Лукашенко на опасном пути: в Белоруссии активизировались "оранжевые"

Возникновение тех или иных проблем является естественным во взаимоотношениях даже самых дружественных стран, главное, чтобы оно не носило антагонистического характера, такого, который может кардинально навредить нашим отношениям. Такое заявление сделал государственный секретарь Союзного государства Белоруссии и России Григорий Рапота, анализируя текущее состояние переговоров России и Белоруссии по вопросам поставок углеводородов.
О том, какие именно подводные течения в политике двух стран могут стать причиной опасений Григория Рапоты, ФБА "Экономика сегодня" рассказал Дмитрий Болукунец, эксперт по Белоруссии Высшей школы экономики.
Проблема переговоров по газу и нефти, которая сейчас служит основным яблоком раздора между руководством России и Белоруссии – лишь симптом более сложного конфликта, полагает он.
"Конечно, определенные разногласия между странами неизбежны, потому что каждое государство отстаивает свои национальные интересы.
В данном случае, Белоруссия хочет получить минимальную цену на газ, в то время как Россия, как поставщик, заинтересована в доходах от этих поставок. И этот конфликт нашел отражение и в переговорах по поставкам нефти для нефтеперерабатывающих заводов Белоруссии. Вопрос там в том, что по соглашениям, подписанным несколько лет назад, Белоруссия обязана определенный объем переработанной нефти в виде бензина поставлять на территорию России.
По факту, она не до конца выполняет свои обязательства. Более того, часть бензина в прошлом году оказалась на Украине, где использовалась украинской армией. Этот факт не мог не вызвать раздражения в Москве. Потому что Белоруссия получает нефть по льготным ценам и она ведет себя недобросовестно. Конечно, Белоруссия поставляла топливо на Украину просто потому что этот рынок для нее более выгоден, в то время как согласованные поставки на территорию Россию кажутся Минску убыточными.
Лукашенко опрометчиво переводит вопрос о цене на углеводороды в политическую плоскость
Казалось бы, чистая прагматика. Но Лукашенко упорно переводит его в плоскость политики. Но здесь Россия тоже может задействовать свои козыри. Интересно, к примеру, что парламент Белоруссии никогда не был официально принят Западом. Но, несмотря на то, что прошедшие выборы ничем принципиально не отличались от предыдущих, белорусские депутаты почему-то стали рукопожатными.
Видимо, европейские коллеги решили что в Белоруссии есть потенциал для повторения украинского сценария. Белорусский МИД ведет большую работу, которая направлена на нормализацию отношений с Западом и переговорный процесс строится на основе декларирования противоречий Москвы и Минска.
Конечно, Лукашенко уже многие годы пытается маневрировать и довольно искусен в тактике шантажа, что и является одной из причин подобной активности. Но в последнее время все эти игры заходят уже слишком далеко. В последние полтора года в Беларусь пришли работать несколько крупных западных фондов. В частности, фонд Аденауэра и ряд других. В то же время российские организации являются в Белоруссии персонами нон грата. Конечно, Лукашенко уверен, что у него все под контролем, но он может оказаться просто раздавлен в игре сил, намного превосходящих его и средствами и опытом", - опасается эксперт.