Российские физики близки к созданию альтернативного термоядерного реактора

Новосибирск, 09.08.16 - 11:42

Российские физики совершили настоящий прорыв: ученым из Института ядерной физики в Новосибирске удалось в ходе экспериментов добиться устойчивого нагрева плазмы до температуры в десять миллионов градусов по Цельсию. Об этом рассказал "Интерфаксу" замиректора ИЯФ по научной работе Александр Иванов.

Российские физики близки к созданию альтернативного термоядерного реактора
Подход к созданию альтернативного термоядерного реактора
был предложен Гиршем Будкером

Иванов отметил, что таким образом ученые "подтвердили результаты последних лет по нагреву плазмы до температуры масштабов десяти миллионов градусов". По его словам, "это очень важный момент" в свете перспектив проекта.

В настоящее время российские исследователи изучают возможности создания термоядерной системы на основе открытой ловушки. Этот подход был предложен еще в 1950-х годах основателем вуза Гиршем Будкером.

Специалисты полагают, что в будущем температура плазмы может существенно вырасти, но показатель, требуемый для создания термоядерного реактора, уже выше допустимого. Российские физики разработали метод генерации плазмы при помощи мощного микроволнового излучения в крупномасштабной магнитной ловушке открытого типа, что позволило улучшить удержание плазмы с "термоядерными" параметрами. Пока удержание плазмы "составляет миллисекунды".

По прогнозам Иванова, термоядерный реактор, альтернативный "токамаку", может быть создан в ближайшие 20-30 лет. Ожидается, что ИЯФ за счет финансирования Российского научного фонда разработает технический проект и обоснование установки, а затем приступит к переговорам с будущими иностранными партнерами.

Людмила Прогова