11:23  06 Апреля 2016
Казань
Бессмертный союз генома и бактерии: российские ученые о будущем криоконсервации
Департамент пресс-службы и информации Казанского федерального университета

Российские исследователи начали испытания по криоконсервации и получили первые результаты, которые смогут стать основой для будущей крионики. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказали в департаменте пресс-службы и информации Казанского федерального университета.

Исследования проводятся в лаборатории «Экстремальной биологии» Казанского федерального университета. Их объектом стали личинки африканского комара-звонца или хирономиды (Polypedilum vanderplanki), способные выживать в условиях засухи благодаря обезвоживанию своего организма.

В организме этих комаров при высушивании вода заменяется молекулами трегалозы (дисахарида на основе глюкозы) и ряда других биомолекул, которые и «консервируют» живые ткани при высушивании. Впервые это вид был найден японским ученым Такаши Хакудо в 1951 году, но лишь в 2000-х годах появился большой интерес к исследованию этого удивительного организма.

«Само по себе взрослое насекомое не может обезвоживаться в неблагоприятных условиях, так как при жизни сроком в 2-3 дня в этом нет необходимости», - пояснил руководитель лаборатории Олег Гусев. По его словам, «в отличие от взрослого насекомого, личинка комара, которая в среднем живет примерно месяц, вполне может «иссушиться», и таким образом самостоятельно «законсервировать» себя».

«Получая сигнал об обезвоживании, личинки «изгоняют» воду из организма и заменяют её на сахар (тригалозу). В природе этот процесс проходит медленно, но, проводя эксперимент в лабораторных условиях, достаточно двух полных дней. Организм личинки через кутикулу выталкивает из себя воду и в клетках очень быстро синтезируется сахар. Так, спустя время, живая и здоровая личинка становится похожей на сдутый шарик», - объяснил исследователь.

Лабораторные исследования показали, что даже при иссушении на 99% насекомое продолжает существовать, правда, в форме безжизненного тельца. А при погружении в водную среду оно снова «оживает». Как считают ученые, это единственное насекомое, способное полностью восстанавливать организм.

У обычных комаров этих белков 1-2, у комаров-звонцов их - 15

Для проведения сравнительного подхода были взяты две особи насекомого - обычные комары и хирономиды (по причине того, что каждый из них был внешне схож друг с другом). После сравнения их геномов вторая, как выяснилось, обладает большим количество генов, отвечающих за окислительный процесс (причина этому уход воды из организма и образование различных форм кислорода). Та же ситуация происходит и при радиации, поэтому многие организмы погибают (активные формы кислорода нарушают мембраны, действуют на ДНК и так далее). Любой организм насекомого обладает белками, которые защищают его от гибели, но у каждого они разной эффективности, и у особей Polymedium Vanderplanki их оказалось больше, чем у остальных. Также при «высушивании» у комаров появляются LEA-белки, которые долгое время считались только растительными - существовали и работали в семенах.

«Считалось, что они защищают семена от всех неблагоприятных воздействий (обезвоживание, сохранение других белков, которые нужны при прорастании семян, формирование капсул для защиты других белков), - рассказал Олег Гусев. - Однако исследования доказали, что эти же белки присутствуют и у хирономидов, находясь в различных регионах генома, чего у других насекомых не наблюдается. Так, выделяя эти LEA-белки и обрабатывая ими различные организмы, возможно, в будущем мы научимся подвергать и их дегидратации, что будет неким подобием консервирования».

В ходе исследования сравнивались различные стадии этногенеза (личинки, куколки и прочие) и выяснилось, что все эти гены «работают» только в личинке, а значит, теоретически, если мы сможем заставить, то они смогут проявляться и в других стадиях «сушки» и, соответственно, при образовании - белка. При этом обнаружилось, что эти белки проникли в геном комара из бактерии.

По словам сотрудников лаборатории, у них есть на этот счет определенная теория. Так, они считают, что существовал геном комара данной особи, он высыхал, и каким-то случайным образом, рядом с ним оказалась бактерия, которая попала в его геном, что оказалось весьма полезным приобретением. Со временем она размножилась, и все это привело к возможности «сушки». Также были найдены и другие белки, которые защищают от старения. Организмы, которые долго живут, тоже содержат множество этих белков. У обычных комаров их 1-2, у комаров-звонцов их 15, поэтому можно сказать что эти белки помогают сохранять им «бессмертность».

Лабораторные исследования не ограничиваются только изучением Polymedium Vanderplanki. Совместно с ними изучаются другие процессы «спячек», в котором будут задействованы уже млекопитающие. Ученые рассчитывают исследовать спячку млекопитающих, в частности, сонь, так как заинтересованы в том, чтобы выяснить причину понижения температуры их тела до -4 градусов при впадении в спячку.

Автор: Марина Шостак
Сгорают, не доезжая: в ДНР рассказали, как боевые машины ВСУ "самоуничтожаются" в Донбассе Считали врагами, хотим быть друзьям: Литва решилась сделать выбор между далекими США и близкой Россией Грызлов предупредил Донбасс об агрессивных планах Украины Запад не поддержит  Украину в запрете на участие России в приватизации госимущества "А что там за карта Европы?": карты с российским Крымом в школах Чехии вернули Украину в реальность Навреди себе сам: новые санкции США не затронут Россию, но нанесут еще один больной удар по Америке Трамп разъяснит политику «Америка превыше всего» на форуме в Давосе "Напомните, когда США выигрывали войны?": план Пентагона по ответу на новейшее оружие России и Китая показал РФ бессилие Америки Признание "Статус-6": в Пентагоне осознали наличие у России аргумента против ПРО США "Союз-5" и лунная станция: как Россия может обойти США в космосе, рассказали эксперты "Русские предупреждали США десятилетиями": кандидат в президенты Финляндии обвинил НАТО в кризисе на Украине и уходе Крыма к России Турчинов заявил, что с принятием закона о реинтеграции Донбасса ВСУ получили больше возможностей
Бари Алибасов: только при Путине началась настоящая жизнь

При президенте Владимире Путине отпала необходимость ходить с протянутой рукой и постоянно что-то просить, заявил известный музыкант и продюсер Бари Алибасов.

19:10  18 Января 2018

Военная техника ВСУ в Донбассе самоуничтожается, не доезжая до передовой, сообщил замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин

19:09  18 Января 2018

Президент Литвы Даля Грибаускайте известна своим неприятельским отношением к Москве даже среди лидеров других прибалтийских государств и Польши. Однако в своем новогоднем интервью на 15min.lt она удивила слушателей, заявив, что ее страна готова изменить свою позицию в отношении России.

19:08  18 Января 2018
Грызлов предупредил Донбасс об агрессивных планах Украины

Принятие Верховной радой закона о реинтеграции Донбасса стало предупреждением самопровозглашенным республикам о недоговороспособности Киева и необходимости готовиться к обороне.

18:48  18 Января 2018
Запад не поддержит Украину в запрете на участие России в приватизации госимущества

Запрет субъектам России участвовать в приватизационном процессе на Украине, в первую очередь, негативно отразится на украинской экономике, и сильно снизит шансы на успешную продажу заявленных в приватизации объектов. Такое мнение высказал генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

18:42  18 Января 2018
Специалисты рассказали, когда выгоднее продавать неликвидный автомобиль

Выгоднее всего для большинства автовладельцев продавать машину в возрасте пяти-семи лет

18:41  18 Января 2018
"Супер-Пиранья" с "Калибрами": Россия меняет правила на рынке малых подводных лодок

В Рособоронэкспорте заявили о росте интереса к российским малым и сверхмалым подводным лодкам

18:36  18 Января 2018
Выборы-2018: паралимпийская чемпионка не видит альтернативы Путину

Владимир Путин как руководитель показывает себя с наилучшей стороны, уверена восьмикратная чемпионка паралимпийских соревнований по плаванию Оксана Савченко.

18:26  18 Января 2018

Власти Чехии разослали в школы карты, где Крым является частью России. В РФ назвали это отражением реальности, на Украине карта вызвала возмущение

18:25  18 Января 2018

Посол США в России Джон Хантсман заявил, что США готовят доклад об антироссийских санкциях, однако окончательного решения о введении нового пакета санкций пока принято не было.

18:21  18 Января 2018
Эксперт: принятый Верховной радой закон выводит Киев из Минских соглашений

Принятие Верховное Радой закона о так называемой «реинтеграции» Донбасса можно уверенно назвать выходом киевского режима из Минских соглашений

18:09  18 Января 2018
Трамп разъяснит политику «Америка превыше всего» на форуме в Давосе

Американский лидер очень рад своей поездке на Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе (2326 января), заявил посол США в Швейцарии и Лихтенштейне Эдвард Макмаллен.

18:06  18 Января 2018
Шойгу встретился с главой турецкого Генштаба

Министр обороны России Сергей Шойгу обсудил ситуацию на Ближнем Востоке с начальником Генштаба Турции Хулуси Акара

17:50  18 Января 2018
Центробанк выяснит факторы благополучной жизни россиян

О проекте под названием «Благополучие», который реализуется совместным с Фондом общественного мнения (ФОМ), рассказал глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев.

17:45  18 Января 2018

Военное руководство США хочет ответить на новейшее оружие России и Китая в рамках новой оборонной стратегии. В РФ сомневаются в успехе Пентагона

17:35  18 Января 2018
Тамара Москвина рассказала, как нужно высказывать политическое мнение

Политическое мнение следует выражать на официальных выборах, а не на кухне

17:23  18 Января 2018
Выборы-2018: Познер объяснил, что делает Путина фаворитом

Высочайший рейтинг действующего президента России (по данным ВЦИОМ 73,2 %) прокомментировал известный телеведущий Владимир Познер.

17:22  18 Января 2018
Президент России Владимир Путин посетил музей-панораму «Прорыв»

Президент Владимир Путин посетил музей «Прорыв», посвященный подвигу советских солдат

17:14  18 Января 2018
Выборы2018: Клинцевич объяснил высоким рейтингом Путина призывы Запада к бойкоту

Кто стоит за призывами к бойкоту выборов президента РФ, рассказал первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич

17:06  18 Января 2018
Путин узнает новые сведения о сражениях своего отца на Невском пятачке

Во время посещения Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге Владимир Путин встретил сына человека, который был командиром его отца в годы Великой Отечественной войны.

17:01  18 Января 2018

Наличие у России подводного беспилотника «Статус-6» заставит США задуматься на предмет уязвимости своей стратегии, направленной на получение военно-стратегического и технологического преимущества над Россией считает заведующий кафедрой политологии им. Г.В.Плеханова, полковник в отставке Андрей Кошкин.

16:55  18 Января 2018

Заявления американской стороны, что при отказе США от покупки у Роскосмоса мест на российских пилотируемых кораблях Союз и двигателей для ракет Atlas 5 российскую корпорацию ждет финансовый крах чистой воды пропаганда. Такое мнение ФБА Экономика сегодня озвучил академик Российской академия космонавтики имени Циолковского Александр Железняков.

16:50  18 Января 2018
Появились изображения формы сборной России для Олимпиады-2018

Эскизы опубликовал официальный экипировщик олимпийской команды РФ компания ZASPORT.

16:41  18 Января 2018
Росстат сообщил, в каких регионах в 2018 году проведут пробную перепись населения

Пробная перепись населения пройдет в восьми российских регионах в 2018 году. Об этом рассказал глава Росстата Александр Суринов, общаясь в кулуарах Гайдаровского форума

16:39  18 Января 2018

Кандидат в президенты Финляндии Пааво Вяюрюнен обвинил Запад в развязывании украинского кризиса, в результате чего Крым воссоединился с Россией

16:27  18 Января 2018
Президент России Владимир Путин возложил цветы к мемориалу защитников Ленинграда

Президент России Владимир Путин почтил память павших героев освобождения Ленинграда от блокады во время Великой Отечественной войны

16:25  18 Января 2018
В России появится банк для работы с гособоронзаказом

О решении правительства создать опорный банк для расчетов по государственному оборонному заказу и крупным госконтрактам объявил Минфин России.

16:19  18 Января 2018

Вооруженные силы Украины расширили свои возможности с принятием Верховной Радой закона о реинтеграции Донбасса, заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов

16:10  18 Января 2018
Выборы-2018: лыжник Легков назвал причину голосовать за Путина

В непростые времена Россия должна быть сильной и показывать это всему миру, считает известный лыжник Александр Легков.

16:01  18 Января 2018
Фурманов: за годы президентства Путин вырос в этой профессии

За годы президентства Владимира Путина Россия сделала огромный качественный скачок, добилась уважения к себе на международной сцене. Такое мнение высказал руководитель петербургского театра имени Андрея Миронова Русская антреприза Рудольф Фурманов.

16:00  18 Января 2018