11:23  06 Апреля 2016
Казань
Бессмертный союз генома и бактерии: российские ученые о будущем криоконсервации
Департамент пресс-службы и информации Казанского федерального университета

Российские исследователи начали испытания по криоконсервации и получили первые результаты, которые смогут стать основой для будущей крионики. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказали в департаменте пресс-службы и информации Казанского федерального университета.

Исследования проводятся в лаборатории «Экстремальной биологии» Казанского федерального университета. Их объектом стали личинки африканского комара-звонца или хирономиды (Polypedilum vanderplanki), способные выживать в условиях засухи благодаря обезвоживанию своего организма.

В организме этих комаров при высушивании вода заменяется молекулами трегалозы (дисахарида на основе глюкозы) и ряда других биомолекул, которые и «консервируют» живые ткани при высушивании. Впервые это вид был найден японским ученым Такаши Хакудо в 1951 году, но лишь в 2000-х годах появился большой интерес к исследованию этого удивительного организма.

«Само по себе взрослое насекомое не может обезвоживаться в неблагоприятных условиях, так как при жизни сроком в 2-3 дня в этом нет необходимости», - пояснил руководитель лаборатории Олег Гусев. По его словам, «в отличие от взрослого насекомого, личинка комара, которая в среднем живет примерно месяц, вполне может «иссушиться», и таким образом самостоятельно «законсервировать» себя».

«Получая сигнал об обезвоживании, личинки «изгоняют» воду из организма и заменяют её на сахар (тригалозу). В природе этот процесс проходит медленно, но, проводя эксперимент в лабораторных условиях, достаточно двух полных дней. Организм личинки через кутикулу выталкивает из себя воду и в клетках очень быстро синтезируется сахар. Так, спустя время, живая и здоровая личинка становится похожей на сдутый шарик», - объяснил исследователь.

Лабораторные исследования показали, что даже при иссушении на 99% насекомое продолжает существовать, правда, в форме безжизненного тельца. А при погружении в водную среду оно снова «оживает». Как считают ученые, это единственное насекомое, способное полностью восстанавливать организм.

У обычных комаров этих белков 1-2, у комаров-звонцов их - 15

Для проведения сравнительного подхода были взяты две особи насекомого - обычные комары и хирономиды (по причине того, что каждый из них был внешне схож друг с другом). После сравнения их геномов вторая, как выяснилось, обладает большим количество генов, отвечающих за окислительный процесс (причина этому уход воды из организма и образование различных форм кислорода). Та же ситуация происходит и при радиации, поэтому многие организмы погибают (активные формы кислорода нарушают мембраны, действуют на ДНК и так далее). Любой организм насекомого обладает белками, которые защищают его от гибели, но у каждого они разной эффективности, и у особей Polymedium Vanderplanki их оказалось больше, чем у остальных. Также при «высушивании» у комаров появляются LEA-белки, которые долгое время считались только растительными - существовали и работали в семенах.

«Считалось, что они защищают семена от всех неблагоприятных воздействий (обезвоживание, сохранение других белков, которые нужны при прорастании семян, формирование капсул для защиты других белков), - рассказал Олег Гусев. - Однако исследования доказали, что эти же белки присутствуют и у хирономидов, находясь в различных регионах генома, чего у других насекомых не наблюдается. Так, выделяя эти LEA-белки и обрабатывая ими различные организмы, возможно, в будущем мы научимся подвергать и их дегидратации, что будет неким подобием консервирования».

В ходе исследования сравнивались различные стадии этногенеза (личинки, куколки и прочие) и выяснилось, что все эти гены «работают» только в личинке, а значит, теоретически, если мы сможем заставить, то они смогут проявляться и в других стадиях «сушки» и, соответственно, при образовании - белка. При этом обнаружилось, что эти белки проникли в геном комара из бактерии.

По словам сотрудников лаборатории, у них есть на этот счет определенная теория. Так, они считают, что существовал геном комара данной особи, он высыхал, и каким-то случайным образом, рядом с ним оказалась бактерия, которая попала в его геном, что оказалось весьма полезным приобретением. Со временем она размножилась, и все это привело к возможности «сушки». Также были найдены и другие белки, которые защищают от старения. Организмы, которые долго живут, тоже содержат множество этих белков. У обычных комаров их 1-2, у комаров-звонцов их 15, поэтому можно сказать что эти белки помогают сохранять им «бессмертность».

Лабораторные исследования не ограничиваются только изучением Polymedium Vanderplanki. Совместно с ними изучаются другие процессы «спячек», в котором будут задействованы уже млекопитающие. Ученые рассчитывают исследовать спячку млекопитающих, в частности, сонь, так как заинтересованы в том, чтобы выяснить причину понижения температуры их тела до -4 градусов при впадении в спячку.

Автор: Марина Шостак
СБУ обвинила хакеров в рассылке сообщений о покушении на Порошенко Стратегический беспилотник США провел разведку над Донбассом Еврокомиссия и ЕЦБ вынесли вердикт банкам Испании Служба безопасности Украины предотвратила покушение на Порошенко Саудовский принц предрекает крах биткоина Рекс Тиллерсон прибыл с необъявленным визитом в Ирак Рад бы, да никак: почему Трамп боится встреч с Путиным Тиллерсон в Афганистане: как реагировать России на новую азиатскую стратегию Трампа В Генштабе ВСУ назвали последний барьер для поставки летального оружия Ученые узнали, как депрессия сокращает продолжительность жизни Украинский прецедент дал возможность России защищать русскоязычных Латвии в Евросоюзе В Киеве заявили о согласовании закона "Об образовании" с нацменьшинствами
СБУ обвинила хакеров в рассылке сообщений о покушении на Порошенко

Разосланное якобы от пресс-центра СБУ сообщение о попытке покушения на президента Украины не соответствует действительности, заявил Киев.

22:17  23 Октября 2017
Стратегический беспилотник США провел разведку над Донбассом

Беспилотник ВВС США Global Hawk совершил длительный разведывательный полет вдоль линии разграничения на Донбассе.

22:06  23 Октября 2017
Перед показом «Матильды» в Петербурге усилили меры безопасности

У обеих сцен Мариинского театра дежурят усиленные наряды полицейских и ОМОН. В северной столице начался показ скандального фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя.

22:05  23 Октября 2017
МЭР создает комфортные условия для иностранного бизнеса в РФ

Более 60 американских компаний реализуют в России крупные инвестиционные проекты.

22:01  23 Октября 2017
Еврокомиссия и ЕЦБ вынесли вердикт банкам Испании

Кредиторы оценили состояние банковской системы Испании.

21:54  23 Октября 2017
Служба безопасности Украины предотвратила покушение на Порошенко

Украинские СМИ со ссылкой на СБУ сообщают о предотвращении покушения на Петра Порошенко.

21:36  23 Октября 2017
Саудовский принц предрекает крах биткоина

Аль-Валид бин Талал предсказывает неминуемый крах биткоина.

21:18  23 Октября 2017
Из Петербурга может навсегда отчалить последний паром Princess Anastasia

Круизный паром Princess Anastasia может навсегда покинуть порт Санкт-Петербурга. Новым домом для него станет Средиземное море.

21:16  23 Октября 2017
"АвтоВАЗ" не планирует сокращений

Российский автопроизводитель не будет проводить сокращений персонала, заявил президент компании Николя Мор.

21:12  23 Октября 2017
Рекс Тиллерсон прибыл с необъявленным визитом в Ирак

Глава американского внешнеполитического ведомства Рекс Тиллерсон прибыл с необъявленным визитом в Ирак. Об этом стало известно из сообщения телеканала NBC.

20:49  23 Октября 2017
Украинский генерал предостерег от проникновения России в «центр страны»

Украинский генерал Олег Микац высказался за то, чтобы «остановить Россию» на юго-востоке страны.

20:46  23 Октября 2017
Михаил Шишханов покидает совет директоров Русснефти

Михаил Шишханов, являющийся совладельцем Бинбанка, покинет состав совета директоров Русснефти. Дело в том, что его имя не вошло в список кандидатов на избрание новых членов совета компании.

20:40  23 Октября 2017
МВД предложило усилить наказание за повторное вождение в нетрезвом виде

МВД предложило ввести ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде для водителей, которые уже нарушали ПДД таким образом.

20:33  23 Октября 2017
Рад бы, да никак: почему Трамп боится встреч с Путиным

Встреча Дональда Трампа и Владимира Путина на полях саммита АТЭС, если и произойдет, то вряд ли будет результативной - Трамп опасается любых новых обвинений в сотрудничестве с Россией и поэтому не будет идти на сближение, считает профессор РУДН Юрий Почта.

20:18  23 Октября 2017
Эксперт назвал средства противодействия РФ ядерным бомбардировщикам США

Эксперт назвал средства противодействия ядерным бомбардировщикам США В-52 со стороны России, Китая и Северной Кореи.

20:18  23 Октября 2017
"Сердце России" появится в лондонском метро

Тематический поезд Московского метрополитена Сердце России будет запущен в лондонской подземке. Об этом сообщил глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов.

20:11  23 Октября 2017
Выяснилось, почему власти Москвы отказали "криптовалютчикам" в проведении митинга

Сторонники легализации криптовалют в России планировали организовать шествие по Красной площади, однако получили отказ в проведении акции от столичных властей. Как выяснилось, такое решение обусловлено нарушением регламента подачи заявления о митинге его организаторами.

19:58  23 Октября 2017
Пользователи смартфонов Google заявили о выгорании экранов

Пользователи смартфонов Pixel 2 заявили о проблеме с экранами устройств. По их словам, при выгорании на сером фоне проявляются различные элементы.

19:57  23 Октября 2017
Песков прокомментировал информацию о возможной встрече Путина и Трампа во Вьетнаме

Встреча российского лидера Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа в рамках саммита АТЭС в ноябре пока не запланирована. Так информацию о возможных переговорах глав государств прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

19:47  23 Октября 2017
WSJ рассказал об «игре в прятки» российской подлодки и авианосца США

The Wall Street Journal рассказал о эффекте, который произвела подводная лодка «Краснодар» на моряков американского авианосца George H.W. Bush.

19:39  23 Октября 2017
Эвакуацию в МГУ провели после звонка о "минировании"

В Москве эвакуировали здание МГУ имени Ломоносова. Как отметили в экстренных службах, причиной стал очередной анонимный звонок о минировании.

19:37  23 Октября 2017
«АвтоВАЗ» анонсировал выпуск 12 моделей Lada к 2026 году

«АвтоВАЗ» выпустит 12 новых моделей Lada к 2026 году.

19:26  23 Октября 2017
ОНФ установил факт скрытого навязывания страховых услуг в почтовых отделениях Петербурга

Жители Санкт-Петербурга пожаловались в Общероссийский народный фронт на скрытое навязывание страховых услуг в почтовых отделениях города. Представители ОНФ провели мониторинг и установили, что при финансовых переводах гражданам выдают чек, в котором фиксируется оплата не только комиссии, но и услуги страхования.

19:24  23 Октября 2017

Визит главы Госдепа США Рекса Тиллерсона в Афганистан - это публичная демонстрация поддержки Вашингтоном нынешней политики Кабула, сказал эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.

19:20  23 Октября 2017
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин назвал признание Крыма вопросом времени

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин заявил, что для признания статуса Крыма со стороны международного сообщества требуется время.

19:09  23 Октября 2017
В Генштабе ВСУ назвали последний барьер для поставки летального оружия

В Генштабе ВСУ назвали единственный барьер для поставки на Украину летального оружия от США.

18:55  23 Октября 2017
Ученые узнали, как депрессия сокращает продолжительность жизни

Депрессия значительно повышает шансы умереть в молодом возрасте. К такому выводу пришли специалисты Университета Оттавы по итогам пятидесятилетнего исследования.

18:55  23 Октября 2017
Путин подписал первый указ о приеме в гражданство РФ с присягой

Президент России Владимир Путин подписал первый указ, который требует новых граждан РФ принести присягу.

18:39  23 Октября 2017
"Братки пытаются разворовать нефтяную Сирию": Сатановский высказался о захвате крупнейшего месторождения САР

Сирийские демократические силы, курдские союзники Соединенных Штатов, захватили крупнейшее нефтяное месторождение САР Аль-Омар. Этот факт вызвал широкий резонанс, отметил российский востоковед Евгений Сатановский, возглавляющий Институт Ближнего Востока.

18:37  23 Октября 2017
В «Газпроме» отреагировали на заявления Киева о поставках газа из РФ

В «Газпроме» прокомментировали условие, с выполнением которого Киев связывает возможность поставок газа из РФ. Речь идет о переносе точки учета газа с восточной границы на западную.

18:18  23 Октября 2017