Реквием по мечте украинского ОПК: чтобы что-то продать, надо что-то купить

 
Киев, Украина, 01.02.16 - 14:16

Украинские военные эксперты озабочены тем, что несмотря на пафос официальных заявлений Киева, украинскому ОПК не потянуть серийное производство, поэтому мечты об экспорте новейшего вооружения - это лишь мечты, а вовсе не планы.

"Самый большой контракт был с Пакистаном - это было сразу после развала Союза. А сейчас на развале у нас с каждым годом теряются и профессиональные кадры, и промышленные возможности..."

"Самый большой контракт был с Пакистаном - это было сразу после развала Союза. А сейчас на развале у нас с каждым годом теряются и профессиональные кадры, и промышленные возможности..."

"Новейшее" - хорошо забытое...

Военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов в эфире украинской радиостанции "Ера Медіа" о смелых амбициях чиновников высказался с немалой долей иронии. "У нас новых разработок практически не существует на сегодняшний день. Мы модернизируем то, что имеется в вооруженных силах, используем старые разработки, которые немного доводятся до ума, частично меняется электротехническая часть, но железо остается старое. Яркий пример - танк "Оплот": это Т-64, как бы мы не крутили. Танк 1970-х годов, что бы мы в него не засунули. Опять же можем поменять автоматику, механику какую-то - но в пределах конструктива самого танка. Мы же не меняем корпус, башню и всё остальное. И засунуть туда что-то современное - довольно проблематично", - признался он.

Заместитель директора украинского конверсии и разоружения Антон Михненко поправил своего коллегу, уточнив, что "Оплот" - это модернизация не Т-64, а Т-80. По его словам, когда создавался этот танк, то возможности его модернизации закладывались на 50 лет, поэтому, собственно, свою "современность" он еще не исчерпал. "Новая техника, которая разрабатывалась у нас, в очень ограниченном количестве поступает в зону АТО. Те же самые ПТРК, которые серийно выпускает киевский КБ "Луч", в единичных количествах идут в АТО, но идут", - обнадежил он.

За некачественную технику грозят тем, кого... нет

Особняком стоит проблема некачественной военной техники, на которую решительно пожаловался полк "Азов". Эксперты полагают, что последние законодательные новшества, ужесточающие ответственность за такую поставку, ничего не дают. Корень зла - значительно глубже: за такую поставку, вообще, никто не отвечает. 

"Можно ввести хоть смертную казнь за некачественную технику! Вопрос - в механизме контроля. Дело в том, что этот закон, он и раньше существовал. Да, там раньше были сроки наказания меньше, но никто не удосужился сесть и подумать, что в результате действия этого закона на сегодняшний день нет статистики наказания виновных в поставке некачественной техники в вооруженные силы. Никто не подумал о том, что нет механизма контроля на сегодняшний день. Тот механизм, который когда-то существовал - госприемка через военпредов, она фактически уничтожена. Юридически она еще существует, но фактически она уничтожена. Военпредов посокращали, госприемку, насколько я понимаю, уже расформировали, и по большому счету некому контролировать и некому принимать эту технику. Министерство обороны присылает своих представителей, они что-то там принимают на заводе, и в результате, все это сводится к командиру взвода, который в полку непосредственно на месте принимает эту машину и потом понимает, что она не боеготова", - обрисовал ситуацию Жданов.

"По большому счету, конкретного должностного лица, которое ставит свою подпись и потом несет уголовную ответственность за качество приемки на сегодняшний день не существует", - подчеркнул он. Михненко согласился с таким мнением, добавив, что "существует такая же проблема по той технике, которая идет "наружу" государства".

Купить и вложить, чтобы продать

Украина, как поставщик вооружений на экспорт, пока не приобрела необходимую гибкость: танки "Оплот" до сих пор не поставлены Таиланду, хотя договор подписан, бронетранспортер "Дозор-Б" - уже и директора сняли, и обвинили коллектив в саботаже, главу Житомирского бронетанкового завода обвиняют крупных хищениях - не досчитались 23 млн гривен, но самое главное - говорить о каких-то значительных экспортных объемах, несмотря на все заявления Петра Порошенко, пока, вообще, не приходится.

"Дело в том, что мировой рынок вооружений - очень гибкий, и заказчик ставит свои условия. И соответственно, под условия заказчика производители военной техники хотят подогнать и сделать то, что он хочет. Иначе он этого не купит, и в этом сложность. Что же касается вооруженных сил Украины, то здесь есть две составляющие - запасы Минобороны, которые оно своими силами может восстановить и поставить в строй. Но здесь о модернизации речь не идет: это просто техника на хранении. И второй момент - вообще-то, в развитых странах существует целевая государственная программа развития техники и вооружения для обороноспособности страны. Там абсолютно другие деньги, там абсолютно другие подходы и принципы", - объяснил Жданов. 

"Организация серийного производства - не такой уж простой процесс. Мы 20 лет клепали, скажем, по 20-10 танков, 5 БМП на экспорт. Самый большой контракт был с Пакистаном - это было сразу после развала Союза, и тогда еще были какие-то возможности и по накатанной это всё сделали. А сейчас на развале у нас с каждым годом теряются и профессиональные кадры, и промышленные возможности...", - посетовал Михненко. "У нас не вкладываются деньги в развитие промышленности для того, чтобы производить те или иные новые образцы. Ведь понимаете как: когда любой производитель, любой директор завода скажет: "Да, я могу выпустить сейчас на тех мощностях, которые имею, 10 или 15, скажем, танков. Но для того чтобы сделать серию в 20 танков и полностью - весь контракт, мне необходимо организовать новые рабочие места, мне надо купить новое оборудование". А для этого надо выделять деньги... А у нас этот вопрос как раз почему-то в сторонке оказывается", - отметил он, добавив, что при этом хорошо, что всё-таки "какие-никакие, но экспортные контракты существуют".

"Укроборонпром" хвастается, благодаря "теневому производству"

"Мотор Сич" работает на экспорт. У нас не такого количества вертолетов, и они уже не эксплуатируются сколько лет, сколько выпускает двигатели "Мотор сич", - продолжил мысль Жданов. По его мнению, рост и показательная статистика роста у оборонных предприятий на Украине в этом году произошли из-за "теневой экономики", точнее - "теневого производства". "Дело в том, что есть одна схема для того, чтобы уйти от уплаты от налогов: предприятие делают убыточным. То есть статью доходов и расходов сводят практически к нулю. А реально... приезжаешь, а там тысяча человек работает, получает зарплату, все красиво, покрашено, чистенько. Смотрят финансовый отчет - завод убыточный. Сейчас ситуация немножко поменялась, они вынуждены показывать прибыльность этого предприятия. Кстати, это одна из схем приватизации госпредприятий", - намекнул эксперт.

Кроме того, "контракты с Россией никто не отменял": предприятия выполняют условия по контрактам. "В противном случае им будут выставлены сумасшедшие штрафные санкции и они замучаются в судах оправдываться и выплачивать эти деньги. Предприятие обанкротится", - развел он руками. Между тем, на украинский ОПК засматриваются американцы: "Это прагматичные люди, и немного больше чем в "Мотор Сич" они заинтересованы в "Южмаше" в концерне "Антонов". Если вы знаете, "Антонов" сейчас получает заказ на производство двигателей для Боингов, Саудовская Аравия покупает у нас более 30 антоновские самолетов". По его словам, "если все это вывести в белую", то есть вывести производство из тени, то это может стать теми инвестициями, которые так ждет Киев. 

Стандарты НАТО - это не только "значки"

В остальном же, в армии, как в "зеркале государства", царит сумятица. "Тот же риторический вопрос: "Где реформы в Украине?" Два года мы уже, фактически, реформируем страну, боремся с коррупцией. Ни один коррупционер не посажен, ни одной реформы не проведено. До сих пор "лебедь, рак и щука" с этой Конституцией, и уже она бедная в этой стране. И самое главное - никто не хочет ее выполнить, чтобы понять работает она или нет, но все хотят ее переписать. То же самое происходит и вооруженных силах, к сожалению. Минобороны занято совершенно другими вопросами: они сейчас восстановили численность ВСУ, частично укомплектовали, но сесть и подумать, какие вызовы стоят перед Украиной, и какие вооруженные силы страна должна иметь под эти вызовы и что может себе позволить - увы... Минобороны - исполнитель в данном случае. Вы знаете, кто у нас в стране отвечает за мобилизационный план государство, и кто его основной разработчик? Министерство экономики - не министерство обороны!" - акцентировал Жданов, напомнив, как под ёлочку ночью принимался госбюджет, который должен был только полгода проходить обсуждение.

"Сегодня министр обороны рапортует о переходе на стандарты НАТО, а введение условных обозначений при нанесении обстановки на карту - это еще не переход на стандарты НАТО. Переход на стандарты НАТО - это совсем другая система комплектования и обеспечения вооруженных сил", - напомнил он. "У нас сделали электронные торги - открытые тендеры при министерстве обороны. Так теперь министерство обороны выписывает технические условия под конкретное предприятие! То есть они все равно нашли лазейку, как их обойти. Система не меняется", - убежден эксперт. 

Одной подводной лодки украинским степям мало

Особая фишка Киева - военно-морские силы Украины: это три корабля, пять катеров и один тральщик. Программа "Корвет" обсуждается еще с 2012 года, а проект корвета "Владимир Великий" и вовсе заморожен. "Вы, кстати, забыли "жемчужину" наших военно-морских сил - нашу подводную лодку "Запорожье". Между прочим, на одной подводной лодке у нас существует бригада подводных кораблей, дивизия подводных кораблей и так далее. То есть четыре штаба управляют одной лодкой!" - усмехнулся Жданов.

Правда, четыре подводных лодки на сегодняшний день обещает Украине "дружественная" Турция. "И опять же - а стоит ли нам их брать?" - задался вопросом эксперт, пока не представляющий, что Киев сможет сделать с таким "подарком".


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх