В понедельник в Госдуму внесен законопроект, предлагающий выделить в отдельную статью ответственность за производство, перевозку и сбыт фальсифицированных лекарств. Предположительно, наказание за такую деятельность может достичь 10 лет лишения свободы, а максимальный штраф составит 1 млн. рублей.
Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей, принимавший участие в разработке законопроекта, считает, что деятельность нелегальных производителей лекарств, по сути, мало чем отличается от терроризма. «Я бы приравнял эту деятельность к терроризму, потому что люди сознательно идут на подделку препаратов, которые используются при лечении, а порой от них прямо зависит, будет ли жить человек. Здесь двух мнений быть не может. Мы принимали участие в обсуждениях в Госдуме и всегда поддерживали этот проект», - рассказал он ФБА «Экономика сегодня».
В настоящее время для производителей поддельных лекарств предусмотрена ответственность до двух лет лишения свободы и штраф до 300 тысяч рублей в общем случае и до 6 лет лишения свободы и 500 тысяч рублей в случае гибели людей. Чаще всего производители контрафактных лекарств получают штраф в размере 100 рублей. Эта ответственность предусмотрена 238 статьей УК «Производство, хранение, перевозка или сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности».
Как отмечает Виктор Дмитриев, в новом законе представителям индустрии хотелось бы избежать смешения понятий «некачественный препарат» и «нелегальный препарат». «Там есть ряд нюансов, на которые мы указывали законодателям, в частности там есть смешение понятий некачественный препарат и нелегальный препарат. Некачественный препарат это легально произведенный препарат, а качество зависит не только от производителей, но от дистибьютора, аптеки, условий хранения и так далее», - объясняет он.
Доля фальсифицированных препаратов на территории России составляет около 1% от общего объема рынка в деньгах. «Эта цифра может не вполне точно отражать реальное положение дел, Наверняка что-то еще обращается, где-то не хватает рук, где-то не хватает сил, где-то подделка очень качественная, ее не так просто отличить. По данным ВОЗ на мировом рынке объем контрафактных лекарств составляет от 4 до 7% от всех доходов отрасли», - комментирует Виктор Дмитриев.
Чаще всего подделывают препараты, которые больше всего пользуются спросом, которые чаще всего покупают. Наибольшему риску получить нелегально произведенное лекарство подвергаются люди, покупающие препараты через интернет, однако в аптечных сетях тоже можно встретить подделку.
«Уровень подделки очень высокий. Где-то на уровне дистрибьюции миксуются оригинальные и нелегальные препараты, они попадают в цепочку и оказываются в аптеках. И аптека не всегда знает, что препарат поддельный, хотя несет ответственность за качество препарата», - рассказывает Виктор Дмитриев. По его словам, значительно усложняет выявление подделки тот факт, что упаковка для нелегальных препаратов часто выпускается той же типографией, которая печатает и для оригинальных лекарств. В результате подделка внешне неотличима от оригинала. «Мы не раз уже поднимали вопрос об ответственности для типографий, которые участвуют в этом сговоре. Сейчас типография получает заказ, выполняет его и по нашему законодательству не должна задумываться, куда дальше эта упаковка попадет», - сетует Виктор Дмитриев.
Нина Вострова