11:23  06 Апреля 2016
Казань
Бессмертный союз генома и бактерии: российские ученые о будущем криоконсервации
Департамент пресс-службы и информации Казанского федерального университета

Российские исследователи начали испытания по криоконсервации и получили первые результаты, которые смогут стать основой для будущей крионики. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказали в департаменте пресс-службы и информации Казанского федерального университета.

Исследования проводятся в лаборатории «Экстремальной биологии» Казанского федерального университета. Их объектом стали личинки африканского комара-звонца или хирономиды (Polypedilum vanderplanki), способные выживать в условиях засухи благодаря обезвоживанию своего организма.

В организме этих комаров при высушивании вода заменяется молекулами трегалозы (дисахарида на основе глюкозы) и ряда других биомолекул, которые и «консервируют» живые ткани при высушивании. Впервые это вид был найден японским ученым Такаши Хакудо в 1951 году, но лишь в 2000-х годах появился большой интерес к исследованию этого удивительного организма.

«Само по себе взрослое насекомое не может обезвоживаться в неблагоприятных условиях, так как при жизни сроком в 2-3 дня в этом нет необходимости», - пояснил руководитель лаборатории Олег Гусев. По его словам, «в отличие от взрослого насекомого, личинка комара, которая в среднем живет примерно месяц, вполне может «иссушиться», и таким образом самостоятельно «законсервировать» себя».

«Получая сигнал об обезвоживании, личинки «изгоняют» воду из организма и заменяют её на сахар (тригалозу). В природе этот процесс проходит медленно, но, проводя эксперимент в лабораторных условиях, достаточно двух полных дней. Организм личинки через кутикулу выталкивает из себя воду и в клетках очень быстро синтезируется сахар. Так, спустя время, живая и здоровая личинка становится похожей на сдутый шарик», - объяснил исследователь.

Лабораторные исследования показали, что даже при иссушении на 99% насекомое продолжает существовать, правда, в форме безжизненного тельца. А при погружении в водную среду оно снова «оживает». Как считают ученые, это единственное насекомое, способное полностью восстанавливать организм.

У обычных комаров этих белков 1-2, у комаров-звонцов их - 15

Для проведения сравнительного подхода были взяты две особи насекомого - обычные комары и хирономиды (по причине того, что каждый из них был внешне схож друг с другом). После сравнения их геномов вторая, как выяснилось, обладает большим количество генов, отвечающих за окислительный процесс (причина этому уход воды из организма и образование различных форм кислорода). Та же ситуация происходит и при радиации, поэтому многие организмы погибают (активные формы кислорода нарушают мембраны, действуют на ДНК и так далее). Любой организм насекомого обладает белками, которые защищают его от гибели, но у каждого они разной эффективности, и у особей Polymedium Vanderplanki их оказалось больше, чем у остальных. Также при «высушивании» у комаров появляются LEA-белки, которые долгое время считались только растительными - существовали и работали в семенах.

«Считалось, что они защищают семена от всех неблагоприятных воздействий (обезвоживание, сохранение других белков, которые нужны при прорастании семян, формирование капсул для защиты других белков), - рассказал Олег Гусев. - Однако исследования доказали, что эти же белки присутствуют и у хирономидов, находясь в различных регионах генома, чего у других насекомых не наблюдается. Так, выделяя эти LEA-белки и обрабатывая ими различные организмы, возможно, в будущем мы научимся подвергать и их дегидратации, что будет неким подобием консервирования».

В ходе исследования сравнивались различные стадии этногенеза (личинки, куколки и прочие) и выяснилось, что все эти гены «работают» только в личинке, а значит, теоретически, если мы сможем заставить, то они смогут проявляться и в других стадиях «сушки» и, соответственно, при образовании - белка. При этом обнаружилось, что эти белки проникли в геном комара из бактерии.

По словам сотрудников лаборатории, у них есть на этот счет определенная теория. Так, они считают, что существовал геном комара данной особи, он высыхал, и каким-то случайным образом, рядом с ним оказалась бактерия, которая попала в его геном, что оказалось весьма полезным приобретением. Со временем она размножилась, и все это привело к возможности «сушки». Также были найдены и другие белки, которые защищают от старения. Организмы, которые долго живут, тоже содержат множество этих белков. У обычных комаров их 1-2, у комаров-звонцов их 15, поэтому можно сказать что эти белки помогают сохранять им «бессмертность».

Лабораторные исследования не ограничиваются только изучением Polymedium Vanderplanki. Совместно с ними изучаются другие процессы «спячек», в котором будут задействованы уже млекопитающие. Ученые рассчитывают исследовать спячку млекопитающих, в частности, сонь, так как заинтересованы в том, чтобы выяснить причину понижения температуры их тела до -4 градусов при впадении в спячку.

Автор: Марина Шостак
Жебривский рассказал про обсуждение ситуации на Донбассе со спецпредставителем США Волкером Палестина поддерживает контакты с Россией на фоне беспорядков в Иерусалиме Скарамуччи пригрозил сотрудникам Белого дома увольнением в рамках борьбы с "утечками" в СМИ Турция готова производить оружие без участия партнеров В Китае мужчина с ножницами напал на людей Трамп нашел "санкционный компромисс" между Россией и Конгрессом Газета NYT опровергла обвинения Трампа в срыве операции по уничтожению лидера ИГ Иракские военные уничтожили завод ИГ про производству бомб в Мосуле СМИ: Террористы напали на посольство Израиля в Аммане СМИ: Полиция Индии выдвинула обвинения в краже 50 млн литров нефти на $7 млн Могерини находится с визитом в Кувейте Китайский музей обещает платить по $15 тысяч за каждый расшифрованный иероглиф на древних гадальных картах

Глава подконтрольной Киеву Донецкой ВГА Павел Жебривский провел переговоры со спецпредставителем США Куртом Волкером.

0:10  24 Июля 2017
Кустурица высказался на тему геополитики в Крыму

Сербский режиссер и музыкант Эмир Кустурица после концерта в Ялте рассказал о своем отношении к территориальным спорам вокруг Крыма.

23:55  23 Июля 2017
Новак рассказал о совместных проектах России и Саудовской Аравии

Глава Минэнерго России поведал журналистам FT о проработке совместных проектов России и Саудовской Аравии в сфере добычи нефти и газа.

23:43  23 Июля 2017
Палестина поддерживает контакты с Россией на фоне беспорядков в Иерусалиме

Ситуацию в Иерусалиме, где установка рамок металлоискателей у мечети спровоцировала столкновения с полицией, обсудят на внеочередном заседании СБ ООН.

23:31  23 Июля 2017

Новый директор по коммуникациям в Белом доме Энтони Скарамуччи заявил о готовности применить решительные меры по борьбе с фальшивыми новостями.

23:22  23 Июля 2017
Турция готова производить оружие без участия партнеров

В Анкаре готовы к сворачиванию совместных оборонных проектов с немцами.

22:58  23 Июля 2017
В Китае мужчина с ножницами напал на людей

Полицейские в КНР задержали мужчину, который сначала ранил людей на станции по перемешиванию бетона, а потом, пытаясь скрыться с места на микроавтобусе, сбил еще девять человек.

22:43  23 Июля 2017
Трамп нашел "санкционный компромисс" между Россией и Конгрессом

Конгрессмены даже не скрывают, что главной целью этого законопроекта является их желание не дать Трампу улучшить отношения с Россией после того, как они серьезно «просели» в 2016 году.

22:41  23 Июля 2017
СМИ назвали причину смерти первого легального миллионера СССР

Близкие Артема Тарасова рассказали о том, что предприниматель болел пневмонией.

22:31  23 Июля 2017

Американская газета The New York Times обратила внимание на то, что утечка данных о местонахождении аль-Багдади случилась в эфире телеканала Fox News.

22:16  23 Июля 2017
Иракские военные уничтожили завод ИГ про производству бомб в Мосуле

Завод в иракском Мосуле, на котором боевики террористической группировки Исламское государство до недавнего момента занимались производством взрывных устройств, был уничтожен.

21:58  23 Июля 2017
СК выясняет обстоятельства гибели повешенного над железной дорогой мужчины в Петербурге

По факту инцидента в районе железнодорожных путей у Хасанской улицы проводится доследственная проверка.

21:48  23 Июля 2017
Видео крушения Ан-26 под Саратовом появилось в сети

Авиакатастрофа произошла в Саратовской области ранее 30 мая.

21:37  23 Июля 2017
СМИ: Террористы напали на посольство Израиля в Аммане

Стало известно об атаке террористов на израильское посольство в Аммане.

21:28  23 Июля 2017
СМИ: Полиция Индии выдвинула обвинения в краже 50 млн литров нефти на $7 млн

BBC со ссылкой на правоохранительные органы сообщает о разоблачении преступной организации в Индии, которую обвиняют в краже нефти.

21:14  23 Июля 2017
Могерини находится с визитом в Кувейте

Глава европейской дипломатии Федерика Могерини сегодня, в воскресенье, 23 июля, находится с рабочим визитом в Кувейте.

21:02  23 Июля 2017

К работе над расшифровкой символов на гадальных картах цзягувэнь в Поднебесной решили привлечь компетентных добровольцев.

20:51  23 Июля 2017
Вирус поразил сотни приложений в Google Play на платформе Android

Порядка 400 приложений в Google Play оказались заражены вирусом. Вредоносная программа похищает информацию о банковских картах пользователей смартфонов.

20:40  23 Июля 2017
Российским туристам сообщили об очередной отмене рейса из Бодрума

Застрявшие в турецком городе россияне с пятницы, 21 июля, не могут вылететь на родину.

20:39  23 Июля 2017
Жириновский попросил Рогозина помочь с ремонтом «Ё-мобиля»

Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский решил привлечь правительство к ремонту своего «Ё-мобиля». Соответствующее письмо он направил вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

20:32  23 Июля 2017
Туроператоры недовольны плохой работой авиакомпаний в России летом 2017 года

По словам замдиректора TUI Россия, летний сезон в этом году омрачает плохая работа авиаперевозчиков.

20:30  23 Июля 2017
Гамбургский формат: Волкер в Донбассе реализует соглашение Путина и Трампа

Эти слова Волкера можно назвать позицией администрации США, и это говорит о том, что у Вашингтона уже есть понимание состояния дел в Донбассе.

20:27  23 Июля 2017
Николас Кейдж в казахском костюме рассмешил пользователей соцсетей

Новая фотография с голливудским актером Николасом Кейджем, на которой он изображен в национальном казахском костюме, вызвала бурное обсуждение в сети.

20:26  23 Июля 2017
Белый дом: Трамп не уверен во вмешательстве РФ в выборы

В Белом доме заявили о сомнениях президента США Дональда Трампа по поводу вмешательства РФ в выборы 2016 года.

20:23  23 Июля 2017
Россия на МАКС-2017 подписала контракты на 400 млрд руб.

Сумма подписанных в ходе Международного авиасалона МАКС-2017 контрактов и соглашений о намерениях по поставкам авиатехники РФ составила 400 млрд руб. Об этом сообщили в пресс-службы Минпромторга РФ.

20:03  23 Июля 2017
Греф объяснил, каким юристам следует «забыть профессию»

Герман Греф, глава Сбербанка, рассказал, каким юристам следует забыть о своей профессии.

20:00  23 Июля 2017
Ремонт в центре Петербурга еще больше испортил исторические здания

В Адмиралтейском районе Петербурга провели серию халтурных ремонтных работ. Об этом заявили общественные активисты.

19:45  23 Июля 2017
Появились подробности об iPhone 8: дизайн, функции, цена

Новый iPhone 8 может лишиться сканера отпечатков пальцев, а также некоторых привычных кнопок.

19:41  23 Июля 2017
Lyft разработает новую систему для самоуправляемых автомобилей

Компания Lyft, оператор поиска водителей такси клиентами через приложения, начнет разработку технологий для самоуправляемых автомобилей.

19:31  23 Июля 2017
Названа стоимость обновленного Volkswagen Golf‍

Компания Volkswagen озвучила стоимость новой генерации модели Golf.

19:19  23 Июля 2017