Космос посылает сигналы: есть два варианта

Москва, 04.03.16 - 15:47

Радиосигналы из другой галактики, обнаруженные учеными повторно из одного и того же сектора неба, на данный момент наука может объяснить только двумя способами. К изучению инопланетных сигналов готова подключиться и группа российских ученых.

Космос посылает сигналы: есть два варианта
Источник сигнала находится за пределами нашей галактики

Журнал Nature опубликовал 2 марта статью, в которой сообщается, что астрономы впервые в истории космических наблюдений зафиксировали повторные вспышки радиосигнала из одного и того же участка неба. Как пишут в журнале, источник сигнала находится за пределами нашей галактики. Можно ли в этом случае говорить о внеземной цивилизации, отправляющей нацеленные и разумные сигналы, «Экономика сегодня» спросила у астрофизика Института радиотехники Александра Зайцева.

«Многие теории, которые легко объяснили бы эти вспышки, оказываются несостоятельными, потому как за основу в них взят взрыв. А раз сигнал повторяется, то значит никакого взрыва нет. Есть повторяющиеся процессы, не приводящие к разрушению источника.

Источником сигнала могут быть либо нейтронные звезды, обладающие исключительно сильным магнитным полем (магнитары, прим. «ЭС»), либо пульсар, который по не до конца понятным причинам выдает гигантский импульс, а сам при этом остается работоспособным до следующего подобного импульса», - объясняет нам эксперт.

Магнитары являются малоизученным типом нейтронных звезд, в первую очередь из-за своей удаленности. Известно, что они обладают сильнейшим магнитным полем во Вселенной, но как звезда могла сгенерировать настолько сильный сигнал, чтобы его можно было поймать в другой вселенной, для ученых остается загадкой. Но Зайцев уверен, что привлекать сюда внеземные цивилизации еще рано.

Как отмечает  в разговоре с ТАСС руководитель Астрокосмического центра Физического института им. П.М. Лебедева академик РАН Николай Кардашев, сейчас очень важно определить точное расстояние до этого источника и установить закономерности в этих импульсах. Он не исключает предположения, что происхождение сигнала может быть связано с неизвестным для жителей планеты объектом.

«Что касается участия российских ученых, то я плохо представляю, как они могут подключиться к проекту. У нас практически нет инструментов, которые могли бы следить за данным участком неба. Хотя, возможно, использование проекта  «Радиоастрон», который вращается вокруг Земли и позволяет с максимальным разрешением исследовать астрономические объекты. С помощью него мы можем подключиться к поискам», - отмечает Зайцев.

Возможно, именно «Радиоастрон» впоследствии будет использоваться в проекте SETI, который получил второе дыхание, после того, как в него со своим капиталом вошел российский инвестор и бизнесмен Юрий Мильнер. Цель проекта заключается  в поиске внеземных цивилизаций.

«Мильнер уже выбрал себе инструменты, которые он будет использовать на первом этапе. Это телескоп в Австралии и в Пуэрто-Рико, в местечке Арисибо. Оно представляет собой кратер потухшего вулкана, который имеет форму чаши. Кратер выстелили алюминиевыми листами, и получилась гигантская антенна трехсотметрового диаметра. На следующем этапе сюда может добавиться и «Радиоастрон», - предполагает эксперт.

Андрей Петров