Ученые продвинулись в создании лекарства от радиации

Ричмонд, шт. Виргиния, США, 01.06.16 - 14:09

Будущее открытие позволит оказывать первую помощь людям, попавшим в зону поражения «грязных бомб», или жертвам аварии на АЭС.

Ученые продвинулись в создании лекарства от радиации
Выживание человека после облучения небольшими и средними
дозами зависит от его стволовых клеток

Сотрудники университета Виргинии в Шарлоттсвилле взяли за основу тот факт, что выживание человека после облучения небольшими и средними дозами зависит от его стволовых клеток. Они отвечают за производство новых эритроцитов и лейкоцитов крови, эпителия кишечника, а также регенерацию костей, кожи и других компонентов.

Биохимики проанализировали действие свыше трех тысяч уже существующих лекарств на облученные смертельной дозой клетки. В общей сложности удалось выделить примерно три десятка препаратов, которые благотворно сказывались на состоянии стволовых клеток, если ввести их не позже, чем через час после облучения.

Все эти вещества влияли на один и тот же элемент – ген mTORC1 и связанную с ним цепочку генов и белков, управляющих синтезом различных белков и обменом веществ. Вероятно, под воздействием радиации именно она «сообщает» клетке о необратимых повреждениях и запускает программу самоуничтожения.

Ученые предположили, что, если работу этого гена и белка подавить при помощи рапамицина (широко используемого сегодня антибиотика), число выживших стволовых клеток после облучения вырастает примерно в два раза.

Дальнейшие наблюдения за действием рапамицина и похожих на него молекул помогут создать безопасные и более действенные аналоги этих веществ, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на журнал ACS Chemical Biology.

В прошлом году сообщалось о разработке пептида TP508, защищающего пищеварительную систему при воздействии радиации на организм.

Александр Никитин