Центробанк России с сегодняшнего дня официально начинает регулировать деятельность всех ломбардов в стране. Рынок не привык к регулированию и перестраивается неохотно. 30 октября был последним днем, когда участникам рынка нужно было доложить о своей деятельности финансовому регулятору. Тем не менее, сдать отчеты вовремя смогли лишь 30% ломбардов. «Экономика сегодня» узнала, как восприняли игроки рынка свои новые обязанности, и почему ЦБ не стоит с первого дня жестоко штрафовать ломбарды.
Все началось с банковского форума в Сочи, где были анонсированы новые требования к квалификации управленцев и собственников кредитных учреждений небанковского сегмента. В этот список вошли микрофинансовые организации, ломбарды, накопительные, кредитные и потребительские кооперативы. Теперь руководство должно быть непричастно к каким-либо банкротствам, не иметь судимостей, не привлекаться к административной ответственности и далее по списку. Требования нацелены на тех игроков, чьи активы будут превышать 30 млн рублей.
Глава некоммерческой организации «Лига ломбардов» Михаил Унксов тогда сообщил, что «в среднем активы ломбардов составляют 2-5 млн рублей. Капиталом более чем в 30 млн рублей обладают 20-25 ломбардов в России, хотя в ЕГРЮЛ зарегистрировано практически 8 тысяч». Но если квалификация владельцев ссудных касс ЦБ не интересует, то к деятельности ломбардов регулятор решил присмотреться внимательнее.
И тут-то владельцы и их бухгалтерия дружно схватились за головы, завалив ЦБ вопросами о правилах и формах заполнения отчетности. Регулятор не привык к такому количеству обращений и по большому счету какие-то внятные указания начал давать лишь за день до завершения приема этих отчетностей. Итог оказался неутешительным – с грехом пополам отчетность смогли сдать в назначенный срок лишь треть участников рынка, а штраф за несвоевременное предоставление документов о финансовой деятельности составляет от 500 до 700 тысяч рублей.
Михаил Унксов считает, что «штраф в 500 тысяч является неподъемных для многих организаций и не позволит продолжить деятельность после его выплаты». «Мы будем оспаривать в суде каждый такой штраф», - заявил глава «Лиги ломбардов».
В Центробанке никакой воинственной риторики и желания на корню уничтожить рынок ссудных касс не было. «Банк России сделает вывод, когда получит возможность отследить динамику по отчетности», - отметили в пресс-службе регулятора.
Участники рынка также неоднократно жаловались на функционал программы. Генеральный директор ломбарда «Бегес» Андрей Панкратов сказал, что «программа, в которой необходимо было сделать отчет, постоянно зависала, а по телефону в ЦБ никто не помог, связаться удалось лишь по электронной почте».
Не все участники рынка положительно относятся к нововведениям и регулированию отрасли. Но отношения регулятора с рынком уже начались, поэтому теперь главное наладить конструктивный диалог. Если ЦБ действительно намерен способствовать развитию в отрасли, то штрафные санкции, которые выкосят часть мелких игроков, и вправду будут преждевременны.
Павел Бойков