Патриотические фильмы отечественному кино даются тяжело

 
Москва, 19.11.14 - 14:23
Патриотические фильмы отечественному кино даются тяжело

Массовому зрителю надоело смотреть фильмы о войне

На днях социальные сети Рунета всколыхнула следующая новость: киностудия Enjoy Movies огласила предварительные итоги всенародного кастинга на исполнителей главных ролей в грядущем ответе голливудским «Мстителям» - супергеройском боевике «Защитники». По замыслу создателей, сценариста Андрея Гаврилова и режиссера Сарика Андреасяна («Беременный», «Тот еще Карлосон», «Корпоратив» и прочие шедеврашки), основные герои фильма - интернациональная команда постсоветских супергероев из разных регионов современной России.

Но, как оно обычно бывает, замысел оказался в известной степени сдобрен не очень внятными стереотипами и клюквой, переходящими в гротеск. Еще не видя самого фильма, трейлеров и постеров, можно проникнуться живописаниями, представленными на тематических сайтах. Если сформулировать их коротко, получается следующее: в эпоху холодной войны секретная организация «Патриот» натренировала супергероев-суперсолдат, которые резко утратили свою надобность с распадом Союза. Но в наше время Родине вновь угрожает смертельная опасность, и фантастическая четверка «Патриота» снова оказывается на передовой. Это русский супергерой, который превращается в медведя с пулеметом (!), выходец из Средней Азии, который почему-то представляет боевые искусства других регионов повосточнее. В их компанию бурная фантазия сценаристов поместила «повелителей стихий»: украинка Ксения, которая отвечает за воду, и кавказец Лер, управляющий землей.

Вопросов масса. Заодно и повод порассуждать о русском патриотическом кино, ведь помимо банального желания раскрутить франшизу – а Enjoy Movies собираются делать именно франшизу, - и отбить заявленные 10 млн долларов бюджета, у «Защитников» есть и благородная цель. А именно воспитать российский патриотизм, который зиждется на дружбе народов и гордости за свою страну. Правда, почему-то это делается посредством образов, больше понятных западному зрителю.

Чудовище Франкенштейна

Западные оригиналы и первоисточники, видные невооруженным глазом, активно раскручиваются самими создателями «патриотического кино». Того же медведя с пулеметом пресса весело и задорно окрестила «русским Халком». Однако эта проблема касается только мейнстримового кино, тогда как на высокое искусство и эталон патриотического кино обычно претендует что-то более массовое. Вряд ли «Защитники» возымеют один эффект на подростков и их родителей. А вот значительная часть современных фильмов о войне ориентирована на максимально широкий круг.

Журналист Андрей Архангельский задается вопросом: почему современное российское патриотическое кино всерьез транслирует ценность смерти за родину как высшую цель и высшее благо? По его мнению, в противовес продуманной советской культурной политике («лучшее советское кино о войне – вообще не о войне») современные деятели культуры говорят максимально простым и радикальным языком пуль и крови. Демонстрация трудностей мирной жизни и их решений – это слишком сложно для современного российского режиссера, поэтому очередной Котов берет очередную винтовку и идет убивать очередного фашиста.

Режиссер Павел Бардин обвиняет в происходящем чиновников, которые «лепят» патриотические фильмы по единому шаблону, как чудовище Франкенштейна. «Патриотизм в их понимании – это борьба с врагами, уничтожение, унижение, поругание, самовыражение за счет других», - утверждает он. «Но настоящий патриотизм – это любовь, любовь к своей родине, к своей природе, к своему зрителю, между прочим», - добавляет Бардин.

Патриотизм без автомата

Однако что, если не война? Кто герой нового времени, способный не только вселить гордость, не призывая к самоубийственным действиям, но и научить чему-нибудь неокрепшие умы? У разных экспертов и деятелей культуры на этот счет свое мнение, но всех их объединяет одно: герой должен быть принципиально иным. Например, известный публицист Дмитрий Быков предлагает в качестве оного «учителей, волонтеров, ученых», жизнь и деятельность которых прочно связаны с любимой Россией.

С ним согласен критик Даниил Дондурей, который предлагает приспособить нового героя к современным реалиям. По его логике, с обществом, живущим в мире информации и развитого капитализма, нужно разговаривать соответствующим языком – «показывать волонтеров, которые работают, не зарабатывая ничего, пойти в музей, пока товарищи отправились тусить в клуб, не спать с начальником ради карьеры, а выучить иностранный язык». По словам Дондурея, ключевой посыл современного героя – это стремление «вкладываться в себя – а, значит, и в Родину».

Также не стоит забывать о «нашем всем» и прочих «мирных» героях. Режиссер Александр Зельдович считает, что фигуры, подобные Александру Пушкину, были и остаются примерами для подражания, их яркая и интересная жизнь, наполненная любовью к родине, может собрать у экрана многих россиян. Сюда же относятся и герои спорта – вспомните, хотя бы, довольно удачную «Легенду №17» Николая Лебедева и не говорите, что не сопереживали трагической судьбе героя.

Не «о чем», а «как»

Наконец, отдельный сегмент киноведов и деятелей культуры полагают, что вопрос эффективного патриотизма в кино – это, по сути, вопрос качества. «Думал ли Чехов, когда писал свои произведения, что он создает нечто патриотическое на много лет вперед?» - спрашивает критик Евгений Марголит. «Универсальная формула» патриотизма, по его мнению – это талант и профессиональный подход к работе. Тогда снимается вопрос даже о сути фильма – он может быть и о той же войне, как сильная «Брестская крепость» 2010 года.

Композитор Сергей Невский полагает, что система «массового заказа патриотического кино» обречена. Его слова смотрятся как критика актуальной директивы Минкульта, который в централизованном порядке собирается снимать патриотические фильмы, вводя квоту на российское кино и сокращая иностранное. Как ранее заметил блоггер и переводчик Дмитрий Пучков, плохо снятое российское кино может нанести больше вреда, чем намеренная демонизация русских Голливудом.

Журналист Владимир Безбородов призывает власти ужесточить правила субсидирования «сомнительных шедевров», которые не несут смысловой нагрузки. По его мнению, не нужно вкладываться в проекты только потому, что они российские, о России и о войне. Это должно быть серьезное кино со смыслом, талантливое и достоверное, которое не акцентирует внимание на заезженных темах вроде «ментов, войны, чекистов, Сталина и Чечни», а демонстрирует образы, которым хочется подражать. «После советского «Следствие ведут знатоки» невероятно вырос конкурс на поступление в МВД – может, этот факт чему-нибудь научит?» - пишет он.

Григорий Егоров


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх