Элвис Пресли скончался от сердечного приступа в возрасте 42 лет в 1977 году, однако этот факт никоим образом не помешал ему заработать в 2013 году 55 млн долларов. У его микроблога в Twitter 187 тысяч читателей, а его страничка на Facebook нравится почти 12,5 млн пользователей. Недавно у короля рок-н-ролла вышла музыкальная новинка – дуэт с Барбарой Стрейзанд.
В умении делать деньги на мертвых кумирах современным продюсерам не откажешь: они проявляют чудеса изобретательности. Так, Джейми Солтер (Jamie Salter), гуру брендинга и обладатель прав собственности на наследие Элвиса Пресли планирует устроить в скором будущем «живое» шоу в Лас-Вегасе, на котором певец выступать в виде голограммы. Собственно, Лас-Вегас этим уже не удивить: год назад там уже выступила голограмма другого короля – Майкла Джексона. Ну а столь популярная в США пин-ап звезда Бетти Пейдж, скончавшаяся в возрасте 85 лет в 2008 году, планирует в скором времени запустить собственное бурлеск-шоу.
Получается, что смерть теперь совсем не повод для того, чтобы перестать зарабатывать. Порою успешность и прибыль звезды после смерти даже перекрывает прижизненные достижения. И это не тот случай, когда талант скончавшегося в нищете гения смогли оценить только потомки, как это было с Ван Гогом, например. У поп-культуры другие ориентиры, и решающую роль в успехе той или иной знаменитости, что до смерти, что после нее играет грамотный продюсер.
Один из неоспоримых плюсов мертвых знаменитостей в качестве объекта продвижения – тот факт, что они уже не могут дискредитировать себя, выкинув какую-нибудь выходку: их не задержат за вождение в нетрезвом виде, не уличат в употреблении наркотиков. Все скандальное, что они были в состоянии сделать, они сделали, и в наши дни эти истории уже обросли легендами и обрели некий романтический подтекст.
Сегодня уже мало кого интересует суть, мертвые знаменитости, такие как Элвис Пресли и Мэрилин Монро, интересны своей внешностью и образом, но не конкретными свершениями: современная молодежь не слушает музыку Элвиса и не смотрит фильмы с Монро, зато с удовольствием покупает с ними футболки, блокноты и прочую сувенирную продукцию. Образ Мэрилин то и дело используют в рекламе, в прошлом году она стала лицом аромата Chanel №5, и никого не смущает, что актрисы нет в живых вот уже 42 года как.

Безусловно, неутихающему успеху этих знаменитостей способствует и тот факт, что современные звезды зачастую копируют их стиль или манеру, таким образом мертвые кумиры остаются в тренде. Безусловно, сыграл свою роль тот факт, что в свое время они смогли предложить что-то уникальное и абсолютно новое. Но надо учесть и то, что сегодня, при наличии интернета, об уникальности вообще говорить очень трудно – все слишком быстро сначала становится популярным и доступным, а затем и вовсе устаревшим и не актуальным.
Однако такие столпы, как Элвис Пресли и Майкл Джексон остаются. Поп-культура и масс-медиа тем и хороши, что их одинаково хорошо знают на всех континентах, они уже стали частью общемировой культуры. Представителям разных национальностей при встрече приятно обнаружить что-то общее, и, как правило, этим общим оказываются голливудские фильмы и американская музыка, потому что они вездесущи.

На момент смерти за королем поп-музыки Майклом Джексоном числились долги на общую сумму 1,5 млрд долларов – большая часть из них приходилась на собственное ранчо Джексона. Однако грамотным продюсерам после его смерти удалось выгодно продлить контракт звезды с Sony Corp., заработав на этом 250 млн долларов, а также запустить в прокат фильм This Is It (в России «Майкл Джексон: вот и все»), который, по сути, представляет собой запись репетиций певца перед так и не состоявшимся концертным туром. Согласитесь, этот материал легко мог бы безызвестно пропасть в архивах, однако в виде фильма он принес 260 млн долларов.
Перечисленное выше – далеко не полный перечень того, как продюсеры смогли заработать на Майкле Джексоне, после того как к нему уже никак не могли предъявляться обвинения в растлении малолетних и он уже не мог размахивать младенцами, стоя на балконе. Достаточно лишь оговорится, что уже в 2012 году, спустя всего 3 года после смерти, все долги певца были выплачены в полном объеме, и, таким образом, уже третий год Майкл Джексон приносит правообладателям исключительно прибыль. В 2014 году, по прогнозам, этот доход составит 150 млн долларов.
Что ж, сейчас не те времена, чтобы обвинять продюсеров, делающих деньги на мертвых знаменитостях, в цинизме. По сути, Пресли, Джексон и Монро уже давно перестали быть реальными людьми – это знак, торговая марка, бренд. Соответственно, понятия «живой» и «не живой» к ним мало применимы. Скорее тут уместны категории «успешный» и «убыточный». Время покажет, станут ли эти бренды убыточными в один прекрасный день. Пока в такое верится с трудом, поэтому продюсеры могут спокойно продолжать зарабатывать миллионы.
Юлия Порядина