Эстония без России: вместо железных дорог – беженцы

 
Таллин, Эстония, 15.04.16 - 14:08

Председатель правления эстонской железной дороги Сулева Лоо заявил о неожиданном обрушении железнодорожного транзита из России.

Эстония без России: вместо железных дорог – беженцы
Сельское хозяйство, железные дороги и порты – основа экономики Эстонии

По словам Лоо, численность поездных пар сокращена наполовину, причем причины здесь чисто экономические – нефть упала в цене, Россия стала производить меньше мазута, а затем сбывать его через другие порты и не пользоваться услугами Эстонии.

Все это в итоге скажется на доходах эстонской компании, что, в свою очередь, приведет к сокращению штата, и как итог – к углублению экономического кризиса, который существует в Эстонии.

В результате, мы видим подтверждение, что, несмотря на продолжение недружественной политики со стороны эстонского правительства по отношению к Москве, Эстония до сих пор продолжает зависеть в экономическом плане от России.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО Владимир Оленченко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эта проблема характерна не только для экономики Эстонии, но и других страны Прибалтики – Латвии и Литвы.

«Проблема этих экономик заключается в том, что они являются дотационными, а это значит, что их бюджет формируется с помощью дотаций, которые поступают извне, причем, эта история идет с советского периода, когда Эстония была лидером среди республик СССР по числу поступаемых дотаций на душу населения», - резюмирует Оленченко.

По словам Оленченко, на этом и базировалось внешнее экономическое благополучие Эстонии, а также зажиточный образ этой республики, отложившийся в памяти советских людей.

«Сейчас ситуация не изменилась – Эстония продолжает оставаться дотационной экономикой, но теперь эти дотации поступают из Евросоюза, причем это очень большой показатель, который колеблется в диапазоне 20-25 процентов от бюджета. Таким образом, четверть доходов там формируется извне», - заключает Оленченко.

При этом, если взять автономную часть государственных доходов, то все три прибалтийские экономики, по словам Оленченко, являются однотипными и зависят от одних и тех же вопросов.

«Это в первую очередь транзит, который приносит основной доход, и сельское хозяйство», - констатирует Оленченко.

Причем если взять транзит, то, по словам Оленченко, он всегда шел через Москву – в ту или в другую сторону, а одно из главных мест здесь действительно занимали углеводороды.

«Соответственно, когда цены на них были высокие, страны Прибалтики получали очень хорошие доходы, но сейчас ситуация, естественно, серьезно изменилась», - резюмирует Оленченко.

Эстония без России: вместо железных дорог – беженцы
Старший научный сотрудник Центра европейских
исследований ИМЭМО Владимир Оленченко

Так что, как считает Оленченко, здесь несколько критериев – во-первых, грузы которые идут через Прибалтику, ориентированы только на российский рынок, а, во-вторых, политическое руководство Эстонии, как и других прибалтийских стран, считает, что Россия им чем-то обязана в плане формирования доходов их экономики.

Прибалты реально думают, что мы должны, как вести транзит грузов через их территорию, так и закупать произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.

«Впрочем, проблема до недавнего времени также заключалась в том, что аналогичным образом думало российское руководство, но в последние 10-15 лет ситуация изменилась и мы стали объективно и прагматично подходить к этому вопросу. Причем, поворотным моментом стал 2014 год, когда Европа ввела против нас санкции, а мы «включили» свои защитные меры», - констатирует Оленченко.

Все это, как отмечает Оленченко, привело к очень неприятным изменениям в эстонской экономике, которые затронули как благосостояние граждан, так и доходы государства.

Все это также говорит о том, что в национальных интересах стран Прибалтики – прекратить эскалацию отношений с Россией, найти компромисс по главным проблемам двусторонних отношений и наладить взаимовыгодную экономическую кооперацию, но правительства этих стран предпочитает вести другую политику, которая уже привела к печальным результатам.

Например, значительная часть трудоспособного населения стран Прибалтики вынуждена работать за границей, из-за того, что большая часть промышленности там была ликвидирована «европейскими партнерами» в девяностые годы.

Все это привело к тому, что эти страны продолжают находиться в перманентном экономическом кризисе, а ими руководят популисты, которые основное внимание уделяют не своим внутригосударственным проблемам, а бессмысленной демагогии в адрес России.

Эстония без России: вместо железных дорог – беженцы
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес

«Основная часть экономического потенциала стран Прибалтики была построена при СССР за счет союзных дотаций – это порты, сеть железнодорожных и автодорог. Другой вопрос, что для экономики Евросоюза в этих активах никакой ценности нет, поскольку все это было приспособлено для экономической кооперации внутри огромной советской экономики, где существовал принцип разделения труда между союзными республиками», - резюмирует Оленченко.

Все это привело к тому, что после выхода Эстонии из СССР почти все предприятия лишились рынка сбыта, поскольку оказались не нужны в Евросоюзе и были в итоге закрыты.

«Проблема тут заключается в наивности стран Прибалтики, поскольку, когда они вступали в Евросоюз, были искренне уверены, причем это касается как руководства, так и населения этих государств, что все останется как при Советском Союзе, только поменяется знак, а вся экономика будет также успешно функционировать и приносить доход. В начале девяностых там были даже лозунги, что Эстония станет второй Финляндией по уровню жизни, а может быть даже лучше. И надо сказать, что прибалты в это настолько верили, что уверили даже некоторых представителей иностранного бизнеса – например, сеть эстонских железных дорог приобрела одна американская компания, но в итоге через несколько лет продала ее обратно», - заключает Оленченко.

Все это также упирается в проблему, что современное эстонское руководство – малоквалифицированно, из-за чего вся политика Эстонии строится на внешних заимствованиях.

«Здесь можно вспомнить историю с беженцами, когда в Эстонии предлагалось разместить беженцев, которые должны будут брать в Евросоюзе кредиты, за счет которых ряд местных деятелей планировало развивать экономику страны», - резюмирует Оленченко.

Естественно, при таком подходе, ничего хорошего Эстонию не ждет и кризис с транзитом – это только начало.

Дмитрий Сикорский


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх