Американские друзья ВТБ ударят по санкциям с тыла

Банк ВТБ нанял две американские компании для лоббирования интересов банка в финансовой сфере, в первую очередь в вопросах санкций, сообщает газета «Известия». Как работают американские лоббисты, способны ли они эффективно решать вопросы на таком высоком уровне, и сколько стоят «друзья» в Конгрессе США, разбиралась «Экономика сегодня».

Интересы ВТБ в Америке с апреля прошлого года представляют юридические компании Sidley Austin LLP и Manatos & Manatos. Как объяснил нам руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru Павел Толстых, российские учреждения к американским лоббистам обращается довольно регулярно. 

«Подобные обращения в США контролирует некий аналог нашего закона об иностранных агентах, так называемый закон FARA. Причем обратиться к американскому лоббисту может не только компания, но и страна для представления и защиты своих интересов на уровне Госдепартамента США или Конгресса, для более эффективного донесения своей позиции до американской власти. И, конечно, многие страны и компании этим активно пользуются. Россия, на мой взгляд, могла бы более эффективно использовать лоббистский механизм в США для формирования групп поддержки внутри конгресса США. То есть воспользоваться дополнительным неформальным каналом влияния на американскую политику, помимо дипломатического влияния или официального политического», - считает Толстых.

Активное использование лоббистов началось с ЮКОСа, который обращался к ним в начале 2000-х годов, чтобы склонить позиции конгрессменов на свою сторону, вспоминает эксперт. Наши атомщики сейчас активно используют этот канал для политической поддержки их рынка сбыта. В последнее время популярны обращения по санкциям и процедуре их снятия.

Но некоторые эксперты сомневаются, что американские юристы способны эффективно решать вопросы подобного уровня. «На мой взгляд, частные юридические фирмы кардинально ситуацию с санкциями, наложенными американским правительством, изменить не смогут. Однако, они могут быть полезны для конструирования определенных финансовых схем, способных помочь российскому банку и его потенциальным западным партнерам фактически обойти их, не нарушая их формально. Для российских банков американские санкции не запрещают возможность получения кредитов на зарубежных финансовых рынках, а лишь ограничивают срочность привлечения новых займов от американских физических и юридических лиц 90 днями. Возможно, услуги нанятых фирм будут, в том числе, включать в себя построение легальных способов получения для ВТБ финансирования в США», - комментирует «Экономике сегодня» директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Михаил Хромов.

Как считает Толстых, новые друзья в Конгрессе США, которых находят лоббисты, в состоянии эффективно решать различные вопросы. Причем «свой» голос в Конгрессе стоит относительно недорого.

«Речь идет о миллионах долларов в год. С точки зрения корпоративных затрат, даже с учетов сегодняшнего курса доллара, для корпорации такого уровня как ВТБ - это незначительные расходы. Лоббисты привлекут на свою сторону конгрессменов, которые симпатизируют России, представят банк в лучшем виде, разыграют карту случайного попадания под санкции, найдут экспертов и журналистов, которые в колонках влиятельных деловых изданий выскажутся положительно в адрес банка - то есть проведут полноценную компанию. Они однозначно усилят голос и позиции ВТБ в Вашингтоне», – уверен Толстых.