Практически земная Европа: ученые изучили воду на спутнике Юпитера

Вашингтон, США, 18.05.16 - 18:05

Новые результаты заметно увеличивают шансы на обнаружение признаков жизни, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на журнал Geophysical Journal Letters.

Практически земная Европа: ученые изучили воду на спутнике Юпитера
Химический баланс в водах Европы примерно такой же,
как и в океанах нашей планеты

Предметом исследования стали механизмы обмена химических веществ в подледном океане Европы с породами на дне, а также с воздухом, льдом и породами на поверхности. Понимание этих процессов приближает к оценке того, насколько вода может оказаться пригодной для микробов.

Например, взаимодействие водорода и кислорода будет определять кислотно-щелочной баланс, задавать возможные источники «пищи» для микроорганизмов и управлять множеством других факторов.

Выяснилось, что главным источником водорода в океанах Земли и Европы являются щелочные породы на дне, вступающие в реакции с водой. На нашей планете они появляются в результате тектонических процессов, а на спутнике Юпитера свежие залежи высвобождаются по мере охлаждения каменного ядра.

Кислород же формируется главным образом на поверхности ледяной оболочки в результате разложения молекул воды под действием космических лучей и мощного магнитного поля Юпитера. Поскольку ледяная корка на Европе постоянно «трескается» и обновляется, часть этого кислорода попадает назад в воду.

В Лаборатории реактивного движения НАСА подсчитали, что океан Европы производит примерно в 10 раз больше кислорода, чем водорода, что в целом соответствует происходящему на Земле. Иными словами, химический баланс в водах Европы примерно такой же, как и в океанах нашей планеты.

С Европой связаны главные надежды на внеземную жизнь в Солнечной системе. Под ее ледяной поверхностью должен скрываться океан, объем которого может оказаться в два раза больше мирового океана на Земле.

Александр Никитин