Яценюк на «Шелковом пути»: маршрут для пиара, золота и наркотиков

Сегодня из порта Ильичевск в Одесской области отправился первый экспериментальный рейс по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан – Китай. Маршрут будет доставлять грузы за 2-3 недели и, по мнению украинских властей, должен составить конкуренцию Транссибирской магистрали в проекте «Новый шелковый путь». Так ли это на самом деле?

Как отмечает премьер Украины Арсений Яценюк, в ответ на транзитные запреты со стороны России, Киев придумал очень ловкий и оригинальный способ борьбы – новую логистическую цепочку в обход России. За 3 недели поезд должен будет преодолеть два морских участка (Черное и Каспийское моря), использую паромные переправы, и 3 железнодорожных этапа в 4 странах. Таким образом, Украина решила разорвать географические шаблоны при запуске так называемого «Центрального коридора».

«Уверен, что это просто пиар ход и обман украинских бизнесменов, потому что теоретически такой путь, конечно, возможен и поездом и автомобилем, ходит паром из Украины в Грузию, из Азербайджана в Казахстан через море. Но, во-первых, это очень долго, а во-вторых, дорого. Таким маршрутом рентабельно можно возить только золото и наркотики и больше ничего», - считает экономист Всеволод Степанюк.

«Если подходить в таком ключе к разработке маршрутов, то можно ехать еще в Китай и в Среднюю Азию, через Индию, Канаду, или через США. Реалии таковы, что мы таким путем можем чем-то очень дорогим торговать с Казахстаном, Туркменистаном, и это должны быть не продукты питания, а какая-то высокотехнологичная продукция, которая стоит дорого, а транспорт на ее стоимость особенно не влияет. Но такой продукцией мы, к сожалению, торгуем все меньше и меньше. А сырьевыми товарами таким путем торговать совершенно не реально в виду того, что они будут неконкурентоспособны», - продолжает эксперт.

Если же Китай захочет воспользоваться «Центральным коридоров» для транспортировки своей продукции в Европу, то у него возникнут дополнительные сложности. Логистические службы стран коридора не подготовлены к большой транспортной загрузке. Размеры железнодорожной колеи Китая и всех стран маршрута отличаются друг от друга, а необходимость постоянной перегрузки контейнеров с товарами из парома на железнодорожную ветку и обратно также доставляет серьезные неудобства, сказываясь на времени доставки.

«То, что говорит Яценюк – это даже не смешно. Он говорит, потому что должен что-то предлагать, больше пытаясь спасти свой имидж, хотя это уже невозможно. Дело в том, что мы только на торговле с Россией за последние 2 года потеряли более, чем 10 млрд. То есть гораздо больше, чем помощь МВФ за те же 2 года. Получается, что мы взяли и отказались от этих денег по собственной инициативе. И естественно ничем их не заместили, потому что торговля с Евросоюзом тоже падает, торговля с Китаем, на который у Яценюка есть надежда в связи с новым маршрутом, уменьшилась за этот год. Все то, что творится у нас в стране прямое следствие неграмотной экономической политики премьера», - считает Степанюк.