Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание

 
Санкт-Петербург, 07.07.16 - 23:47

Первый международный форум инноваций в промышленном дизайне в Санкт-Петербурге, организованный Академией Штиглица совместно с Artekey Group, показал перспективные разработки молодых российских дизайнеров, чье видение эксперты сравнили с прорывом в будущее и фантастикой.

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Пришло время моды на российский дизайн 

"Второе дыхание" российского дизайна

Генеральный директор Artekey Group Павел Кейв, открывая форум, на котором первостепенное внимание уделили теме "Мир. Кухня. Вода", отметил, что эта встреча "направлена на то, чтобы дизайнеры, способные создавать уникальные вещи, могли найти производителя, площадку для воплощения своих проектов". "Здесь представлены работы, которые мы уже реализовываем, и работы будущего - много-много инновационного", - подчеркнул он. 

Российский производитель Florentina Владимир Копченов рассказал об "извечной", по его мнению, проблеме рынка - причем не только российского, хотя в России она наиболее очевидна. "Дизайнер не может достучаться до производителя, а производитель совершенно не контактирует с наукой. Все вместе они не знают, как реализовать то, что они, в конце концов, сделали порознь". По его мнению, такие "неформальные объединения, альянсы" бизнеса и науки могут исправить положение. "И мы все думаем не просто о том, чтобы сделать что-то хорошее, красивое, а формировать моду на российский товар, на российский дизайн, технологии", - сказал он, поблагодарив за приглашение. 

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Момент забвения для дизайнеров прошел 

Профессор Николай Якуничев посетовал, что, хотя академия занялась сферой промышленного дизайна уже очень давно - 30 лет назад, проектируя оборудование для Центра управления полетами и орбитальной станции "Мир", в 1990-е годы знаковые разработки и сама деятельность школы пережили "момент забвения". Он указал на энергетический и грузовой модули для Международной космической станции, разработанные в кооперации с Ракетно-космической корпорацией "Энергия". Теперь для профессии наступил этап возрождения, и нынешнее сотрудничество открыло российскому дизайну "второе дыхание". 

Экономика или театр? Проект или искусство?

Президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Владимир Катенев напомнил, что дизайн с точки зрения промышленников - это проект. "Насчет того, чтобы делать из воздуха воду... Дождем залили весь Санкт-Петербург, уж не знаю, ваше ли это ноу-хау или нет, хотелось бы осушить - гости жалуются", - пошутил он по поводу ненастной погоды и одного из показанных на форуме проектов - независимого от внешней подачи воды модуля. 

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Дизайнерское решение должно совпадать с запросами рынка 

В кулуарах форума гости обсуждали, не будет ли такая установка, забирающая влагу из воздуха, делать воздух избыточно сухим, но пришли к выводу, что в дождливом Петербурге или влажном Сингапуре она впишется вполне органично. Тем не менее, Катенев обратил внимание на еще одно важное обстоятельство, которое должно быть учтено молодыми революционерами дизайна. 

"Наверное, вы не помните, когда в начале 1990-х годов наши питерские парни сделали суперсовременную машину", - по его словам, дизайн ее производил впечатление и был выше всяких похвал. "Но из этого проекта ничего не получилось, потому что их идея не соответствовала технологической подготовке наших предприятий. Например, чтобы делать "металл", нужна листовая сталь определенной ширины, а у нас стан был, насколько я помню, 2000 мм - на Ижорском заводе. Соответственно, машины можно было делать только, исходя из того, сколько позволяет ширина, эти 2000 мм", - предупредил он выпускников.

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
"Дизайн - прежде всего, искусство" 

Кроме того, Катенев вспомнил и о Ё-мобиле. "Это была такая инновационная идея, я видел ее в зачатии... Но не получилось, видимо, потому что "экономика" не сошлась", - он пожелал, чтобы все представленными молодыми дизайнерами изобретения "соответствовали рынку. "Можно придумать что-то невероятно красивое, но если это не будет востребовано рынком, то, к сожалению, вы не получите экономику этого вопроса". С другой стороны, по его оценке, в силах дизайнера преобразить действительность настолько, чтобы сделать продукт востребованным. 

Ректор Академии Штиглица, академик Василий Кичеджи, вступил главой ТПП Санкт-Петербурга в легкую полемику, подчеркнув, что дизайн - это, "прежде всего, искусство", а не проект. "Я скажу даже больше: сегодня дизайн можно сравнивать с деятельностью театров. Ежедневные премьеры. И там тоже приветствуется революционное направление, и здесь. Потому что наши отцы-основатели, основатели нашей академии назвали ее местом, где готовили ученых рисовальщиков", - сказал он. 

Найдется ли пророк в стране идей?

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Дизайн органичен культуре, поэтому мы его не замечаем 

Кичеджи напомнил, что "всегда Россия была страной идей". "У нас чуть хуже было с реализацией этих идей", - добавил он с легкой иронией, пожелав воспитанникам "доброго пути".

Вице-президент итальянской Elleci Джанлука Катанезе признался, что представленные проекты удивили его своей "красотой и гениальностью концепций". 

Заведующий кафедры промышленного дизайна Академии Штиглица Сергей Хельмянов рассказал, как отличается восприятие российского дизайна внутри страны и за границей: "Когда я езжу по финским школам и рассказываю о наших методах, проектах, тесном взаимодействии с компаниями - для них это открытие". Он привел в пример своего друга, который увлечен скандинавским дизайном. Когда тот путешествовал по "финским барахолкам, покупая предметы известных финских дизайнеров, то поинтересовался у продавца: "Почему вот этот стульчик стоит 200 евро, а этот - 2000 евро". И финский продавец сказал, глядя на тот, что дешевле: "Ну это же наш, финского дизайнера, поэтому и 200 евро. А вот этот - известного датского дизайнера, поэтому и 2000 евро". 

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Иностранцы видят в русском дизайне острую идею и красоту 

"На самом деле, мы, так же как и финны, очень не замечаем свой дизайн, потому что он очень органичен нашей культуре. Он естественен. И общая идеология нашей школы: "Дизайн - это как воздух. Если вы его замечаете, значит - он плохой. Вы должны пользоваться предметом, не задумываясь о том, как им пользоваться", - объяснил он. По его словам, иностранцы видят в русском дизайне острую идею, инновацию и красоту. "И это обязательно должно быть нарисовано - то, чего не происходит во многих школах".

Между фантастикой и реальностью 

Василиса Кузьмина представила в рамках форума разработанный ею инновационный смеситель, который управляется с помощью сенсоров и не требует никаких прикосновений - достаточно лишь жестов, как при игре на терменвоксе. При этом смеситель способен подавать не только холодную воду или кипяток, но и газированную воду. 

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Елена Соколова предствила смеситель с тремя функциями 

Елена Соколова приготовила смеситель с интересным функционалом - он крепится к шкафу над мойкой и может опускаться выше или ниже, предполагая в числе прочего функцию очистки посуды паром. Иван Флягин подошел к делу совсем иначе, разработав гибкий смеситель, в основе которого конструкция, напоминающая скелет змеи.

Интересен для коммерческой реализации проект Натальи Ротовой - это комбинированная кухня-остров, которая может размещаться и по центру кухни, и вдоль стены: в ней интегрировано всё, что только можно - и вытяжной шкаф, и посудомоечная машина, и варочная поверхность, система подогрева посуды для подачи теплых блюд. Проект позволяет экономить рабочее пространство, поэтому будет особенно актуален для малогабаритных помещений. 

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Иван Флягин разработал гибкий смеситель 

Ксения Колодко представила новое видение подачи воды из смесителя с различными насадками: сам он - в настенном исполнении, и отличается выдвижной панелью управления механизмом струй с подсветкой, которые подаются специальными помпами. Струи меняют цвет в зависимости от температуры воды. Денис Борисов показал один из самых концептуальных проектов, "совсем из будущего": вся поверхность "столешницы" целиком становится интерактивной и даже "водопрозрачной", то есть вода специальными клапанами подается там, где это удобно, а не в одном конкретном месте. 

"Лужицы" Надежды Заворуевой - любопытный подход к использованию пола: дизайнер предлагает использовать сенсорный пол, на котором с помощью специальных "луж" можно управлять кухонными приборами. Кроме того, такие "лужи" могут представлять собой интерес для детей, если использовать их в качестве специальной игровой зоны.

Между бизнесом и искусством: российский промышленный дизайн обрел второе дыхание
Форум - лишь начало и первый шажок для молодых дизайнеров 

Выпускник Игнат Тихонов взял в основу своего проекта кухонного острова открытие японских ученых. Исследователи обратили внимание на растения, которые имеют возможность насыщаться водой, забирая ее прямо из воздуха. Биопанель юного дизайнера позволяет получить воду там, где она не подведена, без внешней подачи. 

Восемь молодых дизайнеров - лишь начало и первый шажок, уверен Кейв. По его оценке, форум будет развиваться, и вполне возможно, что в недалеком будущем молодые дизайнеры, цитировавшие знаменитых наставников, сами станут живыми легендами - новыми брендами. 

Ирина Юрова


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх