Трудная судьба Хмельницкой АЭС: Киев инвестора нашел, но проект заморозил

 
Киев, Украина, 10.02.16 - 13:21

Судьба строительства двух новых блоков Хмельницкой АЭС снова оказалась под вопросом, хотя ранее Киев бодро рапортовал о том, что нашел замену российскому "Атомстройэкспорту".

"Один разговор - это стоимость строительства, а другой - это затраты на весь жизненный цикл блока, включая его закрытие"

"Один разговор - это стоимость строительства, а другой - это затраты на весь жизненный цикл блока, включая его закрытие"

Курс на "без России"

Еще в ноябре прошлого глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин заявил, что его ведомство упорно занимается поиском другого партнера на достройку двух энергоблоков. Соглашение с российской стороной было денонсировано под предлогом затягивания строительства. 

Демчишин отмечал, что "с экономической точки зрения эти блоки целесообразно достраивать", поэтому "это должен быть международный партнер". По мнению украинского независимого эксперта по вопросам энергетики Игоря Черкашина, который ранее был одним из начальников госинспекции по энергосбережению, если новые мощности будут нацелены на европейскую сеть, то есть на экспорт, то, "это будет выгодно".

Украинское правительство проявило рвение и нашла такого партнера из числа "единственно возможных", хотя Демчишин упоминал и Китай, и Westinghouse в качестве кандидатов: в качестве инвестора выступила Польша, которая традиционно закупает электроэнергию у Украины. Весной 2015 года кабинет Арсения Яценюка заявил о подготовке проекта «Энергетический мост Украина - Европейский Союз», в рамках которого компания Polenergia должна была закупать электричество у Хмельницкой АЭС, и направлять его в Евросоюз, в зоны энергодефицита. К строительству энергоблоков планировалось привлечь чешскую компанию Skoda. 

Инвестор и исполнитель есть - спроса нет

Директор Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич в эфире украинского телеканала "Первый деловой" объяснил, что "вряд ли ли кто-то из других крупных игроков сюда придет, потому что маловероятно, что на одной станции будут ставиться блоки разного дизайна".

"Там уже два блока советского дизайна работают - ВВЭР-440. Вы же понимаете, что если потенциально придут американцы - Westinghouse, который японско-американско-шведская компания, то у них совсем другие блоки. И более того, стоял вопрос по возможности максимально использовать то, что было построено еще с советских времен", - подчеркнул он. 

Однако накануне в ходе заседания профильного комитета Верховной рады, на котором присутствовал Демчишин, ему пришлось объяснять работникам угольной отрасли, что в стране не дефицит угля (речь шла об угле, добываемом на подконтрольных Киеву территориях, то есть преимущественно о газовом угле, а не антрацитовом), а его избыток. Это неудивительно, так как экспорт украинской электроэнергии упал на 60%, и та энергия, которая поставлялась в российский Крым по контракту, после подрыва линий электропередач на Херсонщине поставляться перестала, так как украинские власти предложили Москве подписать договор, где Крым будет фигурировать как территория Украины. Вполне естественно было предположить, что российская сторона на такие условия никогда не согласится. 

Проблема экспорта электроэнергии могла бы решить и проблему достройки блоков Хмельницкой АЭС, и снять наболевшие вопросы по закрытию и консервации украинских шахт, однако, к европейским электросетям украинские не подключены.

Игорь Черкашин считает, что к проекту строительства блоков Хмельницкой АЭС теперь надо отнестись взвешенно. "Один разговор - это стоимость строительства, а другой - это затраты на весь жизненный цикл блока, включая его закрытие. Поэтому если мы начинаем считать все эти этапы, то, возможно, на сегодняшний день по той технологии, которая заложена в строительстве атомной, возникает вопрос об их рентабельности", - осторожно прокомментировал он.

Демчишин и очевидность

Еще одним любопытным нюансом этой истории стало то обстоятельство, что в министерстве сочли чешскую Skoda "рискованным партнером", так как компания "не является производителем оборудования, а заказывает его изготовление в Российской Федерации". Российских экспертов это нисколько не удивляет, так как они указывают на то, что Россия является монополистом советских ядерных технологий: это является досадным обстоятельством для Киева, но никак не может быть таким уж "открытием".

Удивляет экспертов обеих стран обилие лишних движений правительства страны, которое сперва обозначило партнеров и инвесторов проекта, затратив на это время и усилия, а позже пришло к очевидному заключению, что проект нецелесообразен в виду отсутствия определенных объемов энергоэкспорта из-за разрыва отношений с РФ, им же и инициированным. Проекты интеграции украинской объединенной системы с европейской до сих пор на стадии исследования, хотя они и в планах на 2018 год. А о реальной интеграции исполненные оптимизма украинские специалисты говорят без временных рамок, ориентируясь на период не до, а после 2020 года, что не может не огорчать украинских горняков, рассчитывающих на востребованность своих углей.

Пока кабмин обсуждает тот тупик, в который он сам загнал энергетику страны, Хмельницкую АЭС сотрясают громкие скандалы: под арестом оказались трое бывших чиновников, которых подозревают в нанесении ущерба государству в размере 23,5 млн грн. Им вменяют вывод оборудования по поддельным документам из госсобственности на сумму свыше 15 млн грн и приобретение запчастей и материалов по завышенным ценам.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх