Анохин: ОПК способен вытащить и армию, и гражданскую промышленность на новые уровни

 
Москва, 02.06.16 - 11:11

На днях утверждена новая версия программы развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на 2016-2020 годы. Станет ли ОПК драйвером российской экономики? Когда воспрянет авиационная гражданская промышленность?

Анохин: ОПК способен вытащить и армию, и гражданскую промышленность на новые уровни
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем,
олковник, военный эксперт

Почему американцы выходят в космос на российских двигателях, а за нашими Суперджетами выстраиваются очереди? Об этом и многом другом корреспондент ФБА «Экономика сегодня» побеседовал с Владимиром Анохиным, вице-президентом Академии геополитических проблем, полковником, военным экспертом.

- Владимир Петрович, недавно была утверждена новая версия программы развития ОПК на 2016-2020 годы. Как реализация этой программы изменит армию России?

- Сегодня наша армия выходит на более качественный уровень, чем это было раньше, к примеру, во времена Советского Союза. Тогда давили количеством, а сейчас главный акцент сделан на качестве продукции. Самое важное, что этот уровень положительно влияет и на финансовую составляющую. Так, на сирийскую компанию мы затратили 33 млрд. рублей, но после нее получили заказов на 50 млрд. долларов.

- Буквально на днях в Таганроге прошла демонстрация новой модификации многоцелевого самолета-амфибии Бе-200. Можно ли считать это примером программы перевооружения российского оборонно-промышленного комплекса?

- Безусловно. И я сожалею, что раньше Бе-200 использовали не так широко, как могли бы. Ведь сфера применения этого самолета, созданного на основе проекта военного патрульного самолета-амфибии А-40, очень различна. Бе-200 может садиться на воду и, естественно, он будет интересен как экспортный товар многим приморским странам, которые имеют береговую черту. Также его можно использовать в качестве быстрого спасательного средства на море, либо применять для борьбы с пожарами. Недаром же Бе-200 считается многоцелевым самолетом. Известно, что Минобороны РФ планирует приобрести несколько таких самолетов.

- Значит ли это, что ОПК снова становится драйвером экономики?

- Да, ОПК – это, действительно, драйвер экономики. ОПК сегодня развивается, об этом можно судить и по высказываниям нашего либерального блока, который говорит, что ОПК «съедает» бюджеты медицины и образования. На мой взгляд, ОПК всегда был и остается экономическим двигателем, основой технологического процесса для всей страны. То, что производится предприятиями ОПК, автоматически переходит и в гражданскую промышленность.

Анохин: ОПК способен вытащить и армию, и гражданскую промышленность на новые уровни
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200

- По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, на программу производства региональных самолетов ИЛ-114 до 2025 года предполагается выделить из бюджета 50 млрд. рублей. На создание дальнемагистрального самолета на базе Ил-96-400 будет выделена такая же сумма. Достаточно ли этих средств на упомянутые программы?

- К сожалению, нет. У нас совершенно другой порядок цен. Но если бы такой самолет заказали у американцев, то те бы взяли за него в 10, а то и в 20 раз больше.

- Владимир Петрович, а много ли у нас авиазаводов, производства которых отвечают современным требованиям?

- У нас все заводы отвечают всем требованиям, иначе бы мы не выпускали ту технику, которая есть сегодня. Если бы это было не так, мы бы замерли на какой-то одной точке и выпускали модели, предположим, 70-х годов прошлого века. Понятие модели 3-го, 4-го поколений – это, возможно, и правильные понятия, но дело в том, что у нас есть технические заделы, которые можно и нужно использовать. В 90-е годы произошел разрыв между знаниями и воплощением этих знаний в жизнь. Тогда была полностью разрушена система подготовки технического состава. И сегодня процесс восстановления этой базы идет, хотя и с трудом – рабочие руки по-прежнему в дефиците. Но воссоздавать эту «систему рук» нужно обязательно.

- Вы обмолвились о технических заделах, неужели они до сих пор не устарели и их можно применять?

- У нас еще в дореволюционное время были замечательные конструкторы, которые, в первую очередь, занимались аэродинамикой. И сейчас, если взглянуть на аэродинамику наших самолетов, то она блестяща. В принципе, ничего и изобретать здесь не нужно, нам требуются лишь другие двигатели, другая авионика (бортовое радиоэлектронное оборудование – прим. редакции). А на одни и те же самолеты можно ставить оборудование, которое не устареет еще в течение десятилетия. С точки зрения аэродинамики все отечественные приборы имеют совершенную форму.

- А как же прогресс?

- Я понимаю, что прогресс должен быть, но надо более трепетно относиться к тому, что уже создано. Надо просто доводить эти приборы до совершенства.

Анохин: ОПК способен вытащить и армию, и гражданскую промышленность на новые уровни
Десятки стран заказывают Суперджет 

- Дмитрий Рогозин считает, что одним из важнейших элементов программы развития ОПК на 2016-2020 годы является морское и авиационное газотурбостроение. Как эти направления развиваются в России в настоящее время?

- Конечно, я полностью согласен с Дмитрием Олеговичем. В России двигателестроение, давайте назовем это так, надо поддерживать и, безусловно, развивать. Дело в том, что оно всегда отставало от промышленности США именно по мощности, экономичности двигателей. Наше отставание объясняется тем, что в 20 веке Россия пережила две войны, а на Америку за все время существования и бомбы не упало. Сейчас мы постепенно выравниваемся с ними. Вот по авиационным двигателям мы не экономны. Наши двигатели сжигают очень много топлива. В этом плане мы пока отстаем, но, в основном, все же подтягиваемся к западным аналогам, и это неплохо. У нас же компетентные головы сидят в конструкторских бюро! Тот факт, что американцы выходят в космос на наших двигателях - это уже серьезный показатель качества нашей продукции. Вообще же, газотурбиностроение – понятие широкое. Тот же авиационный двигатель можно использовать и на ТЭЦ. Конечно, привязка грубейшая, но они работают на электростанциях очень хорошо,  поэтому мы их и не импортируем.

- Когда мы сможем не закупать Боинги и Аэрбасы, а производить собственные самолеты?

- То, что сейчас происходит в воздухе, когда Boeing-732 разваливаются, как переваренные пельмени, недопустимо. Но наша авиационная гражданская промышленность задушена. Ил-96 – совершенно потрясающая машина, но мы ее не выпускаем. Причина в дороговизне производства. Но ведь отечественный продукт всегда должен быть дешевле импортных аналогов. Такая же ситуация с Суперджетом. Сколько было разговоров: нужен он нам, не нужен. Стоило только выйти на трассу, уже десятки стран заказывают этот самолет, он активно идет на экспорт. Но на наших трассах опять будут летать Аэрбасы. Одним словом, вся надежда на развитие собственного ОПК. 

Ольга Парамонова


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх