Руанская бойня: “спящие волки” терроризма бросили Евросоюзу вызов

Сегодня во Франции произошел еще один террористический акт – двое преступников, вооруженные ножами, захватили заложников в церкви города Сент-Этьен-дю-Руре, который расположен на севере страны в Нормандии.
При этом, ситуация была разрешена полицией путем штурма, в результате которого были ликвидированы оба преступника, а также погиб один из заложников – настоятель этой церкви, а еще несколько человек были серьезно ранены.
На место этого преступления в оперативном порядке вылетел министр внутренних дел Франции Бернар Казнев, при этом, пока не сообщается, кем были те люди, которые совершили это преступление.
Впрочем, учитывая динамику терактов во Франции и Европе в целом, где страшное происшествие в Ницце сменила целая серия инцидентов в Германии, это событие не может быть частным случаем.
Очевидно, что сейчас система безопасности объединенной Европы подвергается серьезной проверке на прочность изнутри и нельзя говорить о том, что Евросоюз благополучно справляется с этой проблемой, поскольку инцидент идет за инцидентом и конца этой динамике пока не видно.
Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что нельзя говорить, что за этот период, который связан с большим наплывом ближневосточных беженцев в Европу, на территории европейских государство случилось много террористических актов.

«Наоборот, их было сравнительно мало, и это при том, что на Европу обрушилось целое миграционное цунами. Число данных инцидентов можно пересчитать по пальцам двух рук, но вот сейчас данное явление начинает постепенно дифференцироваться. Дело в том, что помимо стандартных терактов, в которых обычно оказываются замешанными исламские террористические сети, в частности, запрещенное в России «Исламское государство»11, наступает пора этих «волков-одиночек», которые в последнее время совершают в Европе те ли иные действия террористического характера», - констатирует Воронов.
Здесь нужно отметить, что последние террористические акты, как в Германии, так и во Франции не имеют под собой единой системы и, по сути своей, являются плодом действий террористов-одиночек.
«Такие действия трудно поддаются анализу, поскольку их исполнители вдруг ни с того ни с сего идут на совершение страшных преступлений. В этом основная суть этой проблемы, хотя нужно признать, что европейцы медленно на нее реагируют. У нас есть такая поговорка – «русский долго запрягает, но быстро едет», так вот, европейцы – тоже, запрягают долго, а вот могут ли они здесь поехать быстро – очень большой вопрос», - резюмирует Воронов.

По крайней мере, как отмечает Воронов, европейцы считают, что если «что-то не работает, то надо это «чинить», поэтому они и пытаются сейчас активно ужесточать, как национальное, так и общеевропейское законодательство по борьбе с этими явлениями.
Здесь можно отметить, что во Франции с конца 2015 года после теракта в Bataclan действует режим чрезвычайного положения, который, как мы видим, не дал этому государству какого-либо качественного результата.
«По борьбе с этой миграционной волной, в которой, так или иначе, скрыта проблема терроризма, каждая европейская страна принимает свои собственные меры, которые вносят определенную лепту во всю линию и политику Евросоюза по вопросу ближневосточных беженцев. Здесь существует целый набор мер, где та же Испания, например, изымает семейные драгоценности у мигрантов для оплаты их пребывания в стране. Или Дания, которая является главным производителем свинины не только в формате Европейского союза, но и в остальном мире, ввела это мясо в обязательный рацион питания в своих школах, несмотря на то, что оно является для мусульман религиозным табу», - заключает Воронов.
Таким образом, по словам Воронова, европейцы создают у себя дома крайне неблагоприятную среду с точки зрения той мусульманской массы, которая сейчас нахлынула в Европу.

«Кроме того, в Европе активно пытаются ограничить срок подачи документов, которые требуются для предоставления убежища, не говоря уже про прочие бюрократические препятствия на пути адаптации этих мигрантов-переселенцев в странах Евросоюза. Также сокращаются пособия, запрещается воссоединение семей, на чем немцы недавно уже погорели в контексте нападения семнадцатилетнего афганца в баварском поезде. Не говоря уже о том, что тот же референдум в Великобритании по Brexit прошел под «миграционными» лозунгами», - констатирует Воронов.
Таким путем, Евросоюз пытается, по мнению Воронова, нащупать какую-то свою формулу по принятию мигрантов, но пока, и это надо признать, у него все это выходит с очень большим числом всевозможных трудностей и проблем.
При этом, никого в Европе не должно смущать то обстоятельство, что большинство последних терактов не связано между собой и, скорее всего, не является плодом действий каких-либо системных структур.
«Ведь разделение организованного и неорганизованного терроризма на проверку является искусственным, поскольку, как мы знаем, руководство «Исламского государства» не так давно призвало своих сторонников наказывать неверных всеми возможными подручными средствами, которые окажутся в распоряжении у исламистов. Есть автомобиль – используйте его, есть мачете или нож – также пожалуйста. Таким образом, здесь очень трудно провести грань между организованным и не организованным терроризмом, тем более, эти «спящие волки», возможно, являются для Европы сейчас угрозой номер один», - резюмирует Воронов.
Что касается эффективности борьбы Европы с этими явлениями, то ответ на этот вопрос, как утверждает Воронов, будет дан по итогам главных европейских выборов будущего года. Ведь в 2017 году пройдут выборы парламента и президента во Франции, а Германии, в свою очередь, предстоит выбрать новый состав Бундестага, вот там и будет показано мнение общества насчет качества усилий европейских структур и конкретных политиков по борьбе с этими явлениями.
1 Организация запрещена на территории РФ.