Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»

13:00  24 Сентября 2016
11 125
Таллин, Эстония
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Владислав Краев

Окончательный вывод Россией из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов к 2018-му, анонсированный недавно руководством «Транснефти», обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути».

В том числе – путем активизации сотрудничества в сфере грузового транзита с Казахстаном и Белоруссией. Однако, как считают эксперты, примкнуть к новому транзитному проекту двум прибалтийским странам могут помешать не только экономические, но и политические причины.

Три китайских пути

Гигантский масштаб инвестиций, большое количество стран-участниц, новые обширные возможности для активизации торговли - китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути» сегодня недаром считается самым грандиозным на территории Евразии. По сути, речь идет не только о создании альтернативных транспортных коридоров между Китаем и Западной Европой, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центральной Азии.

При этом стоит учесть – несмотря на начало реализации проекта «Пояс и путь» (в китайском варианте), точные наземные маршруты доставки грузов из КНР на европейские рынки еще не определены - понятно лишь, что их будет несколько. Например, в аналитическом докладе экспертов Международного клуба «Валдай» транзитные коридоры из Западного Китая в Европу разделены на три группы - это Северный путь (как самый перспективный и подготовленный маршрут), Морской путь и Южный путь.

Северный путь идет через Казахстан и Россию - по Транссибирской магистрали к западным границам и далее, через Восточную Европу на запад. Морской путь включает маршруты, проходящие через Казахстан, и использующие порты Каспийского моря для грузового транзита в Европу через Турцию. Южный вариант – это путь в обход России: через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Пакистан с выходом на Индийский океан в районе Персидского залива.

Несмотря на то, что в Китае все еще рассматривают все три варианта, в России уже развернулся настоящий ажиотаж на тему «Новый Шелковый путь» - у нас в кармане». Ведь мы – обладатели  уникального Транссиба, а заодно – и главный «транзитный мост» из Азии в Европу!  

Но те в РФ, кто потирает руки в предвкушении будущих прибылей, не учитывают одного – темпов и, главное, порядка строительства и модернизации грузовых путей в России. С такими темпами, как сегодня, да еще с учетом уровня российской коррупции, наша часть транзитного проекта может возводиться еще лет 10-12. Тем временем китайская часть дорожной инфраструктуры в рамках проекта уже сегодня практически готова – последние десятки километров современной трассы в рамках «Нового шелкового пути» ударными темпами прокладываются в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.    

При этом специалисты уверены – быстро переориентировать китайские компании-грузовладельцы с привычной доставки морем на сухопутный транзит не удастся. Ведь сухопутная перевозка не позволит грузовладельцам сэкономить. Глава Совета директоров одного из мировых портовых операторов DP World Султан бин Сулайм приводит следующие цифры: доставка контейнера из Китая в Европу морем сегодня стоит от 350 до 500 долларов, а железнодорожным путем - около пяти тысяч долларов. Правда, сроки доставки груза морским путем составляют 4060 дней, а по железной дороге - 1015 дней.

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Окончательный вывод РФ из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути»

По поводу же автомобильной доставки пессимисты из логистической сферы замечают: «Доставка контейнера с хай-тек продукцией из Китая в Европу сейчас стоит около 800 евро, а доставка фурой на 8,5 тысяч километров будет стоить более 5 тысяч евро. При этом придется еще и перегружать ее на сухогруз, который пойдет в Европу. Потому что формально в Питере… нет сухопутной границы с ЕС. А возможное увеличение в 10 раз грузового трафика через сухопутную границу - то есть через Белоруссию и Прибалтику - надо сначала согласовать с Европой, и построить там дополнительную инфраструктуру для него». Еще одна популярная среди пессимистов точка зрения выглядит так: «Пока мы, тужась, будем строить свой участок «НШП», Китай возведет в Мьянме два глубоководных порта – их строительство уже началось. В итоге основная часть грузов «ВШП» (до 80 процентов) все равно будет идти морским путем. А тот транзитный коридор в Европу, на который у нас так рассчитывают, будет играть роль вспомогательного».

Тем не менее, пока что страны-потенциальные транзитеры рассчитывают на лучшее. И изо всех сил стараются обратить на себя внимание Пекина, чтобы привлечь китайские деньги на модернизацию собственной инфраструктуры. Поэтому на постсоветском пространстве – прежде всего, в Прибалтике и на Украине - периодически запускаются «демонстрационные» контейнерные поезда в Китай «в обход России». И даже появляются «шелковые» ответвления на Украину, почти не имеющие ничего общего с экономической реальностью.

Поезд в никуда

Свои претензии восточноевропейские кандидаты на участие в «Шелковом пути» заявили в начале нынешнего года. Киев и Вильнюс подписали меморандум об объединении проектов «Новый Шелковый путь» и «Викинг» - в его рамках поезд «Викинг» сможет поставлять товары в Китай в обход территории России. По данным украинского Минтранса, комбинированный состав «Викинг» курсирует с 2003-го по маршруту Ильичевск (Украина) – Минск (Беларусь) – Драугисте (Литва). Общая длина маршрута - 1766 километров, время в пути – 52 часа. 

 - Это означает, что в рамках реализации Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом к «Шелковому пути» будет подключена не только Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и Китай, но и страны-члены Евросоюза, - заявил тогдашний премьер Украины Арсений Яценюк. - «Викинг» из Клайпеды сможет поставлять товары непосредственно до Китая, обходя Россию.

Специалисты сразу оценили этот проект как яркий пример украинской «сюрреалистической экономики». Никто в Киеве не задался вопросом, для чего вообще Китаю в проекте «НШП» Украина. И, разумеется, никто даже не потрудился взглянуть на карту. А географические данные, увы, сильно затрудняют реализацию украинско-прибалтийских мечтаний.

Прямой путь из Клайпеды в Ильичевск проходит в 500 километрах западней российской границы. То есть идет не «в обход» России, а просто через Литву. Но путь этот далеко не самый короткий - от Клайпеды до Ильичевска напрямую получается 1230 километров, при этом еще 530 «лишних» километров уходит на извилистость пути. Ну и 52 часа на такой маршрут - это уж точно не европейские скорости. Так что экономической выгоды в этом проекте почти нет -  как и во всем восточноевропейском видении «Нового Шелкового пути». Зато политики там хватает.

Тем не менее, в январе 2016-го Украина все же отправила из порта Ильичевск в Китай первый контейнерный поезд по «Новому Шелковому пути» через Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан. Путь поезда до границы КНР занял почти 16 суток. Однако расстояние от Клайпеды до китайской границы через Россию короче как минимум на 1,5 тысячи (!) километров, чем через Ильичевск и далее в обход. При этом, по украинскому варианту, контейнеры в пути перегружаются с железной дороги на паром, потом - опять на железную дорогу, опять на паром - и вновь на «железку». И, конечно, стоит учесть такой «пустяк», как пересечение шести (!) государственных границ - вместо двух через Россию. Вот и получается аж 16 суток пути вместо 5-6 суток по территории РФ. Так что вновь становится ясно - экономика тут и не ночевала.

Но главный вопрос - зачем все это китайцам, имеющим с Россией достаточно прочные  экономические отношения? В конечном счете, ведь это их товары будут идти дольше и дороже ради политических амбиций. Возможно, интерес Поднебесной к такм «альтернативным путям» -   способ давления на Россию, которая крайне медленно и неохотно модернизирует свою инфраструктуру. Но, скорее всего, в Китае просто не хотят «закладываться» на единственный маршрут через РФ, желая иметь пусть и неудобные, но гарантированные резервные маршруты.

Прибалтийские надежды

Если транзитные устремления Казахстана и России в проекте «Нового Шелкового пути» четко обоснованы географически и экономически, то притязания прибалтов на китайские грузопотоки вызывают гораздо больше вопросов. Эстония предлагает себя потенциальным инвесторам в качестве транзитного государства, обеспечивающего доступ в Северную и Западную Европу. Среди своих преимуществ эстонцы числят незамерзающие порты, современные терминалы и квалифицированный персонал. Еще одним плюсом они называют наличие железнодорожной колеи шириной 1520 мм - общей для России, Казахстана и стран СНГ.

О достоинствах «русской» колеи любят рассказывать и в Латвии. Мол, в европейском направлении в доставке грузов существует проблема - меняется ширина колеи между Белоруссией и Польшей. А преимущество Латвии именно в инфраструктуре широкой колеи – в итоге грузы доставляются без задержки. Стремясь попасть в «НШП», в Риге напоминают и о том, что страна уже является участником проекта «Балтика-транзит» - контейнерного сервиса по железнодорожной доставке грузов от портов Прибалтики до главных узлов в Центральной Азии и Казахстане.

Кроме того, в последние год-полтора главы латвийского и эстонского Минтранса регулярно встречаются с руководством крупнейших китайских транспортных и логистических компаний, а также с партнерами из Белоруссии и Казахстана. Наглядным примером подготовки к будущему участию в «НШП» стало  известие о том, что Казахстанские железные дороги приступили к строительству второго терминала в порту Клайпеда. А в июне 2016-го «дочка» Казахстанских железных дорог KTZ Express и прибалтийская Saule Logistics Solutions  открыли в Клайпеде первый интермодальный терминал Klaipeda West Gate.

По мнению большинства экспертов, такая активность прибалтов в привлечении китайских грузов с «Нового Шелкового пути» напрямую связана с рухнувшим грузопотоком из России. Однако никаких конкретные соглашений, позволяющих латвийским и эстонским транспортникам надеяться на большой гарантированный объем китайских грузов, пока не подписано. И совсем не факт, что они будут подписаны в ближайшем будущем.  

Впереди – большая работа. Над собой

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы

В целом, считают специалисты, всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы, чтобы сделать наземные перевозки конкурентоспособными. Причем речь идет о реальных грузопотоках, с эффективной и гибкой логистикой. А выбирать из предложенных вариантов будет клиент – Китай.

- Безусловно, идея с подключением Прибалтики к «Новому шелковому пути» из Китая в Европу очень хороша. Но стоит задаться вопросом - кто возьмет Латвию или Эстонию в этот «Шелковый путь»? В республиках сегодня очень сильна русофобия, которую здесь специально разжигают американцы – в основном для того, чтобы не допустить как раз прохода вот этого «Шелкового пути» в Европу. Да, «НШП» - это отличная возможность для выхода экономики Китая (и, в меньшей степени, России) в Европу, а из Европы – обратно, - говорит эксперт латвийского Института европейских исследований Александр Гапоненко. -  Но для США этот союз смертельно опасен, потому что американцы стремятся реализовать собственный проект «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство». И в его рамках всячески пытаются «притянуть» Европу к себе, сняв всевозможные таможенные барьеры. Прибалтика в целом пока находится в орбите  этого американского проекта. Так что не только Россия не даст пройти «НШП» в Латвию и Эстонию - потому что Рига и Таллин настроены просто русофобски. Но и Америка не позволит им этого сделать - Латвия и Эстония нужны Вашингтону в качестве «санитарного кордона» вокруг России, а вовсе не «транзитного моста», - заключает эксперт.

При этом специалист напоминает, что Китай направляет немалое количество своих грузов через территорию России и Белоруссии. Но Минску гораздо удобнее работать с еще одной прибалтийской страной – Литвой. И отправлять грузы в порт Клайпеда гораздо ближе и дешевле, чем в Ригу и Вентспилс. Эстония и Латвия при таком раскладе остаются вообще не у дел - потому что активно развиваются российские порты Усть-Луга и Приморск в Финском заливе.  

Кстати, в этой связи весьма характерно поведение китайской диаспоры в Прибалтике, которая чутко улавливает новые политические веяния из Поднебесной. По словам аналитиков, если раньше в Латвии и Эстонии была заметна прослойка китайских бизнесменов, то в последние год-два большая часть из них, как по команде, свернули бизнес и переместили его в Литву. Конечно, это не самый научный аргумент, но симптом достаточно показательный, считают эксперты.

В целом, считают аналитики, пока политика в Эстонии и Латвии будет преобладать над экономикой, а прибалты не научатся «удерживать» своих политиков от резких высказываний в адрес России, полномасштабное участие этих стран в китайском мегапроекте выглядит маловероятным. Ведь, в отличие от политического истеблишмента Прибалтики, китайцев, которые и будут определять маршруты следования грузов, отличают в первую очередь расчетливость и прагматизм.

 

Автор: Иван Денежкин
Загрузка...
Загрузка...
Эксперт рассказал, почему ЕС «зажал» деньги на забор между Эстонией и Россией Анонимный трейдер потратил почти полмиллиарда долларов на биткоины во время обвала криптовалюты Идем на сближение: как сирийский вопрос поможет отношениям России и Турции Представители более 60 СМИ призвали Порошенко прекратить давление на украинскую свободу слова «Би-би-си» уличили в фейковой новости о гибели в Сирии «десятков» бойцов ЧВК «Вагнер» Аналитик объяснил, что стоит за ложными данными «Ведомостей» о погибших бойцах ЧВК в Сирии Глава Генштаба России обсудил с Хантсманом ситуации в Сирии и на Украине «Поле информационной войны - Сирия»:  «Би-би-си» отличилось выдуманной новостью про «фантастические потери» российских добровольцев "США управляют горсткой бандеровцев – Украина им неподвластна": украинка на российском ТВ назвала главный страх Вашингтона в Европе МИД России высказал представителю Украины за «агрессивный национализм» Шведский биатлонист призвал всех бойкотировать соревнования в России Следственный комитет РФ просят вмешаться в скандал вокруг Крушельницкого
Эксперт рассказал, почему ЕС «зажал» деньги на забор между Эстонией и Россией

Эстония далеко не первая, кто просит Брюсселя оплатить своих расходов на обновление границы, отметил ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков.

21:07  19 Февраля 2018
35
Анонимный трейдер потратил почти полмиллиарда долларов на биткоины во время обвала криптовалюты

Неизвестный трейдер потратил 400 миллионов долларов на покупку биткоинов во время резкого обвала криптовалюты с 9 по 12 февраля.

21:00  19 Февраля 2018
47
Идем на сближение: как сирийский вопрос поможет отношениям России и Турции

Турция нужна России в первую очередь как экономический партнер, но и сотрудничество в военной сфере является важным. При этом по ситуации в том же Африне Москва будет стараться не портить отношения с обеими сторонами, Турцией и Сирией.

20:57  19 Февраля 2018
39
Представители более 60 СМИ призвали Порошенко прекратить давление на украинскую свободу слова

Представители примерно 60 украинских СМИ призвали Петра Порошенко защитить свободу слова в стране.

20:47  19 Февраля 2018
40
«Эксперимент над рядовыми членами партии»: почему Грудинин – фатальная ошибка КПРФ

До выборов президента России остается чуть менее месяца, и главным поставщиком новостей (по большей части негативно окрашенных) остается директор «Совхоза имени Ленина» Павел Грудинин, выдвинутый от КПРФ.

20:42  19 Февраля 2018
54
«Би-би-си» уличили в фейковой новости о гибели в Сирии «десятков» бойцов ЧВК «Вагнер»

Западные СМИ продолжают придумывать не соответствующие действительности новости про «фантастические потери» российских бойцов ЧВК «Вагнер» в Сирии

20:25  19 Февраля 2018
79
Аналитик объяснил, что стоит за ложными данными «Ведомостей» о погибших бойцах ЧВК в Сирии

Сообщения в западных и некоторых российских СМИ, где цифры по жертвам среди российских добровольцев в Сирии серьезно завышены, нацелены на ухудшение репутации нашей страны.

20:00  19 Февраля 2018
198
«Я не верю, что Крушельницкий мог на это пойти»: эксперт комментирует дело российского керлингиста, подозреваемого в приеме мельдония

20 февраля состоится заседание антидопингового дивизиона Спортивного арбитражного суда в Пхенчхане (CAS ADD) по делу петербургского керлингиста Александра Крушельницкого, одна из допинг-проб которого оказалась положительной (по второй пока подтверждения нет).

20:00  19 Февраля 2018
128
Глава Генштаба России обсудил с Хантсманом ситуации в Сирии и на Украине

Американский посол в России Джон Хантсман и глава Генштаба России Владимир Герасимов обсудили развитие ситуации в Сирии, а также на Украине.

19:55  19 Февраля 2018
59
Выборы2018: дата голосования, этапы президентской кампании, агитация в СМИ

Меньше месяца остается до выборов президента России, которые состоятся 18 марта 2018 года. В избирательном бюллетене – фамилии восьми кандидатов на должность главы государства. Сейчас наступает завершающий этап избирательной кампании – предвыборная агитация в СМИ. На протяжении нескольких недель кандидаты в президенты будут агитировать избирателей, рассказывая о своих предвыборных программах. 

19:54  19 Февраля 2018
43
«Поле информационной войны - Сирия»: «Би-би-си» отличилось выдуманной новостью про «фантастические потери» российских добровольцев

Западная пресса продолжает активно изобретать фейковые новости про «фантастические потери» российских добровольцев ЧВК «Вагнер» в Сирии.

19:33  19 Февраля 2018
87
Ефросиния Гыштемулте, доверенное лицо Владимира Путина: моя задача - привлечь бывших иностранных граждан к участию в голосовании

Выборы президента - очень важный момент в жизни каждого гражданина cтраны, и каждый должен отдать свой голос, считает Ефросиния Гыштемулте, председатель Региональной общественной организации Московской области "Объединение и социальная поддержка женщин-мигрантов".

19:20  19 Февраля 2018
167
"США управляют горсткой бандеровцев – Украина им неподвластна": украинка на российском ТВ назвала главный страх Вашингтона в Европе

США используют Украину как препятствие для объединения России и Европы, заявила художница, член "Землячества донбассовцев" Татьяна Пономаренко

19:08  19 Февраля 2018
1 461
МИД России высказал представителю Украины за «агрессивный национализм»

После нападений на здание Россотрудничества в Киеве временный поверенный в делах Украины в Москве Руслан Нимчинский был вызван в МИД РФ.

19:07  19 Февраля 2018
77
Шведский биатлонист призвал всех бойкотировать соревнования в России

Биатлонист Самуэльссон, который завоевал серебро в гонке преследования на Олимпиаде в Южной Корее, призвал бойкотировать соревнования в России.

19:01  19 Февраля 2018
1 154
Профессионализм и компетентность: Сергей Готье назвал главные преимущества Путина

Россия полным ходом идет к президентским выборам.

18:41  19 Февраля 2018
127
Следственный комитет РФ просят вмешаться в скандал вокруг Крушельницкого

Федерация керлинга России (ФКР) направила заявление в Следственный комитет РФ на имя главы ведомства Александра Бастрыкина, сообщил вице-президент организации Андрей Созин.

18:41  19 Февраля 2018
316
«Русские – отличные парни»: саночник из США рассказал о своем отношении к российским спортсменам

Серебряный призер Олимпиады в Пхенчхане американец Кристофер Маздзер признался, что «русские – отличные парни».

18:41  19 Февраля 2018
348
Кто и как растаскивает долгострой ЖК «Царицыно»

Мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге выступил с заявлением, которого годами ждали обманутые дольщики: город достроит проблемные объекты, в том числе крупнейший из них – ЖК «Царицыно». В настоящее время насчитывается около шести тысяч дольщиков этого жилого комплекса, расположенного на юге Москвы. Заявление градоначальника стало радостной новостью не только для отчаявшихся получить свои квартиры людей, но и для «хищников» из мира бизнеса.

18:31  19 Февраля 2018
141
Первый юбилей: истребитель Су-35С имеет серьезные перспективы

Российский многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С имеет большое будущее и отличные перспективы – считает заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

18:31  19 Февраля 2018
292
Объявлены цены в рублях на Audi A8 нового поколения

Дилеры уже начали принимать заказы обновленную модель Audi A8, продажи которой стартуют на российском рынке в марте.

18:21  19 Февраля 2018
56
"Россия последняя": американец на Первом канале попытался принизить место россиян в медальном зачете Олимпиады

Публицист из США Марк Наклз на Первом канале безуспешно попытался принизить место России в медальном зачете Олимпийских игр 2018 года в Южной Корее

18:17  19 Февраля 2018
1 024
«Денег не будет, но Москве насолили»: Пушков прокомментировал запрет Украины на поставки двигателей для Ан-148

Сенатор Алексей Пушков прокомментировал запрет Украины на поставки в Россию двигателей для Ан-148.

18:13  19 Февраля 2018
2 407
Восток - дело тонкое: энергетический союз России с Китаем и Саудовской Аравией свел на нет санкции США

Недавно саудовские и российские официальные лица встретились в Эр-Рияде, чтобы заключить несколько крупных сделок, которые ознаменовали собой исторический вызов доминированию США в регионе Персидского залива.

18:05  19 Февраля 2018
496
Путин узаконил прямую передачу денег за услуги МФЦ

Закон, позволяющий многофункциональным центрам (МФЦ) принимать платежи у населения напрямую, в понедельник подписал президент РФ Владимир Путин.

18:00  19 Февраля 2018
241
СМИ подсчитали рекордные темпы убывания трудоспособного населения на Украине

Американское агентство Bloomberg подсчитало насколько сократилось трудоспособное население Украины за три года.

17:44  19 Февраля 2018
217
Стало известно, о чем говорили Путин и Эрдоган по телефону

Состоялся телефонный разговор президент РФ Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана.

17:39  19 Февраля 2018
183
Украина пожаловалась в суд на «нарушение Россией морского права»

Украина передала в Международный арбитражный суд меморандум, в котором обвинила Россию в нарушении морского права.

17:30  19 Февраля 2018
426
"Развитие не оспорить": профессор Андрей Шкода рассказал о вкладе Путина в развитие медицины РФ

"Вклад Владимира Путина в развитие медицины РФ заметен невооруженным глазом", - о своих политических предпочтениях ФБА "Экономика сегодня" рассказал

17:23  19 Февраля 2018
131
Строители «Турецкого потока» подвели промежуточный итог

О темпах прокладки газопровода «Турецкий поток» отчиталась South Stream Transport B.V. – «дочка» «Газпрома», отвечающая за строительные работы в Черном море.

17:22  19 Февраля 2018
185
Читайте нас в Дзене