Ученые разглядели, как черная дыра поглощает ледяные потоки «газового дождя»

Бостон,Массачусетс, США, 09.06.16 - 5:50

Научная команда Майкла Макдональда (Michael McDonald) из Массачусетского технологического института (США) разглядели струи холодного газа, движущиеся к сверхмассивной черной дыре в отдаленной галактике Abell 2597 со скоростью в 1,2 млн км в час. Материал, посвященный этому открытию, вышел в журнале Nature.

Ученые разглядели, как черная дыра поглощает ледяные потоки «газового дождя»
 Астрофизики никак не ожидали найти холодный газ внутри сферы из раскаленного газа

Астрофизик Макдональд рассказал: «Черную дыру всегда окружает раскаленный газ, крайне разреженный по своей структуре, который она медленно «жует». Временами на черную дыру может обрушиваться «гроза» из холодных «капелек» газа, в ходе которой она активно «обжирается» газом. Таким образом, мы показали, что черные дыры могут питаться двумя разными способами, что стало неплохим открытием для нас».

Ученые наблюдали за несколькими эллиптическими галактиками, где почти перестали рождаться новые звезды, в радиотелескоп ALMA, который может распознать даже самые холодные пылинки и молекулы нейтральных газов.

Они хотели увидеть появление новорожденных звезд в облаках газа, но внезапно обнаружили необычное явление. Это были три странных темных «облачка» – скопления молекулярного водорода и других газов в центре черной дыры в галактике Abell 2597.

Разумеется, астрофизики никак не ожидали найти холодный газ внутри сферы из раскаленного газа, окружающего ядро Abell 2597.

В результате они наблюдали в телескоп ливневые потоки холодного газа, поглощаемые черной дырой. Однако впитать такой объем материи она не может, поэтому начинает выбрасывать наружу пучки раскаленной плазмы.

Прежде наука придерживалась мнения, что рано или поздно черные дыры прекращают рост, потому что температура газа не может опуститься слишком низко. После открытия Макдональда возникли предположения, что черные дыры растут периодами, чередуя состояния покоя и резкого поглощения материи во время «газовых ливней».

Марина Бодалева