Не по пути: почему раздружились Брюссель и Вашингтон

В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) пообещали рассмотреть предложения России по улучшению работы органа и в целом положительно высказались об иниицативах РФ. Об этом 14 сентября заявил глава левой группировки ПАСЕ Тини Кокс. На фоне обострения внутренних противоречий ЕС понимает необходимость сближения со своим крупнейшим соседом по континенту, говорят эксперты.
Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов, курс на сближение Москвы и Брюсселя заметен не только по «потеплению» в ПАСЕ, но и по сотрудничеству с Международным валютным фондом (МВФ).
Вместо политической изоляции РФ – неприятности для Киева
«Я думаю, что действительно есть определенное сближение, при этом его видно не только по сотрудничеству Москвы с ПАСЕ, но и по сотрудничеству с Международным валютным фондом, когда Москва фактически поддержала западные претензии к Украине. То есть выяснилось, что Украина ухитрилась обидеть не только Москву, но и своих любимых США и Европу. В итоге получается так, что вместо политической изоляции России создается фронт неприятностей для Киева.
Но я бы не торопился делать из этого далеко идущие выводы на предмет того, что теперь эпоха конфликтов закончилась и началась эпоха любви, процветания и взаимопонимания. Я так не думаю, но очевидно, что диалог с Европой есть, и у Москвы он получается лучше, чем у Киева на тех же самых направлениях», – говорит Василий Колташов.
На прошлой неделе глава ПАСЕ Педро Аграмунт посещал Россию, и российская сторона озвучила ряд предложений, как можно было бы реформировать европейский парламент. В том числе было предложено запретить возможность лишения национальных делегаций права голоса в ПАСЕ, а также реформировать систему голосования.
Европа потеплела к Москве
До этого в ПАСЕ, где Россию лишили права голоса после присоединения Крыма, уже заявляли, что это единственная для России площадка для диалога с Европой. Ранее готовность к сотрудничеству проявил и глава германского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер, объявив, что допускает возвращение России в «Большую восьмерку», что Россия со своей стороны приняла достаточно прохладно.
«Существует консолидированная линия западных стран, направленная на то, чтобы получить ресурсы бывших советских экономик. Другое дело, что достичь этого не удалось, несмотря на санкции, интриги и разные провокации. В то же время выяснилось, что США не могут тянуть европейскую экономику вверх: Трансатлантический проект неэффективен. Поэтому создалась ситуация, когда дружественные Вашингтону европейские чиновники вроде Ангелы Меркель стали более склонны к диалогу с Москвой», – поясняет Василий Колташов.

Евросоюз разрывают внутренние противоречия
При этом, по его мнению, выводы о грядущей дружбе между Москвой и Брюсселем делать было бы преждевременно. «Например, немецкое правительство начинает юлить и говорить, что на самом деле главная их идея – это как можно скорее снять санкции с России. Просто сама Россия ведет себя настолько нехорошо, что сделать это не получается. То есть лицемерит самым безжалостным образом. И принимать это все за какое-то сближение Москвы и Европы я бы пока не стал. Пока ясно, что есть противоречие внутри так называемого «западного мира», что начало несколько изменять поведение этих стран.
Например, прошлый кабинет британских консерваторов говорил, что нужно поддерживать политику коллективной цивилизованной Европы против «клятых москалей», а новый кабинет настроен на диалог. Пока неизвестно, что из этого диалога получится и как далеко все это зайдет, но что эта политика несколько мотает нервы брюссельским чиновникам, это очевидно. Включились внутренние противоречия на Западе, и эти противоречия будут усиливаться», – резюмирует эксперт.