Много шума из ничего: украинская кукуруза «напугала» Россию

Первый контейнерный поезд, отправленный по железной дороге из Украины в Китай по экспериментальному маршруту, прибыл в пункт назначения с двухдневным опозданием. За движением грузового состава 2 недели следила вся Украина.

Как считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, украинские СМИ создали много шума из ничего, а сам маршрут оказался пустышкой, о котором все забудут уже через месяц. В самом Китае в честь сего «знаменательного события» не написали ни строчки.

По официальным данным в рейс по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан – Китай одновременно могут быть отправлены до 40 вагонов. Стоимость их транспортировки около 300 тысяч долларов, что вдвое дороже, чем по территории России. И все же в Киеве такой расклад считают конкурентным. У Охрименко свое мнение на этот счет:

«Непонятно вообще, что это за состав, и что он привез. Хорошо, хоть приехал, пусть и с опозданием на 2 дня. По мнению властей, теперь в России все испугаются конкуренции с нашей стороны. С моей точки зрения – это чистейший пиар. Когда бизнес делается, то это происходит без лишних слов. Но у нас, когда поезд отправляли, все министры выступили с напутственной речью, отчитавшись о своем участии.

Пока состав ехал, в СМИ сообщали каждую его остановку. Приехал, и все продолжают обсуждать. Но нужно понимать, что увеличение стоимости транспортировки грузов неизбежно приведет к повышению стоимости украинских товаров на рынках стран средней Азии и снижении конкурентоспособности украинских товаров на этих рынках. Долго, нудно и дорого плюс погрузка-разгрузка, дополнительные таможенные сборы. Все это не добавляет привлекательности новому пути.

Теперь о грузе, что мы привезли в Китай? Об этом никто не знает. На сегодняшний день мы продаем Китаю в основном руду, а возить в контейнерах руду, естественно, не рентабельно. Продаем подсолнечное масло и кукурузу, да и то не в Китай, а больше в другие юго-вросточные страны, но там еще нужны корабли. Может быть, в будущем мы будем поставлять какие-то комплектующие или технику, но сейчас таких разговоров нет.

С Китая мы везем бытовую технику. Но чаще всего сначала в Россию, а потом уже себе. Поэтому я в этом Шелковом пути вообще не вижу никакой логики, кроме пиара. Я мог бы еще понять, если бы действительно маршрут представлял какой-либо интерес с точки зрения денег, дохода. В самом Китае не написали ни одной строчки о наших «успехах».

Еще раз напомню, главным торговым партнером Китая является США – и по экспорту, и по импорту. Потом стоят Европа и Россия, а Украина занимает лишь около 1% в товарообороте. По этой причине наш Шелковый путь Китаю вообще не интересен. В одно время мы с Китаем подписали соглашение, где были амбициозные планы – они обещали построить порт, фабрики, была идея отдать в аренду им 3 млн гектаров земли, чтобы они организовали орошение и могли использовать ее. К подобным проектам относится автобан вокруг Киева, воздушный экспресс от аэропорта Борисполь до Киева и другие проекты по входу китайцев в нашу экономику. Все это хороший пиар, но проекты так и остались на бумаге. Я считаю, что и о Шелковом пути мы забудем уже через месяц, когда вся информационная шумиха уляжется».