Прибалтику накажут потерей «черного золота»

 
Рига, Латвия, 14.09.16 - 11:40

Прибалтийские порты, похоже, окончательно приговорены к потере перевалки российской нефти и нефтепродуктов. Приговор в беседе с Владимиром Путиным огласил глава компании «Транснефть» Николай Токарев.

Прибалтику накажут потерей «черного золота»
Грузопотоки с прибалтийских портов – Вентспилса, Риги – будут
переориентированы на балтийские порты: Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск

Впрочем, сами прибалты вряд ли удивились этому – разговоры о полном переводе потоков энергоносителей в отечественные порты ведутся руководством РФ с середины «нулевых». Но если тогда они были чем-то вроде несбыточной мечты, то сегодня эта мечта, наконец, почти стала реальностью. 

К 2018-му - «до нуля»

Россия заканчивает процесс переориентации поставок нефтепродуктов на экспорт через порты Прибалтики на собственные мощности. Если в 2015-м портовики прибалтийских стран переваливали порядка 9 млн тонн наших нефтепродуктов, то в этом году – уже 5 млн тонн. К 2018-му глава «Транснефти» Николай Токарев пообещал свести этот грузопоток к нулю.

 - Мы переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов – Вентспилса, Риги – на наши балтийские порты: Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей, – заявил Токарев главе РФ.   

 По его словам, сейчас возможна загрузка нефтепродуктовой магистрали на уровне 32 млн тонн. Часть мощностей, которые не востребованы для транспортировки нефти, будут использоваться для перекачки нефтепродуктов. Планы «Транснефти» выглядят вполне реалистичными, так как компания уже реализует два инвестпроекта, «Север» и «Юг», призванные увеличить мощности по прокачке нефтепродуктов на порты Приморск и Новороссийск. Если верить Токареву, сегодня проблема перевода потоков энергоносителей в российские порты выглядит технической. Президент, слушая главу «Транснефти», сдержанно кивал, но эта сдержанность была обманчивой. Именно Путин в середине «нулевых» приложил массу усилий для того, чтобы сегодня российское «черное золото» уходило в Европу через российские же порты. А прибалты - сидели у разбитого корыта.

Здесь уместно вспомнить январь 2002-го, когда на берегу Финского залива открывали первые нефтеналивные терминалы в порту Приморск. В лютый мороз, под -35, президент прилетел на объект на вертолете, на пирсе его ждала смерзшаяся толпа журналистов и портовиков. По идее, президент мог ограничиться нажатием стартовой кнопки в операторской рубке – и уехать. Но он, на ледяном ветру, лично обошел все причалы и коммуникации, после чего пообещал СМИ: «Скоро вся экспортная нефть пойдет через наши порты – ничего прибалтам не оставим». Журналисты улыбнулись. Все прекрасно знали, что 80 процентов грузоперевалки в том же Вентспилсе или Клайпеде – российская нефть. И тягаться с их скоростью обработки нашим портам даже не снилось.     

В последнее десятилетие в Кремле эта тема стала своего рода доминантой – вроде легендарного «Карфаген должен быть разрушен». В 2008-м, на очередном заседании Морской коллегии в Петербурге, первый зампред правительства Сергей Иванов впервые назвал конкретный срок: «К 2015-му Россия должна полностью отказаться от экспорта нефтепродуктов и угля через порты прибалтийских стран. Грузопотоки должны быть переведены в Россию. Пусть даже реализовать эти амбициозные планы будет нелегко, но мы перестанем кормить Прибалтику». С тех пор на развитие портов Северо-Запада федеральный бюджет потратил более 350 миллиардов рублей. И хотя сроки окончания нефтяного транзита все же пришлось сдвинуть, сегодня отсчет времени до «часа икс» уже пошел.

Эксперты отмечают – особенно ударило по интересам прибалтов развитие порта Усть-Луга. За последние 10 лет грузопоток через Усть-Лугу вырос более чем в 20 раз - с 3,8 млн тонн грузов в 2006-м до 87,9 млн тонн в 2015-м. И рост грузопотока продолжается. По данным Минтранса, за первое полугодие 2016-го общий грузооборот латвийских портов снизился на 15 процентов – до 31,7 млн тонн, А грузооборот морских портов РФ за тот же период вырос на 6 процентов - до 344,5 млн тонн. Наши порты на Балтике достигли общего оборота в 116,4 млн тонн.

Прибалтику накажут потерей «черного золота»
Россия отказывается от экспорта нефтепродуктов и угля
через порты прибалтийских стран

Наряду с нефтью, переезжает из Прибалтики в российские терминалы и уголь – в «Ростерминалуголь» и «Порт Высоцк». Только от прекращения транзита российского угля через Рижский порт убытки латвийской экономики составят 130–140 млн евро в год. Покидают прибалтийские порты и минеральные удобрения.Так, ранее крупнейший агрохимический холдинг «Фосагро» часть грузов отправлял на экспорт через порты Котка, Мууга и Рига. Но теперь компания полностью перевела свои грузы в Россию, запустив в эксплуатацию терминальный комплекс «Смарт Балтик Терминал» в порту Усть-Луга.

Таким образом, можно констатировать - борьба прибалтов за российские грузы, по сути, проиграна. Окончательная победа Усть-Луги, Высоцка, Приморска и других российских портов – лишь вопрос времени. И винить в этом прибалтийский бизнес должен собственных политиков, не желающих вести конструктивный диалог с большим восточным соседом, который их кормил.

Время платить «за базар»

Прибалты еще во времена Советского Союза были монополистами в сфере транзита нефти и нефтепродуктов в Европу. Ключевым был латвийский порт Вентспилс - именно сюда в советское время был проложен конец стратегического трубопровода. До развала СССР латыши переваливали более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, а на загрузке порта нефтью Латвия зарабатывала до 10 процентов своего бюджета. Однако в последние годы Вентспилс все больше теряет российскую нефть и, соответственно, доходы. Объем перевалки наших нефтепродуктов через латвийский порт в 2016-м, по прогнозу экспертов, снизится в 2 раза – до 2 млн тонн. По сравнению с советскими временами, это – катастрофическое падение.

 Впрочем, прибалты не были бы прибалтами, если бы могли признавать очевидное.

- Мы, конечно, огорчены тем, что нефтяные грузы могут быть направлены в обход портов стран Балтии. Ведь здесь для этого создана качественная инфраструктура и действуют современные терминалы, - сообщил по этому поводу директор литовского Клайпедского морского порта по экономике и финансам Мартинас Армонайтис. – Однако в объемах перевалки Клайпедского порта российские грузы составляют малую часть - примерно 5-6 процентов. А российские нефтепродукты через наш порт вообще не транспортируются. Поэтому решение «Транснефти» прямо не повлияет на результаты работы Клайпедского порта. Хотя потеря экспорта российских нефтепродуктов, скорее всего, вызовет резкое обострение конкуренции между портами стран Балтии в других сегментах грузооборота, - уверяет Армонайтис.

Эксперты подчеркивают - раньше у России просто не было необходимых мощностей для перевалки своего сырья, что позволяло прибалтам сытно жить за счет транзита из России. И, скорее всего, Москва и не стала бы что-то менять, если бы не постоянные политические конфликты, инспирируемые параноидально настроенными соседями. Переломным моментом в этом процессе стал скандал вокруг «Бронзового солдата» - перенос в 2008-м памятника воину-освободителю из центра Таллина на захолустное кладбище. Буквально через две недели после этого Москва полностью перерезала транзит нефти в Эстонию по железной дороге.

С тех пор не проходило и месяца, чтобы прибалтийские политики хоть как-то не пытались пнуть Россию. То проведут в своих столицах парад бывших нацистов, воевавших на стороне Гитлера. То начнут подсчитывать «убытки от советской оккупации» - и насчитают нам какие-то страшные сотни миллиардов евро «морального долга». Тут же оговариваясь, что «вся инфраструктура досталась нам от СССР по праву наследства». В последние пару лет любимым занятием прибалтийских политиков стала игра «Нас всех ждет судьба Крыма». По негласной договоренности с Вашингтоном, президенты и премьеры Латвии, Литвы и Эстонии поочередно выражают публичные опасения – мол, «не сегодня-завтра Россия на нас нападет». Местных жителей этот спектакль давно не смешит – привыкли. Зато он дает все основания НАТО размещать новые базы на границах с РФ.  

 Поэтому россияне в массе своей восприняли скорое прекращение транзита энергоносителей в Прибалтику как ответ на истеричную, а зачастую и просто бредовую антироссийскую и русофобскую политику, градус которой в Прибалтике зашкаливает. В конце концов, всякое терпение имеет свой предел. Особенно если приходится не только терпеть, но еще и терять более 30 млн долларов ежегодно. Примерно столько, по разным оценкам, дополнительно получат российские порты Усть-Луга и Приморск после того, как закроют экспортные маршруты через прибалтийские порты.

Это, разумеется, не помешает прибалтийским властям продолжить на своей территории натовские военные игры под разными звучными названиями. Но, как любят говорить наши западные «партнеры», за враждебную политику нужно платить. И платить дорого. Впрочем, полагают некоторые эксперты, необходимости сводить перевалку «черного золота» к полному нулю может и не возникнуть.

Прибалтику накажут потерей «черного золота»
Объем перевалки российских нефтепродуктов
через латвийские порты в 2016-м снизится в 2 раза

- Я допускаю, что и после 2018-го Россия может отправлять небольшую часть экспорта нефти и нефтепродуктов через прибалтийские страны, - говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. - Конечно, Россия не может в одночасье  прекратить экспорт нефти через Прибалтику, это инерционный процесс. И к 2018-му какие-то объемы вполне могут остаться на этом направлении, если логистически это будет оправдано. Что же касается возможной реакции Прибалтики на решение «Транснефти», то России не стоит  беспокоиться о ней - у Москвы есть собственная стратегия. Все идет в конкурентном русле, и в тренде повышения эффективности, - считает аналитик.

Возможный удар по соотечественникам

Впрочем, бурно радоваться тому, что «российские деньги будут оставаться в России, а прибалты останутся с носом», все еще немного преждевременно. При этом стоит помнить и то, что снижение грузооборота портов и, соответственно, выручки, неизбежно спровоцирует сокращение рабочих мест в этой сфере. По данным прибалтийских статистических бюро, от 40 до 60 процентов работников в сфере портовых услуг (в зависимости от страны) в Эстонии, Латвии и Литве составляют русскоязычные, многие из которых – так называемые «неграждане».

Поскольку в Прибалтике представителей коренного населения принято увольнять в самую последнюю очередь, то будущее сжатие портовой сферы, по всей видимости, больнее всего ударит именно по интересам наших соотечественников. И в этой ситуации им можно посоветовать только одно – активнее участвовать в российской программе переселения на историческую родину.

 

Иван Денежкин


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх