30 суток на удар: новый телескоп России спасет планету

18:16  15 Июня 2016
Саянск
30 суток на удар: новый телескоп России спасет планету
CC BY-SA 3.0

В России начал работать мощный телескоп АЗТ-33 ВМ, среди основных задач которого обнаружение потенциально опасных космических тел на большом расстоянии. Он может обнаружить летящие к Земле астероиды на расстоянии месяца полета. Способно ли человечество адекватно отреагировать сегодня на такую угрозу из космоса, выясняла «Экономика сегодня».

Как рассказал «Известиям» научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов, новый российский телескоп способен обнаружить небесное тело, сопоставимое с размерами известного Тунгусского метеорита, на расстоянии 150 млн километров. Но пока возможности АЗТ-33 ВМ задействованы не полностью, для загрузки всех мощностей телескопа необходимо дополнительно докупить около 20 детекторов почти на 500 млн рублей.

«Обнаружение астероидов – это постоянная программа, которой занимаются все страны в части астрономии. Конечно, у профессиональных астрономов такие широкоугольные камеры как раз являются средствами поиска астероидов. Обнаруживают в последнее время астероиды часто. В начале 90-х годов у США запустили специальную программу по поиску небесных тел, которые могут угрожать Земле.

С этого момента число открытых астероидов резко увеличилось, хотя весь спектр неба, конечно, не объят, но работа в этом направлении ведется. Чем раньше мы сможем зафиксировать астероид и как можно точнее изучить его параметры, тем больше шансов у нас принять меры по противодействию космическому телу, если его орбита пересекается с Землей. Астероиды очень разнообразны, но нас они интересуют с точки зрения характеристик массы и траектории полета - с какой стороны он летит, и какова вероятность столкновения. На сегодняшний день астероидов, которые с большой степенью вероятности столкнутся с Землей, не обнаружено», - объясняет нам  руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Так какие же действия предпримет человечество, если с помощью российского телескопа мы вдруг увидим несущееся на Землю небесное тело? «Мы можем предупредить в нужный момент, когда станет ясно, когда и где он упадет. За 30 суток практически ничего другого нельзя будет сделать. Можно попробовать послать к нему бомбу, но здесь все уже зависит от размеров и скорости конкретного астероида.

Хотя мы немного знаем про Тунгусский метеорит, но судя по энергии взрыва, его достаточно просто столкнуть с орбиты. Здесь все зависит от скорости получения информации -  чем раньше нам станет о нем известно, тем проще это сделать . Понятно, что подготовить боезаряд, точно рассчитать его траекторию, подготовить пуск за 30 суток сложно, но в случае прямой угрозы человечество может и поспешить. Пока принцип противодействие таким объектам прорабатывается только в теории», - продолжает эксперт.

Напомним, что первые испытания оружия для борьбы с астероидами должны пройти в 2022 год. Главная задача предстоящих испытаний - научиться менять орбиту космических тел, угрожающих Земле. На расстоянии 11 миллионов километров от нашей планеты по астероиду Дидим будет выпущен зонд массой 300 кг с системой самонаведения на скорости 6,25 метров  в секунду.