Американо-украинский ракетный тандем приказал долго жить

 
, , 29.10.14 - 15:13
Взрыв американо-украинской ракеты-носителя Antares

Ракета продержалась в воздухе не более шести секунд

Вчера, 28 октября, в 18:22 по местному времени (01:22 мск 29 октября) на космодроме на острове Уоллопс (штат Виргиния, США) при запуске взорвалась ракета-носитель Antares. Национальное аэрокосмическое агентство Штатов окрестило крушение «катастрофической аномалией»: никто не погиб, но от ракеты и корабля Cygnus, которые она несла на орбиту, не осталось ничего напоминающего их былое величие. К тому же, серьезно пострадали пусковая площадка и имидж НАСА вкупе с репутацией Америки как передовой космической державы.

Antares должен был вывести на околоземную орбиту транспортный корабль Cygnus с двумя тоннами полезного груза (научно-исследовательского оборудования, продовольствия и воздуха) и искусственный спутник корпорации Redmond. По предварительным расчетам, уже ночью грузовик должен был пристыковаться к Международной космической станции и порадовать астронавтов свежей едой и свежим воздухом. Однако уже через шесть секунд после старта ракета взорвалась и упала обратно на Землю.

Пикантность ситуации придают два факта: успешный запуск российского «Прогресса» на Байконуре (сегодня, 29 октября, в 10:09 мск; ракета-носитель «Союз-2.1а») и специфика двигателей первой ступени Antares. Оказывается, AJ-26, на которых американская ракета оторвалась от земли, является модификацией советского НК-33 (СНТК имени Н.Д. Кузнецова). Но работы по улучшению проводились украинским конструкторским бюро «Южное» в сотрудничестве с компанией Aerojet, США.

Кто виноват?

Взрыв американо-украинской ракеты-носителя Antares

А все так хорошо начиналось...

Первое, что сделало НАСА – это оправдало компанию, организовавшую запуск и, по сути, его провалившую. «Корпорация Orbital Sciences уже в третий раз выполняла космическую миссию. Первые два запуска были исключительным успехом. Мы верим, что компания может повторить успехи прошлых лет, и мы знаем, что OS совершит новые запуски в ближайшие годы», - говорится в заявлении космического агентства. Еще бы, ведь на этот срок у Orbital Sciences заключен контракт. К тому же, престиж НАСА в немалой степени зависит от партнеров, а признать неудачу партнера – значит, сознаться в собственном неуспехе.

Пресс-служба Orbital Sciences объявила о формировании специальной комиссии по расследованию причин крушения. Помимо собственных специалистов, в нее войдут эксперты НАСА и других государственных структур Соединенных Штатов. «На всех стадиях тестирования двигатель нашей ракеты работал без проблем», - сказал вице-президент OS Фрэнк Калбертсон. «В том числе, тестирование проходило и в России», - добавил он. Вполне возможно, что под «российским тестированием» Калбертсон имел в виду успешные запуски проекта «Таурус-2» - так ракета Antares называлась до 2011 года.

«Слишком рано давать оценку произошедшему и искать виноватого», - заявил вице-президент Orbital Sciences. Вероятно, Калбертсон имел в виду, что нужно дождаться результатов расследования инцидента, ведь на месте крушения то, что осталось от Antares и Cygnus, изучают специалисты НАСА. Как только все остыло, они прибыли туда.

Искусство летать

Эксперт Джон Логсдон, профессор частного исследовательского университета имени Дж. Вашингтона в американской столице, утверждает, что причиной крушения являются неполадки с двигателями. «Первооснова AJ-26 – это советский НК-33, на котором еще в 1960-х годах советские станции летали на Луну», - утверждает Логсдон, имея в виду ракету-носитель Н-1. «Затем его стали продавать в Соединенные Штаты по программе МКС». Профессор также добавил, что Antares могут взлетать только с той площадки, которая была повреждена при запуске. От степени разрушений зависит то, как скоро эти ракеты полетят снова, отметил Логсдон.

Считается, что старый советский двигатель весьма ценим НАСА за высокую удельную тягу. А советские инженеры прикрыли использование собственной разработки после завершения определенного этапа лунной программы в 1970-х годах. В 2012 году уже российские ученые из ОАО «Кузнецов» (то, чем стало СНТК имени Кузнецова после СССР) передумали и решили модифицировать легендарный двигатель, назвав проект НК-33А. Возможно, сегодня будет повод задуматься, нужно ли производить его серийно.

Кстати, известно, что компания Aerojet, которая занимается модификацией НК-33 для использования на ракетах Antares, должна поставить Orbital Sciences порядка 20 таких двигателей. «В разработке ракеты-носителя принимает участие КБ «Южное» из города Днепропетровск», - сообщается на официальном ресурсе компании. По контракту OS пока получила только половину двигателей. В распоряжении Aerojet находится 40 носителей НК-33 (после обработки – AJ-26), которые были приобретены в 1990-е годы. До этого никому не нужные высокотехнологичные объекты два десятка лет находились на складах, поскольку Роскосмос и прочие не были заинтересованы в их использовании.

Пища для размышлений

Взрыв американо-украинской ракеты-носителя Antares

Американские астронавты вспоминают, как продукты доставлялись на МКС российскими «Прогрессами»

Экипаж Международной космической станции – а это трое россиян, два астронавта НАСА и немец – был проинформирован о случившемся сразу же после крушения ракеты. Представитель Национального аэрокосмического агентства Уильям Герштенмайер оперативно объявил, что «на борту Cygnus не было абсолютно необходимого для астронавтов груза». Глава программы Международной космической станции в НАСА Майкл Саффредини добавил, что «МКС обеспечена всем необходимым на полгода вперед».

К тому же, российский «Прогресс», стартовавший спустя 14 часов после крушения Antares, привез на орбиту более 2,5 тонн полезного груза – продовольствия, воды и воздуха. По данным на 16:08 мск грузовой корабль успешно пристыковался к станции и доставил продовольствие и груз. «Последствия от взрыва частного американского грузовика Cygnus могут привести к пересмотру системы снабжения МКС», - считает начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

Американский астронавт Лерой Чиао, возглавлявший десятую экспедицию НАСА на МКС, вспоминает, как российские «Прогрессы» в 2004 году спасли экипаж от недостатка питьевой воды. «Благодаря российскому грузовику мы получили еду и воду как раз накануне Рождества», - сказал Чиао. «С тех пор объем припасов, поставляемых НАСА, был сильно увеличен, и у тех, кто сегодня работает на МКС, никогда не будет таких проблем», - заверил он. Представитель Роскосмоса Краснов добавляет, что между россиянами и НАСА существует «специальная программа взаимопомощи» в чрезвычайных ситуациях.

Григорий Егоров


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх