимость, теперь, в контексте современной Украины – ушло в прошлое.

В результате, не реализовалась даже вековечная мечта жителей западной Украины покупать по-дешевке подержанные немецкие автомобили, ведь именно под этим лозунгом во время Майдана их призывали поддержать государственный переворот.

«На покупку даже такого автомобиля нужны деньги, а большинство украинцев находятся сейчас в ситуации элементарного выживания. Им нужны средства, чтобы оплачивать отопление, ЖКХ и поддерживать минимальный социальный уровень. Тем более, западные товары при таком курсе гривны не могут быть дешевле или конкурентней украинских», - констатирует Безпалько.

Если мы сравним стоимость качественного подержанного автомобиля из Германии и нового из Украины, то мы увидим, что она сопоставима, но иностранный автомобиль еще нужно доставить, а это деньги.

Впрочем, в любом случае, у европейской «бэушной» продукции есть будущее, поскольку украинская автомобильная промышленность при такой ситуации в экономике в ближайшие годы прекратит свое существование и место на рынке останется только для европейского ширпотреба. К тому же, западные спонсоры украинского правительства, наверняка, позаботятся о необходимых преференциях для своего бизнеса.

По мнению Безпалько, также не надо впадать в иллюзии по поводу показателей КРАЗа, поскольку если сравнить динамику производства, то можно увидеть, что она серьезно упала в 2014 году из-за прекращения поставок в Россию. В этом году она увеличилась за счет закупок для зоны АТО, но войной не накормишь даже отдельный Кременчуг, так что, это пиррова победа.