"Акулья закалка": ученые нашли на Земле 500-летнего "долгожителя"

Копенгаген, Дания, 12.08.16 - 16:34

Низкий метаболизм позволяет гренландским полярным акулам достигать возраста 500 лет. К таким сенсационным выводам пришли датские ученые, пишет Science.

"Акулья закалка": ученые нашли на Земле 500-летнего "долгожителя"
Холод включает "антивозрастные" гены акулы

Гренландские полярные акулы, обитающие в акватории Гренландии и водах Северной Атлантики, оказались самыми долгоживущими позвоночными из когда-либо населявших Землю. Исследователи, изучившие одну из старых особей, пришли к выводу, что ее возраст составляет 392 года плюс-минус 120 лет, и она вполне могла жить в одно время с Христофором Колумбом.

Эти акулы растут очень медленно - со скоростью 0,5-1 сантиметр в год, но при этом их длина может превышать пять-шесть метров в длину. Тем не менее, способа точно определить их возраст пока нет.

Ученые Копенгагенского и Орухсского университетов решили сделать радиоуглеродный анализ хрусталика глаза полярной акулы, белки которого формируются еще на стадии зародыша и остаются неизменными.

Обследовав порядка 28 акул, детские ученые обнаружили, что эти позвоночные достигают половой зрелости лишь к 150 годам при четырехметровой длине тела (самцы - при длине тела в три метра), и живут дольше, чем другой главный долгожитель мира животных - гренландский кит, максимальный зафиксированный возраст которого - 211 лет.

Такая рекордная продолжительность жизни объясняется крайне медленным метаболизмом гренландской полярной акулы, которая обитает в воде с температурой от -1 до +5 градусов по Цельсию.

Этим же объясняется и ее медлительность, за которую она и удостоилась названия Somniosus microcephalus, то есть "соня с маленьким мозгом". Несмотря на свою живучесть, вид может оказаться на грани исчезновения, а ученых весьма заинтересовали его генетические особенности, позволяющие жить так долго. Они подчеркивают, что этот вид акул - один из наименее изученных. Дело в том, что мясо гренландской полярной акулы не представляет интереса для промысла, так как оно пропитано соединениями аммиака, и его умеют готовить лишь жители Исландии. Этот национальный деликатес исландцы называют хаукарль.

Исследователи обратили внимания на факторы, способствующие долгожительству: помимо замедления биохимических процессов из-за низкой температуры окружающей среды, холод способен включать "антивозрастные" гены акул и помогать им бороться с инфекциями.

Людмила Прогова