Греция и Великобритания могут доконать Евросоюз летом

 
Лондон, Великобритания, 05.04.16 - 4:08

Долг Греции и референдум Великобритании, как пишет в своем блоге Хьюго Диксон, могут нанести двойной удар по ЕС этим летом.

Греция и Великобритания могут доконать Евросоюз летом
Двум странам по силам "взорвать" Евросоюз 

Может показаться, что такие разные вопросы - финансовая борьба Греции и самоанализ Британии по поводу пребывания в союзе - имеют мало общего друг с другом. В конце концов, события протекают в противоположных концах Европы.

Тем не менее, между Международным валютным фондом (МВФ) и Европейским Союзом (ЕС) имеются разногласия по вопросу финансовой помощи Греции, что документально подтверждено на портале WikiLeaks, который опубликовал утечку стенограммы телефонного разговора с МВФ. Если спор не разрешится в ближайшее время, то в июле Афины могут остаться без средств на существование. Ощущение кризиса усиливается в преддверии того, как Великобритания готовится проголосовать за или против членства в ЕС 23 июня.

Великобритания не входит в зону евро и не должна повлиять на состояние долгового бремени Греции. Так, по логике вещей, никакой связи быть не должно. Но британские евроскептики, вероятно, будут делать акцент на том, что Греция опять стоит на пороге банкротства, чтобы настоять на четкой границе между Великобританией и ЕС. Кроме того, Британия и так уже достаточно сильно почувствовала на себе кризис беженцев, даже не смотря на то, что она не входит в Шенгенскую зону.

Если бы все шло по плану, первое обсуждение предоставления экономической помощи Греции в размере 86 млрд евро было бы уже завершено. Афины получили бы дополнительную помощь, которую они могли бы потратить на непосредственные и срочные нужды. Кредиторы также согласились бы реструктуризировать среднесрочные обязательства Греции по погашению долга, так чтобы с 2022 года таких трудностей больше не возникало.

На настоящий момент, Европейский центральный банк (ЕЦБ) также включил бы греческий долг в свою программу количественного смягчения, и, как следствие, процент по облигациям упал бы. Что еще более важно, банки страны начали бы брать на себя долгосрочные обязательства от ЕЦБ с отрицательной процентной ставкой, что позволило бы выдавать кредиты компаниям и частным лицам, в соответствии с его целевой программой по долгосрочному рефинансированию. Все это могло бы поставить экономику на путь восстановления.

Однако, этому радужному сценарию не суждено было сбыться. Отчасти это объясняется умышленным затягиванием решения вопроса левым правительством во главе с Ципрасом. Он медлил с предложениями по ужесточению фискальной политики в среднесрочной перспективе, нацеленными на достижение намеченного первичного профицита в 3,5 процента в 2018 году. Также он не старался проводить структурные реформы, которые повысили бы производительность экономики в долгосрочной перспективе, в частности, позволили бы банкам начать пускать в оборот огромные накопившиеся денежные резервы, чтобы потом сосредоточиться на новых кредитах.

Тем не менее, основная причина, по которой программа финансовой помощи не была завершена, заключается в том, что Европейская комиссия и МВФ не пришли к общему мнению по вопросу мер необходимых к принятию. МВФ занимает в одно и то же время более воинственную и менее травмирующую позицию.

По мнению МВФ, если не будут приняты новые меры, в 2018 году Греция столкнется с первичным дефицитом в размере 1 процента (не учитывая выплаты по процентам). По оценкам Европейской комиссии, ожидается профицит в размере около 0,5 процента. В результате, по мнению МВФ, Афины нуждаются в принятии фискальных мер, результатом которых должен стать 4,5 процента прирост ВВП, которых необходим, чтобы достичь 3,5 процента, намеченных на 2018 год. В то же время комиссия утверждает, что для этой цели вполне достаточно будет и 3 процента к ВВП.

С другой стороны, МВФ также считает, что дополнительные 4,5 процентных пункта нанесли бы контрпродуктивный удар по мерам жесткой экономии в Греции. Он утверждает, что максимально страна сможет справиться только с 2,5 процента.

Трудность состоит в том, что, согласно стандартам МВФ, это будет означать, что Греция достигнет лишь на 1,5 процента больше первичного профицита в 2018 году, что, в свою очередь, означает, что евро кредиторы Греции должны быть более щедрыми в облегчении долговой нагрузки страны, чтобы экономика стала устойчивой в долгосрочной перспективе.

Выходом из тупика мог бы стать выход МВФ из греческой программы финансирования, как того хочет правительство. Может показаться странным, что Ципрас хочет избавиться от структуры, которая в большей степени отстаивает облегчение бремени задолженности. Но он больше обеспокоен скоростью заключения сделки по долгу, нежели деталями. Вероятно, премьер считает, что его популярность может быстро угаснуть.

Ципрас едва ли сможет сбросить бремя МВФ, так как Германия настаивает на том, чтобы фонд остался в игре. Даже если Ангела Меркель изменит свое мнение, парламент Германии враждебно воспримет подобную идею. Правда, Германия не хочет, чтобы Греция увиливала от своих обязательств по профициту в 3,5 процента, и не хочет рассматривать вопрос облегчения бремени задолженности, поскольку фактически согласилась на это в прошлом году. Но Германии нравится тот факт, что МВФ настроен строже в вопросе относительно структурных реформ и в отличие от комиссии старается убедиться в том, что цифры совпадают.

Отсюда и дилемма высокопоставленного чиновника МВФ из стенограммы WikiLeaks, которая гласит: «Посмотрите, г-жа Меркель, перед вами стоит вопрос, вы должны решить, что для вас дороже: идти вперед без МВФ, даже если Бундестаг будет возмущаться «почему МВФ за бортом?» или выбрать путь облегчения бремени задолженности Греции для того, чтобы мы сами удержались на борту».

Может быть, в ближайшие несколько недель Меркель сможет решить по какому пути пойти. Если так, то опасность того, что Греция выйдет из состава ЕС, рассеется еще до референдума по вопросу выхода Великобритании. Может быть, можно будет «состряпать» какое-то решение по Греции, которое спасет ее от банкротства в июле и позволит отложить принятие реальных решений на потом, когда будет покончено с референдумом в Великобритании. Если нет, то эти две проблемы сольются воедино и взорвут Евросоюз.

Хьюго Диксон


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх