Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»

13:00  24 Сентября 2016
11 129
Таллин, Эстония
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Владислав Краев

Окончательный вывод Россией из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов к 2018-му, анонсированный недавно руководством «Транснефти», обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути».

В том числе – путем активизации сотрудничества в сфере грузового транзита с Казахстаном и Белоруссией. Однако, как считают эксперты, примкнуть к новому транзитному проекту двум прибалтийским странам могут помешать не только экономические, но и политические причины.

Три китайских пути

Гигантский масштаб инвестиций, большое количество стран-участниц, новые обширные возможности для активизации торговли - китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути» сегодня недаром считается самым грандиозным на территории Евразии. По сути, речь идет не только о создании альтернативных транспортных коридоров между Китаем и Западной Европой, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центральной Азии.

При этом стоит учесть – несмотря на начало реализации проекта «Пояс и путь» (в китайском варианте), точные наземные маршруты доставки грузов из КНР на европейские рынки еще не определены - понятно лишь, что их будет несколько. Например, в аналитическом докладе экспертов Международного клуба «Валдай» транзитные коридоры из Западного Китая в Европу разделены на три группы - это Северный путь (как самый перспективный и подготовленный маршрут), Морской путь и Южный путь.

Северный путь идет через Казахстан и Россию - по Транссибирской магистрали к западным границам и далее, через Восточную Европу на запад. Морской путь включает маршруты, проходящие через Казахстан, и использующие порты Каспийского моря для грузового транзита в Европу через Турцию. Южный вариант – это путь в обход России: через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Пакистан с выходом на Индийский океан в районе Персидского залива.

Несмотря на то, что в Китае все еще рассматривают все три варианта, в России уже развернулся настоящий ажиотаж на тему «Новый Шелковый путь» - у нас в кармане». Ведь мы – обладатели  уникального Транссиба, а заодно – и главный «транзитный мост» из Азии в Европу!  

Но те в РФ, кто потирает руки в предвкушении будущих прибылей, не учитывают одного – темпов и, главное, порядка строительства и модернизации грузовых путей в России. С такими темпами, как сегодня, да еще с учетом уровня российской коррупции, наша часть транзитного проекта может возводиться еще лет 10-12. Тем временем китайская часть дорожной инфраструктуры в рамках проекта уже сегодня практически готова – последние десятки километров современной трассы в рамках «Нового шелкового пути» ударными темпами прокладываются в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.    

При этом специалисты уверены – быстро переориентировать китайские компании-грузовладельцы с привычной доставки морем на сухопутный транзит не удастся. Ведь сухопутная перевозка не позволит грузовладельцам сэкономить. Глава Совета директоров одного из мировых портовых операторов DP World Султан бин Сулайм приводит следующие цифры: доставка контейнера из Китая в Европу морем сегодня стоит от 350 до 500 долларов, а железнодорожным путем - около пяти тысяч долларов. Правда, сроки доставки груза морским путем составляют 4060 дней, а по железной дороге - 1015 дней.

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Окончательный вывод РФ из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути»

По поводу же автомобильной доставки пессимисты из логистической сферы замечают: «Доставка контейнера с хай-тек продукцией из Китая в Европу сейчас стоит около 800 евро, а доставка фурой на 8,5 тысяч километров будет стоить более 5 тысяч евро. При этом придется еще и перегружать ее на сухогруз, который пойдет в Европу. Потому что формально в Питере… нет сухопутной границы с ЕС. А возможное увеличение в 10 раз грузового трафика через сухопутную границу - то есть через Белоруссию и Прибалтику - надо сначала согласовать с Европой, и построить там дополнительную инфраструктуру для него». Еще одна популярная среди пессимистов точка зрения выглядит так: «Пока мы, тужась, будем строить свой участок «НШП», Китай возведет в Мьянме два глубоководных порта – их строительство уже началось. В итоге основная часть грузов «ВШП» (до 80 процентов) все равно будет идти морским путем. А тот транзитный коридор в Европу, на который у нас так рассчитывают, будет играть роль вспомогательного».

Тем не менее, пока что страны-потенциальные транзитеры рассчитывают на лучшее. И изо всех сил стараются обратить на себя внимание Пекина, чтобы привлечь китайские деньги на модернизацию собственной инфраструктуры. Поэтому на постсоветском пространстве – прежде всего, в Прибалтике и на Украине - периодически запускаются «демонстрационные» контейнерные поезда в Китай «в обход России». И даже появляются «шелковые» ответвления на Украину, почти не имеющие ничего общего с экономической реальностью.

Поезд в никуда

Свои претензии восточноевропейские кандидаты на участие в «Шелковом пути» заявили в начале нынешнего года. Киев и Вильнюс подписали меморандум об объединении проектов «Новый Шелковый путь» и «Викинг» - в его рамках поезд «Викинг» сможет поставлять товары в Китай в обход территории России. По данным украинского Минтранса, комбинированный состав «Викинг» курсирует с 2003-го по маршруту Ильичевск (Украина) – Минск (Беларусь) – Драугисте (Литва). Общая длина маршрута - 1766 километров, время в пути – 52 часа. 

 - Это означает, что в рамках реализации Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом к «Шелковому пути» будет подключена не только Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и Китай, но и страны-члены Евросоюза, - заявил тогдашний премьер Украины Арсений Яценюк. - «Викинг» из Клайпеды сможет поставлять товары непосредственно до Китая, обходя Россию.

Специалисты сразу оценили этот проект как яркий пример украинской «сюрреалистической экономики». Никто в Киеве не задался вопросом, для чего вообще Китаю в проекте «НШП» Украина. И, разумеется, никто даже не потрудился взглянуть на карту. А географические данные, увы, сильно затрудняют реализацию украинско-прибалтийских мечтаний.

Прямой путь из Клайпеды в Ильичевск проходит в 500 километрах западней российской границы. То есть идет не «в обход» России, а просто через Литву. Но путь этот далеко не самый короткий - от Клайпеды до Ильичевска напрямую получается 1230 километров, при этом еще 530 «лишних» километров уходит на извилистость пути. Ну и 52 часа на такой маршрут - это уж точно не европейские скорости. Так что экономической выгоды в этом проекте почти нет -  как и во всем восточноевропейском видении «Нового Шелкового пути». Зато политики там хватает.

Тем не менее, в январе 2016-го Украина все же отправила из порта Ильичевск в Китай первый контейнерный поезд по «Новому Шелковому пути» через Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан. Путь поезда до границы КНР занял почти 16 суток. Однако расстояние от Клайпеды до китайской границы через Россию короче как минимум на 1,5 тысячи (!) километров, чем через Ильичевск и далее в обход. При этом, по украинскому варианту, контейнеры в пути перегружаются с железной дороги на паром, потом - опять на железную дорогу, опять на паром - и вновь на «железку». И, конечно, стоит учесть такой «пустяк», как пересечение шести (!) государственных границ - вместо двух через Россию. Вот и получается аж 16 суток пути вместо 5-6 суток по территории РФ. Так что вновь становится ясно - экономика тут и не ночевала.

Но главный вопрос - зачем все это китайцам, имеющим с Россией достаточно прочные  экономические отношения? В конечном счете, ведь это их товары будут идти дольше и дороже ради политических амбиций. Возможно, интерес Поднебесной к такм «альтернативным путям» -   способ давления на Россию, которая крайне медленно и неохотно модернизирует свою инфраструктуру. Но, скорее всего, в Китае просто не хотят «закладываться» на единственный маршрут через РФ, желая иметь пусть и неудобные, но гарантированные резервные маршруты.

Прибалтийские надежды

Если транзитные устремления Казахстана и России в проекте «Нового Шелкового пути» четко обоснованы географически и экономически, то притязания прибалтов на китайские грузопотоки вызывают гораздо больше вопросов. Эстония предлагает себя потенциальным инвесторам в качестве транзитного государства, обеспечивающего доступ в Северную и Западную Европу. Среди своих преимуществ эстонцы числят незамерзающие порты, современные терминалы и квалифицированный персонал. Еще одним плюсом они называют наличие железнодорожной колеи шириной 1520 мм - общей для России, Казахстана и стран СНГ.

О достоинствах «русской» колеи любят рассказывать и в Латвии. Мол, в европейском направлении в доставке грузов существует проблема - меняется ширина колеи между Белоруссией и Польшей. А преимущество Латвии именно в инфраструктуре широкой колеи – в итоге грузы доставляются без задержки. Стремясь попасть в «НШП», в Риге напоминают и о том, что страна уже является участником проекта «Балтика-транзит» - контейнерного сервиса по железнодорожной доставке грузов от портов Прибалтики до главных узлов в Центральной Азии и Казахстане.

Кроме того, в последние год-полтора главы латвийского и эстонского Минтранса регулярно встречаются с руководством крупнейших китайских транспортных и логистических компаний, а также с партнерами из Белоруссии и Казахстана. Наглядным примером подготовки к будущему участию в «НШП» стало  известие о том, что Казахстанские железные дороги приступили к строительству второго терминала в порту Клайпеда. А в июне 2016-го «дочка» Казахстанских железных дорог KTZ Express и прибалтийская Saule Logistics Solutions  открыли в Клайпеде первый интермодальный терминал Klaipeda West Gate.

По мнению большинства экспертов, такая активность прибалтов в привлечении китайских грузов с «Нового Шелкового пути» напрямую связана с рухнувшим грузопотоком из России. Однако никаких конкретные соглашений, позволяющих латвийским и эстонским транспортникам надеяться на большой гарантированный объем китайских грузов, пока не подписано. И совсем не факт, что они будут подписаны в ближайшем будущем.  

Впереди – большая работа. Над собой

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы

В целом, считают специалисты, всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы, чтобы сделать наземные перевозки конкурентоспособными. Причем речь идет о реальных грузопотоках, с эффективной и гибкой логистикой. А выбирать из предложенных вариантов будет клиент – Китай.

- Безусловно, идея с подключением Прибалтики к «Новому шелковому пути» из Китая в Европу очень хороша. Но стоит задаться вопросом - кто возьмет Латвию или Эстонию в этот «Шелковый путь»? В республиках сегодня очень сильна русофобия, которую здесь специально разжигают американцы – в основном для того, чтобы не допустить как раз прохода вот этого «Шелкового пути» в Европу. Да, «НШП» - это отличная возможность для выхода экономики Китая (и, в меньшей степени, России) в Европу, а из Европы – обратно, - говорит эксперт латвийского Института европейских исследований Александр Гапоненко. -  Но для США этот союз смертельно опасен, потому что американцы стремятся реализовать собственный проект «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство». И в его рамках всячески пытаются «притянуть» Европу к себе, сняв всевозможные таможенные барьеры. Прибалтика в целом пока находится в орбите  этого американского проекта. Так что не только Россия не даст пройти «НШП» в Латвию и Эстонию - потому что Рига и Таллин настроены просто русофобски. Но и Америка не позволит им этого сделать - Латвия и Эстония нужны Вашингтону в качестве «санитарного кордона» вокруг России, а вовсе не «транзитного моста», - заключает эксперт.

При этом специалист напоминает, что Китай направляет немалое количество своих грузов через территорию России и Белоруссии. Но Минску гораздо удобнее работать с еще одной прибалтийской страной – Литвой. И отправлять грузы в порт Клайпеда гораздо ближе и дешевле, чем в Ригу и Вентспилс. Эстония и Латвия при таком раскладе остаются вообще не у дел - потому что активно развиваются российские порты Усть-Луга и Приморск в Финском заливе.  

Кстати, в этой связи весьма характерно поведение китайской диаспоры в Прибалтике, которая чутко улавливает новые политические веяния из Поднебесной. По словам аналитиков, если раньше в Латвии и Эстонии была заметна прослойка китайских бизнесменов, то в последние год-два большая часть из них, как по команде, свернули бизнес и переместили его в Литву. Конечно, это не самый научный аргумент, но симптом достаточно показательный, считают эксперты.

В целом, считают аналитики, пока политика в Эстонии и Латвии будет преобладать над экономикой, а прибалты не научатся «удерживать» своих политиков от резких высказываний в адрес России, полномасштабное участие этих стран в китайском мегапроекте выглядит маловероятным. Ведь, в отличие от политического истеблишмента Прибалтики, китайцев, которые и будут определять маршруты следования грузов, отличают в первую очередь расчетливость и прагматизм.

 

Читайте нас в Яндексе

Автор: Иван Денежкин
Загрузка...
Загрузка...
СМИ узнали, когда в США могут провести референдум о независимости Калифорнии

Сторонники провозглашения независимости штата Калифорния от США получили возможность начать сбор подписей для голосования.

3:49  25 Апреля 2018
49
Военные РВСН устроят гонки на бронетранспортерах

Конкурс на лучший экипаж радиационной, химической, биологической разведки «Безопасная среда» стартовал в частях и соединениях РВСН от Тверской до Иркутской области, следует из сообщения Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

3:49  25 Апреля 2018
37
Новый российский бомбардировщик поднимется в небо в августе

Казанский авиационный завод собирается нынешним летом поднять в небо сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М.

3:35  25 Апреля 2018
46
Минздрав сообщил о снижении доли взрослых курильщиков в России

До 29% сократилась доля взрослых курильщиков на территории РФ по итогам 2017 года, следует из текста доклада Минздрава.

3:32  25 Апреля 2018
30
«Сухой закон» в Москве объявят в дни матчей ЧМ-2018

В российской столице введут запрет на продажу алкоголя, который будет действовать в дни проведения матчей ЧМ-2018 по футболу и за сутки до них.

3:26  25 Апреля 2018
59
СМИ назвали город с самыми богатыми чиновниками Приморья

По данным отчета «Приморскстат», самые богатые чиновники на территории Приморского края живут во Владивостоке.

3:22  25 Апреля 2018
57
Приставы расскажут россиянам, как узнать о долгах

В среду 25 апреля в зданиях крупных международных аэропортов к дежурству приступят судебные приставы.

3:13  25 Апреля 2018
53
МИД РФ обвинил США в искажении фактов и преувеличении российской угрозы

На доклад Госдепа США о соблюдении соглашений в области контроля над ядерным вооружением отреагировал МИД России, обвинив Вашингтон в намеренном искажении фактов и преувеличении российской угрозы, следует из сообщения дипломатов, опубликованного на сайте министерства.

3:11  25 Апреля 2018
40
Жертвы урагана: власти Москвы окажут финансовую помощь

Материальную поддержку пострадавшим во время урагана людям окажут власти российской столицы.

3:00  25 Апреля 2018
44
МИД Саудовской Аравии: Катар должен заплатить за присутствие войск США в Сирии

Катар должен направить войска в Сирию, чтобы не лишиться защиты со стороны США, заявил глава МИД Саудовской Аравии Адиль аль-Джубейр.

2:58  25 Апреля 2018
33
«Роскосмос» потратит почти 1 млрд 280 млн рублей на ракету для «Гонцов»

Для запуска трех космических аппаратов «Гонец-М» госкорпорация «Роскосмос» заказала изготовление и поставку ракеты-носителя «Союз-2.1б».

2:53  25 Апреля 2018
46
Запад не сможет обойти право вето России в ООН – Орджоникидзе

Право вето России в ООН страны Запада обойти не смогут, заявил бывший замгенсека всемирной организации, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Сергей Орджоникидзе.

2:46  25 Апреля 2018
55
Танк-34 на Камчатке украсили гигантской георгиевской ленточкой

На постаменте памятника танку Т-34 в Петропавловске-Камчатском волонтеры закрепили 24-метровую георгиевскую ленточку.

2:43  25 Апреля 2018
53
В районе Анапы произошло землетрясение

В ночь на среду недалеко от Анапы произошло землетрясение магнитудой 4,5.

2:35  25 Апреля 2018
42
Земан желает министру юстиции Чехии не попасть в новое правительство

Неудовлетворение работой министра юстиции республики Роберта Пеликана выразил чешский президент Милош Земан.

2:27  25 Апреля 2018
55
В США приняли закон, запрещающий помогать Сирии

Во вторник нижняя палата конгресса Соединенных Штатов приняла законопроект, запрещающий американцам помогать в восстановлении Сирии.

2:17  25 Апреля 2018
55
На авиасалоне Eurasia Airshow Россия представит МС-21 и Superjet 100

В турецкой Анталье начинает работу первый международный авиасалон, участие в котором примут крупнейшие предприятия авиапромышленности из 15 стран мира.

2:10  25 Апреля 2018
54
Сенат США утвердил генерала Накасоне главой АНБ

Кандидатуру генерал-лейтенанта Пола Накасоне на пост директора Агентства национальной безопасности (АНБ) сенат США утвердил единогласно.

1:56  25 Апреля 2018
51
США призвали к мирному переходу власти в Армении

С целью обеспечения мирного перехода власти необходим конструктивный диалог с участием всех сторон в Армении, заявила официальный представитель госдепа США Хезер Науэрт.

1:48  25 Апреля 2018
50
Американский F-16 разбился в Аризоне

В районе города Лейк-Хавасу-Сити в штате Аризона потерпел крушение американский истребитель F-16.

1:47  25 Апреля 2018
36
Поклонская прокомментировала задержание жительницы Крыма на Украине

Пересекать границу Украины небезопасно, считает депутат Наталья Поклонская.

1:40  25 Апреля 2018
44
Место следующей операции САА против боевиков назвал министр Сирии

Следующая операция по завершению с Дамаском состоится на севере провинции Хомс, заявил сирийский министр по делам национального примирения Сирии Али Хайдар.

1:29  25 Апреля 2018
45
Новейший тральщик «Иван Антонов» сойдет на воду в Петербурге

На Средне-Невском судостроительном заводе в среду 25 апреля торжественно спустят на воду корабль противоминной обороны нового поколения «Иван Антонов» (проект 12700).

1:25  25 Апреля 2018
46
Сайт DownDetector зафиксировал сбой в работе Instagram

С помощью специализированного сайта DownDetector удалось зафиксировать неполадки в функционировании интернет-ресурсов

1:16  25 Апреля 2018
50
Экологи просят РФ поддержать создание заповедника для пингвинов

Поддержать создание в Восточной Антарктиде заповедника для пингвинов Россию призвала Коалиция по сохранению Антарктики и Южного океана (ASOC).

1:11  25 Апреля 2018
42
Министр обороны Украины рассказал о тратах на содержание армии

Один военнослужащий ВСУ обходится Украине в 12 долларов, заявил украинский министр обороны Степан Полторак.

1:06  25 Апреля 2018
49
Глава МИД Германии: мировую политику безопасности надо переосмыслить

На заседании Генассамблеи ООН за переосмысление политики международной безопасности выступил глава внешнеполитического ведомства Германии Хайко Маас.

0:58  25 Апреля 2018
55
Стали известны подробности ДТП с тремя машинами в Москве

На Рязанском проспекте в Москве столкнулись два легковых автомобиля и грузовик, следует из сообщения пресс-службы столичного управления ГИБДД.

0:53  25 Апреля 2018
48
Минобороны готово показать на следующем параде Победы новейшее вооружение

На все предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Минобороны разослало письма с предложением представить сведения об инновационных разработках военного назначения.

0:52  25 Апреля 2018
40
Песков прокомментировал отставку премьера Армении

Кремль надеется, что в Армении сохранятся порядок и стабильность, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

0:43  25 Апреля 2018
49