JF-17 vs Tejas: битва советских технологий в Индостане
 /  Пресс-служба Президента России

Издание Defence News сообщает, что к индийскому легкому истребителю Tejas проявляют интерес иностранные покупатели, причем в первую очередь здесь имеются в виду Шри-Ланка и Египет.

Отметим, что если Египет в прошлом году заказал 24 французских истребителя Rafale, то соседняя Шри-Ланка отказалась от закупки аналога Tejas – истребителя JF-17, который является собранным в Пакистане китайским экспортным продуктом.

Другой вопрос, что в настоящий момент Tejas еще не поступил на вооружение индийских военно-воздушных сил, поэтому компания HAL, которая является непосредственным производителем истребителя, сконцентрирована на том, чтобы в первую очередь поставить этот истребитель собственной армии.

Старший сотрудник Центра безопасности ИМЭМО РАН Петр Топычканов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что у Tejas есть серьезное преимущество перед JF-17, которое заключается в том, что он является собственной разработкой, а не экспортным вариантом ненужного НОАК китайского самолета в основе которого лежат вторичные советско-российские технологии.

«В основе JF-17 изначально был заложен экспортный вариант, поэтому на его фоне Tejas смотрится выгоднее, поскольку он изготавливается для оснащения собственных военно-воздушных сил. В плане экспорта военной техники – это важный момент, поэтому если Tejas будет все-таки доведен индийцами до ума, то у него будет достаточно хороший шанс выйти на мировой рынок», - резюмирует Топычканов.

JF-17 vs Tejas: битва советских технологий в Индостане
Истребитель Су-30МКИ

Ведь Tejas, как и JF-17, позиционируются в первую очередь как скромные самолеты для небогатых государств. Это легкие однодвигательные истребители, которые будут предлагаться в самом низком ценовом диапазоне самолетов подобного типа.

Так что, в любом случае, какие-то покупатели на Tejas найдут, особенно если проект будет доведен до операбельного состояния, а качество его компонентов не будет вызывать каких-либо вопросов.

«Он будет представлять интерес для государств с небольшими бюджетами, но с необходимостью иметь военно-воздушные силы, способные оперативно реагировать на региональные и локальные вызовы», - констатирует Топычканов.

Кроме того, производство Tejas, по словам Топычканова, позиционируется сразу в трех модификациях.

«Во-первых, базовая модификация – это легкий многофункциональный истребитель, во-вторых, это учебно-боевой самолет, а, в-третьих, это самолет военно-морской авиации. Соответственно, Tejas должен стать универсальным самолетом, производиться в разных модификациях, поэтому теоретически он может быть интересен странам с небольшим военным бюджетом», - заключает Топычканов.

Топычканов видит перспективы у этого самолета на мировом рынке, а единственный вопрос, который возникает сейчас – это количество времени, которое может потребоваться Индии для того, чтобы довести проект Tejas до полного рабочего состояния.

JF-17 vs Tejas: битва советских технологий в Индостане
Индия делает ставку на экспорт JF-17

«Непонятно, сколько еще потребуется Индии времени, чтобы заявить насчет Tejas, что этот проект надежен, а страны, которые его приобретут, не разочаруются в боевых возможностях доморощенного индийского истребителя, как это случилось с проектом индийского вертолета Dhruv», - резюмирует Топычканов.

По словам Топычканова, если на это понадобится ограниченный срок, то это один разговор, а если, например, десятилетие, то, естественно, эта ниша будет занята другими поставщиками военной техники подобного класса, в том числе и соседним с Индией Пакистаном, который уже фактически довел свой истребитель JF-17 до рабочего состояния.

«Пакистан уже, например, согласовал поставки JF-17 не только в Шри-Ланку, но и в Нигерию и Мьянму, что в первую очередь говорит о том, что спрос на такие самолеты в мире присутствует, а вопрос только в их качестве как продукта», - констатирует Топычканов.

Причем нет никаких сомнений, что Пакистан с помощью Китая будет продвигать свой истребитель в те страны, которые не могут позволить себе ни российскую, ни американскую и ни европейскую военную технику. Естественно, Индии также бы очень хотелось занять это место на мировом рынке военной техники.

Если JF-17, так или иначе, является плодом советско-российских технологий, то насчет Tejas здесь столь же категорично говорить сложнее, но учитывая тот факт, что ОПК Индии серьезно уступает ОПК Китая, а российское присутствует здесь ощущается намного выше, то можно сделать вывод, что и в этом истребителе есть наш след.

«Здесь сложно что-то говорить конкретно, но, конечно же, для Индии большое значение имело сотрудничество с Россией, во-первых, в проекте Су-30МКИ, а, во-вторых, эксплуатация самолетов ОКБ МиГ и Сухого. Естественно, многие идеи, а то и, возможное, отдельные компоненты они черпали оттуда», - заключает Топычканов.