Колумбус, шт. Огайо, США, 11.09.16 - 17:56

Астрономы впервые смогли пронаблюдать за тем, как неудавшуюся сверхновую «засосало в саму себя».

Увидеть невидимое: как черная дыра позволила себя запечатлеть
Черная дыра «доедала» оставшиеся от звезды зерна пыли

Крупная звезда N6946-BH1 в созвездии Лебедя находилась в 22 млн световых лет от Земли. Ее масса была в 25 раз больше, чем у Солнца, а яркость – в сотни тысяч раз выше, и вот 20 октября 2009 года она просто исчезла.

Заметив это, сотрудники университета Огайо запросили данные телескопа «Хаббл» и получили фотографии объекта до исчезновения. В результате у них появилась возможность делать снимки места с искомыми координатами, которые подтвердили, что звезда действительно «испарилась».

Более того, до октября 2015 года, когда процесс окончательно завершился, удалось обнаружить постепенно тающий источник тепла, видимый только в инфракрасной части спектра. Это были ранее выброшенные зерна пыли, которые черная дыра медленно притягивала к себе и «доедала».

Увидеть невидимое: как черная дыра позволила себя запечатлеть
Ученые не ожидали увидеть образование обычной дыры

Это удивительное открытие стало полной неожиданностью для ученых, не ожидавших увидеть образование обычной дыры так скоро. Их присутствие может выдавать только искривление света других звезд и вспышки радиоизлучения при поглощении сгустков материи.

Все это может говорить о том, что таких особых областей в пространстве и времени, обладающих непреодолимой гравитацией, во Вселенной гораздо больше, чем принято считать.

Ранее стало известно, что команда Массачусетского технологического института разглядела струи холодного газа, движущиеся к сверхмассивной черной дыре.

Александр Никитин