Матвиенко: растерянность в бизнес-среде пройдет к концу года

 
Москва, 14.11.14 - 15:03
В. Матвиенко: «Усиление инфляции, снижение роста доходов, снижение курса национальной валюты не могут не сказаться на вкладах физических лиц»

В. Матвиенко: «Усиление инфляции, снижение роста доходов, снижение курса национальной валюты не могут не сказаться на вкладах физических лиц»

Реакции правительственных структур и Центрального Банка не достает своевременности, четкости и последовательности – так прокомментировала позицию государства в условиях стагнации экономического роста председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на Межрегиональном банковском совете, прошедшем сегодня в Москве.

«У нас прошли парламентские слушания по проекту закона о Федеральном бюджете. В последней редакции закона «О банке России», наконец, появилось упоминание об экономическом росте как о косвенной цели денежно-кредитной политики. Но жизнь показывает, что этого недостаточно. В законодательстве многих стран установлена обязанность центральных банков поддерживать экономический рост – эта мировая практика хорошо себя зарекомендовала.

В ходе заседания Совета было отмечено, что последние пять лет темпы роста ВВП уверенно падали: с 4,5 до 1,3% с 2010-го по 2013 год. В этом году ожидаемый показатель роста не превысит 0,3%. Это коррелирует со снижением цен на нефть на мировом рынке, которые, по мнению экспертов, в этом году достигли минимальных значений. Прямым эффектом санкций стала потеря доступа компаний, попавших под санкции, к внешнему рынку финансирования.

В конце сентября официально был представлен проект денежно-кредитной политики России на следующие три года. Полтора месяца спустя Центральный Банк опубликовал его обновленный вариант. «Сравнение этих двух документов показывает, насколько обострилась ситуация в финансовой сфере и в экономике страны, - отметила Матвиенко, - для поддержания экономики в мировой практике с успехом используется упрощение процесса рефинансирования, снижение кредитных ставок, переход на принцип контрцикличного регулирования и надзора за финансовым сектором. Но из представленных нам документов не вполне ясно, какие дополнительные инструменты собирается принять главный банк страны для поддержания банковской системы и предприятий приоритетных отраслей экономики. Будут ли для решения задачи импортозамещения применяться государственные гарантии?»

В то же время объективных оснований для панических ожиданий нет, макроэкономическая стабильность страны не вызывает сомнений, считает спикер. «По оценке Банка России дефицита ликвидности нет. Обзор ЦБ показал, что санкции не оказали существенного негативного влияния на деятельность банков, попавших в первоначальный санкционный список, их совокупные активы в марте-сентябре выросли на 18%. Банки существенно сократили объем операций с нерезидентами и переориентировались на российский рынок. Активы банков, попавших под действие второй волны санкций, с начала июля выросли на 4,1%. Волатильность курсов валют - рыночный в своей основе процесс, но в значительной степени - следствие спекулятивных операций, которым последними решениями Центрального Банка поставлен заслон. Поэтому надеемся, что растерянность в среде предпринимателей и банкиров к концу года пройдет».

Законодатели видят свою роль в формировании таких правовых механизмов, которые и в неблагоприятных условиях давали бы возможность Банку России действовать эффективно на валютно-финансовом рынке – подчеркнула Матвиенко. «Усиление инфляции, снижение роста доходов, снижение курса национальной валюты не могут не сказаться на вкладах физических лиц. Это требует совершенствования системы страхования вкладов. Но приходится признавать, что усиление страхования заставляет некоторые банки повышать процентные ставки. Поэтому уместно рассмотреть возможность дифференциации взносов страхования в зависимости от размера процентной ставки по вкладу». Это предложение легло в основу решения Совета.

Г. Тосунян: «Финансовое импортозамещение может осуществляться только за счет вкладов населения или средств Центрального банка»

Г. Тосунян: «Финансовое импортозамещение может осуществляться только за счет вкладов населения или средств Центрального банка»

В более резкой форме подверг критике повышение ключевой ставки ЦБ президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Он считает, что ключевую ставку ЦБ необходимо постепенно снижать, зато увеличивать денежную массу.

Банк России, торпедируя инфляцию, повышает ключевую ставку: в сентябре 2013 года она была 5,5%, сейчас – 9,5%, при этом экономика, в том числе благодаря этому, вошла в состояние стагфляции: темпы роста ВВП стремятся к нулю, ситуация усугубляется имущественным расслоением, снижением темпов роста розничной торговли. Снижение цен на нефть привело к резкому удешевлению рубля: с начала года на 47% по доллару и на 31% по евро – констатировал банкир. «Однако, пользуясь гораздо более резкой девальвацией рубля в сравнении с падением цен на нефть, отечественные экспортеры зарабатывают с продажи одного барреля на 9% больше, чем до обвала цен, - поведал Тосунян. - Многие эксперты уже не первый год отмечают, что замедление темпов экономического роста во многом – результат снижающейся динамики кредитования. Меры Центрального Банка привели к снижению темпов роста банковской розницы до 10%, но не сократили темпов роста просроченной задолженности. Негативный результат очевиден, а позитивного мы пока не видим».

Тосунян призвал обратить внимание на немонетарный характер инфляции и малую эффективность монетарных инструментов борьбы с ней: «Наибольшее влияние на инфляцию оказывает рост тарифов естественных монополий, а вовсе не увеличение денежной массы, которая у нас продолжает находиться на очень низком уровне – отметил эксперт, - Самое мощное влияние на инфляцию оказывают тарифы ЖКХ и железнодорожных перевозок, цены на газ, электроэнергию. Поэтому манипуляций с ключевой ставкой недостаточно для контроля инфляции. Нужен комплексный подход, ограничивающий темпы роста тарифов в соответствии с уровнем планируемой инфляции».

Ссылаясь на опыт США, Тосунян заметил, что в 2008 году, когда ставки рефинансирования были снижены практически до нуля, там в 4,5 раза увеличили денежную массу, что позволило экономике США к этому году выйти на докризисный показатель. «Безработица – 6%, годовой ВВП подрос до 2-3%, инфляция осталась на уровне 2%, - сообщил Тосунян. - В России аналогичная политика проводилась в 2003-2008 годах, когда мы имели среднегодовой прирост ВВП за пять лет 6,5% ежегодно, денежная база за этот период выросла в 4,5 раза, ставка рефинансирования опустилась с 20% до менее 10%. Если посмотреть последующий период, то денежная масса выросла только на 50%, и среднегодовой прирост ВВП составил лишь 2%».

Банкир также заметил, что иностранные пассивы сегодня составляют 10%. «Финансовое импортозамещение может осуществляться только за счет вкладов населения или средств Центрального банка. Других источников у нас нет. Банки с государственным участием лучше обеспечены ресурсами, и если среднюю ставку определять только по ним, то остальных участников мы поставим в неконкурентное положение», - предостерег Тосунян.

Учитывая, что, по оценке МВФ, перевод рублей в валюту в этом году ожидается на уровне 20-25%, эксперт предложил развивать альтернативные формы сбережений. В частности, металлические счета (покупку драгметаллов), но для этого, чтобы это было выгодно, необходимо приравнять их к другим видам вкладов, снять налоговое давление на их держателей – подчеркнул Тосунян.

А. Симановский: «У Банка России по-прежнему нет инструментария, который бы позволял ему заниматься реальным консолидированным надзором за банковскими холдингами»

А. Симановский: «У Банка России по-прежнему нет инструментария, который бы позволял ему заниматься реальным консолидированным надзором за банковскими холдингами»

«Центральный Банк должен заботиться как о сдерживании инфляции, так и о поддержании экономического роста страны», – осадил патриотический пыл сенаторов и банкиров первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский.

Речь должна идти не о снижении требований к игрокам рынка, а, скорее, об отказе от избыточных требованиях, считает Симановский. Он напомнил, что Центробанк не имеет права законодательной инициативы, вместе с тем принимает активное участие в разработке проектов законодательства, регулирующего банковский сектор. «С трудом был принят закон о повышении ответственности кредитных организаций, и еще вопрос, как он будет работать», - отметил чиновник. Симановский считает, что мера ответственности, заложенная в этом законе, недостаточна.

В связи с этим он поддержал предложение предоставить Центральному банку право менять топ-менеджмент финансово-кредитных организаций в случае, если принимаемые ими управленческие решения неэффективны. «Кроме того, у Банка России по-прежнему нет инструментария, который бы позволял ему заниматься реальным консолидированным надзором за банковскими холдингами. Такой инструментарий необходимо сформировать», - подчеркнул Симановский.

Комментируя идею введения дифференцированного размера взносов в фонд страхования вкладов, Симановский предложил не ограничиваться при его определении только размером процентных ставок по вкладам. «Страховая премия должна зависеть, в том числе, от оценки риска, поскольку состояние финансовой устойчивости банка показывает уровень риска гораздо более четко».

В итоговом документе заседания межрегионального банковского совета отражена необходимость сдерживания роста тарифов естественных монополий, перехода на принципы контрциклического регулирования и надзора за финансовым сектором, включая более плавное внедрение в практику международных стандартов Базеля III, использование инструмента ключевой ставки для снижения инфляции и создания условий для снижения долгосрочных процентных ставок в кредитовании.

В целях предотвращения вывода активов участники совета поддержали необходимость разработки нормативных актов, позволяющих оперативно отстранять недобросовестных менеджеров банковского рынка, продолжить разработку инструментов для расширения сроков рефинансирования и до конца года сравнять значения ставки рефинансирования и ключевой ставки Банка России.

В целях противодействия легализации преступных доходов предложено сократить применение к кредитным организациям мер, предусмотренных ст. 15.27 АПК РФ, в пользу статьи 74 ФЗ «О Центральном Банке РФ».

В целях развития импортозамещения - внедрить дополнительные механизмы господдержки предприятий приоритетных отраслей экономики, включая госгарантии и субсидирование процентных ставок.

Для претворения этих решений в жизнь потребуется внести изменения в ряд федеральных законов: в ст. 74 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», в ФЗ №177 (введение дифференциации страховых взносов в зависимости от процентной ставки по вкладам), в ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)», «О противодействии легализации доходов».

Екатерина Чалова

Фото: официальный сайт Совета Федерации


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх