Восток – дело тонкое: газ и Баку защитит от МВФ Каспийская флотилия

Сегодня в Баку с экстренным визитом прибудут представители МВФ и Всемирного банка, чтобы обсудить вопрос предоставления Азербайджану экстренного займа на сумму в 4 млрд долларов, который понадобился этой закавказской стране из-за обвала мировых цен на нефть и, как следствие, падения курса национальной валюты.
Отмечается, что данный кредит может стать первым в серии подобных траншей, а сама делегация во время своего визита, который продлится достаточно долго – целую неделю, с 28 января по 4 февраля, будет обсуждать технические моменты возможной помощи.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов отмечает, что ситуация в Азербайджане очень серьезная.
«Недавно манат сильно упал, а в самом Азербайджане была введена двадцати процентная пошлина на вывоз валюты за границу, что говорит о том, что на Азербайджан сильно ударили низкие цены на энергоносители. Тем более, очень высокий уровень расходов на военные нужды, как и на представительские проекты – спортивные и культурные мероприятия и прочее в этом духе, для чего строится очень большое число всевозможных объектов», - констатирует Крылов.
По словам Крылова, естественно, сокращение доходов ударило по всем этим азербайджанским начинаниям очень сильно и в стране имеет место быть определенный недостаток средств.
«Соответственно, у Азербайджана на сегодня существует острая объективная необходимость получить из внешних источников дополнительные средства для нормального функционирования государства и экономики», - резюмирует Крылов.
Главный вопрос здесь, как считает Крылов, какие условия будут поставлены Азербайджану со стороны международных структур при выделении этой экономической помощи.
«Здесь, видимо, речь может пойти, в том числе, и по поводу реанимации проекта Транскаспийского газопровода, в чем очень заинтересованы как Евросоюз, так и США в качестве альтернативы российского газа для европейского рынка. Эта тема муссировалась вначале в виде газопровода Nabucco, который мыслился как глобальный проект, который изменит энергетическую карту, как Европы, так и всего мира. Конечно, этот проект оказался неосуществимым, но сама идея транскаспийских газопроводов до сих пор имеет место быть», - заключает Крылов.
По мнению Крылова, эта тема постоянно маячит, как в европейской, так и в американской политике, поэтому, если требования МВФ будут связаны с этим проектом, то тогда все это ударит по российским интересам и приведет к росту напряженности в отношениях между Азербайджаном и Россией, а также между Азербайджаном и Ираном.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что проблема транскаспийского газопровода связана с прохождением трубы по дну Каспийского моря, а это на сегодня – сложный и неурегулированный с правовой точки зрения вопрос.
«Россия блокирует этот проект и держит на «всякий случай» свою Каспийскую флотилию, боевые корабли которой в прошлом году провели успешные стрельбы по ИГИЛ1 в Сирии. Так что, единственное, о чем можно реально говорить, так это о проекте газопровода из Азербайджана через Турцию и дальше в Европу – это так называемый газопровод TAP или TANAP», - резюмирует Пикин.
Другой вопрос, что сами азербайджанские ресурсы газа достаточно ограничены – например, грузинский министр энергетики Каха Каладзе на днях жаловался, что Азербайджан оказался не в состоянии обеспечить для Грузии стабильные поставки в летние и зимние месяцы, из-за чего Тбилиси вынужден договариваться с «Газпромом».
«Сейчас азербайджанцы развивают еще одно свое крупнейшее газовое месторождение «Шах-Дениз» с прицелом на постройку газопровода для поставок газа в Европу, когда они получат дополнительные объемы. Также в перспективе возможно расширение этого газопровода на большую мощность, если добыча газа в Азербайджане сможет серьезно увеличиться. Называются цифру в 25 млрд кубов и даже выше в качестве дальней перспективы», - утверждает Пикин.
Впрочем, не надо забывать, что, когда проект затевался, в мире была иная ценовая конъюнктура, а газ стоил не 200, а 400-450 долларов за тысячу кубов, в результате чего падает рентабельность, а Азербайджану для их реализации необходима уже не помощь МВФ, а прямые иностранные инвестиции в свою газовую промышленность, а это уже не прерогатива МВФ и Всемирного банка.
1 Организация запрещена на территории РФ.