Тысяча и одна облигация и другие серые схемы вывода денег с Украины

Президент украинского аналитического центра Александр Охрименко в своем видеоблоге рассказывает, как в НБУ воруют деньги с помощью гособлигаций. Но это не единственная схема незаконного обогащения с использованием банковского сектора на Украине.
На Украине выделяются, как минимум пять проблем, связанных с действиями некоторых акционеров и руководителей банков, которые приводят, в том числе к банкротству финансовых учреждений. Один из самых распространенных способов обогащения - вывод средств через размещение их на корреспондентских счетах в иностранных банках. Вторую позицию занимает отчуждение активов банка по заниженной цене, далее следует выведение имущества из-под залога.
Некоторые банкиры также используют схему с переуступкой прав требования по кредитам. Ну и замыкает пятерку «традиционное» нецелевое использование кредитных средств. Схему обогащения в НБУ Охрименко называет примитивной. Вот как он ее описывает:
«У меня тут с одним знакомым получилась бурная дискуссия по поводу совершенного пустячка. Один журналист в фейсбуке взял и кратко изложил, как в госбанке воруют деньги с помощью гособлигаций. Схема примитивная до невероятности. Сразу в защиту Гонтаревой скажу, что то же самое делали, при Арбузове, Стельмахе, Ющенко и других. Поменяют Гонтареву – также все продолжат воровать, используя механизм гособлигаций.
Примитивней схемы не придумаешь. У Госбанка есть гособлигации в количестве условно одна тысяча штук, номиналом по одной тысяче гривен. Он берет и продает их другому банку примерно за одну тысячу и одну гривну. Этот банк через 15 минут перепродает те же самые облигации за одну тысячу и две гривны. Имеет право, закон не запрещает торговлю ценными бумагами. Через 20 дней те же самые ценные бумаги продают обратно Госбанку по цене уже тысячу и пять гривен. Цифры на самом деле другие, там более сложная математика, но суть понятна.
Далее приходит управляющий из Госбанка. У вас там облигации были? Ему показывают – как одна тысяча была, так и осталась. Все операции были проведены через фондовую биржу. Утром продавали - цена на бирже была одна тысяча и одна гривна. А через пару часов она стала тысячу и пять – мы вынуждены были купить, но в чем фишка биржи? По закону она обязана публиковать все сделки, что называется учет хода торгов.
В ходе учета торгов видно, как банки по кругу продает друг другу те же самые облигации. Где же логика? Понятно, что никакой логики здесь нет. Люди дорвались до «кормушки» - работают в госбанке, конечно, они будут воровать, а чем еще им заниматься, не на зарплату же жить. Да, действительно есть недостатки у этой системы - наверх много заносить надо. Тут проблема не в руководителях – схема воровства была, есть и будет. Хотя существуют и другие схемы, не такие примитивные».