Политика двойных стандартов, или Что позволено Европе, не позволено России

 
Санкт-Петербург, 18.05.16 - 13:38

Европа ли Россия? Есть ли у Старого Света и шестой части суши совместное будущее? Каковы перспективы европейско-российского соседства? Эти споры не утихают на протяжении столетий, а в сложные периоды истории возобновляются с новой силой. Санкт-Петербург – европейский город – становится центром притяжения русских европейцев, для которых проблема Европы и России имеет самое насущное значение.

Политика двойных стандартов, или Что позволено Европе, то не позволено России?
Но желает ли Россия быть еще одной европейской страной? И нужно ли это миру?

Философы читают открытые лекции о «Homo Europaeus», издательства публикуют книги о западном континенте, общественность собирается на обсуждение сложных взаимоотношений двух частей света.

В Европе или рядом  

Европа ли Россия? Несомненно, Россия – европейская страна. Такой ответ прозвучал на одной из встреч цикла «Дебаты по Европе в Санкт-Петербурге», организованных Институтом Гете и Центром изучения Германии и Европы при содействии музея Анны Ахматовой. На ней побывал и корреспондент ФБА "Экономика сегодня"

«В поле смыслов и идей между Европой и Россией нет разницы», – аргументировала свою позицию Мария Степанова, поэтесса и эссеист. «Если говорить о культуре, то конечно же», – согласился с ней философ Михаил Рыклин. «Русская культура – самодостаточная и сильная, поэтому она универсальна и принадлежит мировой культуре», – дополнил собеседников журналист Алексей Алексеев.

Однако после реверансов в сторону отечественной культуры участники дискуссии засомневались в том, что Россия – это Европа. Ведь события последнего времени проверяют на прочность убеждения дискуссантов. Воссоединение с Крымом, помощь пострадавшим на Донбассе, спецоперация в Сирии, а также подъем патриотических настроений в российском обществе – все это не устраивает либеральную публику. Она, как и во времена спора западников и славянофилов, вновь отказывает России в самостоятельности. В России современные западники хотят видеть еще одну европейскую страну, вхожую в европейский дом на правах младшего брата.

Но желает ли Россия быть еще одной европейской страной? И нужно ли это миру? Не достаточно ли человечеству Старого и Нового Света, несущих миру западные ценности – ценности рационализма, индивидуальной свободы и равенства? Почему страна должна потерять лицо и отказаться от собственных уникальных качеств, делающих ее отличной от Запада? Наконец, не утратит ли Европа в лице России интересного собеседника и идейного соперника, стань Россия еще одной европейской страной?

О болезнях и перспективах  

Собеседника и соперника, у которого, к тому же, болит сердце за своего идейного оппонента. Мария Степанова не скрывала удивления: вместо того чтобы обсуждать, как помочь беженцам из Африки и с Ближнего Востока, в России ставят вопрос, как изменится облик Европы после новой миграционной волны. «Как будто Европа – это что-то, что нужно сохранить», – небрежно заметила писательница. Да, Россия обеспокоена европейским будущим. Да, Россия желает сохранения европейской культуры. «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия», – восклицает один из героев романа Достоевского.

Не только проблема мигрантов заставляет Россию переживать за будущее и настоящее Европы. «Европа больна, – ставит диагноз протоиерей Алексей Уминский, – она больше не желает признавать себя христианской цивилизацией». Отказываясь от христианства, Европа лишает себя европейского завтра. Отвечая на вопрос об ошибках Запада, Мария Степанова констатировала: «В Европе идея будущего как коллективного проекта выпала из обихода».

Естественно, что, отрекаясь от прошлого, добровольно выбивая у себя почву из-под ног, Старый Свет утрачивает перспективу. Но это не мешает сторонникам либеральной идеи вновь и вновь призывать Россию отказаться от своего прошлого – выкинуть 70 лет советского времени из истории и предать забвению достижения советской эпохи.

Табу на честный разговор 

Дискуссия в Фонтанном Доме оказалась примечательна еще и тем, что обнаружила: двойные стандарты – не изобретение европейских чиновников. Они укоренены в самом европейском сознании: что позволено первому миру, не позволено остальным.

Так, общество в Европе отказывается обсуждать ряд проблем. Мотивация проста. «Есть ощущение того, что пока нельзя открывать некоторые темы, поскольку мы еще не готовы к их рассмотрению», – объяснила представительница Польши, историк. К примеру, в Польше недавно был предложен законопроект, согласно которому нельзя говорить об участии поляков в преступлениях нацизма. За публичное упоминание этого факта грозит пять лет тюрьмы. Однако в России на такую мотивацию либеральная общественность накладывает запрет. Россия, по их мнению, обязана не только вести разговор обо всем, но и держать отчет перед Западом.

 

Антон Соловьев


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх