Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»

13:00  24 Сентября 2016
5 055
Таллин, Эстония
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Владислав Краев

Окончательный вывод Россией из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов к 2018-му, анонсированный недавно руководством «Транснефти», обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути».

В том числе – путем активизации сотрудничества в сфере грузового транзита с Казахстаном и Белоруссией. Однако, как считают эксперты, примкнуть к новому транзитному проекту двум прибалтийским странам могут помешать не только экономические, но и политические причины.

Три китайских пути

Гигантский масштаб инвестиций, большое количество стран-участниц, новые обширные возможности для активизации торговли - китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути» сегодня недаром считается самым грандиозным на территории Евразии. По сути, речь идет не только о создании альтернативных транспортных коридоров между Китаем и Западной Европой, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центральной Азии.

При этом стоит учесть – несмотря на начало реализации проекта «Пояс и путь» (в китайском варианте), точные наземные маршруты доставки грузов из КНР на европейские рынки еще не определены - понятно лишь, что их будет несколько. Например, в аналитическом докладе экспертов Международного клуба «Валдай» транзитные коридоры из Западного Китая в Европу разделены на три группы - это Северный путь (как самый перспективный и подготовленный маршрут), Морской путь и Южный путь.

Северный путь идет через Казахстан и Россию - по Транссибирской магистрали к западным границам и далее, через Восточную Европу на запад. Морской путь включает маршруты, проходящие через Казахстан, и использующие порты Каспийского моря для грузового транзита в Европу через Турцию. Южный вариант – это путь в обход России: через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Пакистан с выходом на Индийский океан в районе Персидского залива.

Несмотря на то, что в Китае все еще рассматривают все три варианта, в России уже развернулся настоящий ажиотаж на тему «Новый Шелковый путь» - у нас в кармане». Ведь мы – обладатели  уникального Транссиба, а заодно – и главный «транзитный мост» из Азии в Европу!  

Но те в РФ, кто потирает руки в предвкушении будущих прибылей, не учитывают одного – темпов и, главное, порядка строительства и модернизации грузовых путей в России. С такими темпами, как сегодня, да еще с учетом уровня российской коррупции, наша часть транзитного проекта может возводиться еще лет 10-12. Тем временем китайская часть дорожной инфраструктуры в рамках проекта уже сегодня практически готова – последние десятки километров современной трассы в рамках «Нового шелкового пути» ударными темпами прокладываются в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.    

При этом специалисты уверены – быстро переориентировать китайские компании-грузовладельцы с привычной доставки морем на сухопутный транзит не удастся. Ведь сухопутная перевозка не позволит грузовладельцам сэкономить. Глава Совета директоров одного из мировых портовых операторов DP World Султан бин Сулайм приводит следующие цифры: доставка контейнера из Китая в Европу морем сегодня стоит от 350 до 500 долларов, а железнодорожным путем - около пяти тысяч долларов. Правда, сроки доставки груза морским путем составляют 40−60 дней, а по железной дороге - 10−15 дней.

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Окончательный вывод РФ из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути»

По поводу же автомобильной доставки пессимисты из логистической сферы замечают: «Доставка контейнера с хай-тек продукцией из Китая в Европу сейчас стоит около 800 евро, а доставка фурой на 8,5 тысяч километров будет стоить более 5 тысяч евро. При этом придется еще и перегружать ее на сухогруз, который пойдет в Европу. Потому что формально в Питере… нет сухопутной границы с ЕС. А возможное увеличение в 10 раз грузового трафика через сухопутную границу - то есть через Белоруссию и Прибалтику - надо сначала согласовать с Европой, и построить там дополнительную инфраструктуру для него». Еще одна популярная среди пессимистов точка зрения выглядит так: «Пока мы, тужась, будем строить свой участок «НШП», Китай возведет в Мьянме два глубоководных порта – их строительство уже началось. В итоге основная часть грузов «ВШП» (до 80 процентов) все равно будет идти морским путем. А тот транзитный коридор в Европу, на который у нас так рассчитывают, будет играть роль вспомогательного».

Тем не менее, пока что страны-потенциальные транзитеры рассчитывают на лучшее. И изо всех сил стараются обратить на себя внимание Пекина, чтобы привлечь китайские деньги на модернизацию собственной инфраструктуры. Поэтому на постсоветском пространстве – прежде всего, в Прибалтике и на Украине - периодически запускаются «демонстрационные» контейнерные поезда в Китай «в обход России». И даже появляются «шелковые» ответвления на Украину, почти не имеющие ничего общего с экономической реальностью.

Поезд в никуда

Свои претензии восточноевропейские кандидаты на участие в «Шелковом пути» заявили в начале нынешнего года. Киев и Вильнюс подписали меморандум об объединении проектов «Новый Шелковый путь» и «Викинг» - в его рамках поезд «Викинг» сможет поставлять товары в Китай в обход территории России. По данным украинского Минтранса, комбинированный состав «Викинг» курсирует с 2003-го по маршруту Ильичевск (Украина) – Минск (Беларусь) – Драугисте (Литва). Общая длина маршрута - 1766 километров, время в пути – 52 часа. 

 - Это означает, что в рамках реализации Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом к «Шелковому пути» будет подключена не только Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и Китай, но и страны-члены Евросоюза, - заявил тогдашний премьер Украины Арсений Яценюк. - «Викинг» из Клайпеды сможет поставлять товары непосредственно до Китая, обходя Россию.

Специалисты сразу оценили этот проект как яркий пример украинской «сюрреалистической экономики». Никто в Киеве не задался вопросом, для чего вообще Китаю в проекте «НШП» Украина. И, разумеется, никто даже не потрудился взглянуть на карту. А географические данные, увы, сильно затрудняют реализацию украинско-прибалтийских мечтаний.

Прямой путь из Клайпеды в Ильичевск проходит в 500 километрах западней российской границы. То есть идет не «в обход» России, а просто через Литву. Но путь этот далеко не самый короткий - от Клайпеды до Ильичевска напрямую получается 1230 километров, при этом еще 530 «лишних» километров уходит на извилистость пути. Ну и 52 часа на такой маршрут - это уж точно не европейские скорости. Так что экономической выгоды в этом проекте почти нет -  как и во всем восточноевропейском видении «Нового Шелкового пути». Зато политики там хватает.

Тем не менее, в январе 2016-го Украина все же отправила из порта Ильичевск в Китай первый контейнерный поезд по «Новому Шелковому пути» через Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан. Путь поезда до границы КНР занял почти 16 суток. Однако расстояние от Клайпеды до китайской границы через Россию короче как минимум на 1,5 тысячи (!) километров, чем через Ильичевск и далее в обход. При этом, по украинскому варианту, контейнеры в пути перегружаются с железной дороги на паром, потом - опять на железную дорогу, опять на паром - и вновь на «железку». И, конечно, стоит учесть такой «пустяк», как пересечение шести (!) государственных границ - вместо двух через Россию. Вот и получается аж 16 суток пути вместо 5-6 суток по территории РФ. Так что вновь становится ясно - экономика тут и не ночевала.

Но главный вопрос - зачем все это китайцам, имеющим с Россией достаточно прочные  экономические отношения? В конечном счете, ведь это их товары будут идти дольше и дороже ради политических амбиций. Возможно, интерес Поднебесной к таким «альтернативным путям» -   способ давления на Россию, которая крайне медленно и неохотно модернизирует свою инфраструктуру. Но, скорее всего, в Китае просто не хотят «закладываться» на единственный маршрут через РФ, желая иметь пусть и неудобные, но гарантированные резервные маршруты.

Прибалтийские надежды

Если транзитные устремления Казахстана и России в проекте «Нового Шелкового пути» четко обоснованы географически и экономически, то притязания прибалтов на китайские грузопотоки вызывают гораздо больше вопросов. Эстония предлагает себя потенциальным инвесторам в качестве транзитного государства, обеспечивающего доступ в Северную и Западную Европу. Среди своих преимуществ эстонцы числят незамерзающие порты, современные терминалы и квалифицированный персонал. Еще одним плюсом они называют наличие железнодорожной колеи шириной 1520 мм - общей для России, Казахстана и стран СНГ.

О достоинствах «русской» колеи любят рассказывать и в Латвии. Мол, в европейском направлении в доставке грузов существует проблема - меняется ширина колеи между Белоруссией и Польшей. А преимущество Латвии именно в инфраструктуре широкой колеи – в итоге грузы доставляются без задержки. Стремясь попасть в «НШП», в Риге напоминают и о том, что страна уже является участником проекта «Балтика-транзит» - контейнерного сервиса по железнодорожной доставке грузов от портов Прибалтики до главных узлов в Центральной Азии и Казахстане.

Кроме того, в последние год-полтора главы латвийского и эстонского Минтранса регулярно встречаются с руководством крупнейших китайских транспортных и логистических компаний, а также с партнерами из Белоруссии и Казахстана. Наглядным примером подготовки к будущему участию в «НШП» стало  известие о том, что Казахстанские железные дороги приступили к строительству второго терминала в порту Клайпеда. А в июне 2016-го «дочка» Казахстанских железных дорог KTZ Express и прибалтийская Saule Logistics Solutions  открыли в Клайпеде первый интермодальный терминал Klaipeda West Gate.

По мнению большинства экспертов, такая активность прибалтов в привлечении китайских грузов с «Нового Шелкового пути» напрямую связана с рухнувшим грузопотоком из России. Однако никаких конкретные соглашений, позволяющих латвийским и эстонским транспортникам надеяться на большой гарантированный объем китайских грузов, пока не подписано. И совсем не факт, что они будут подписаны в ближайшем будущем.  

Впереди – большая работа. Над собой

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы

В целом, считают специалисты, всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы, чтобы сделать наземные перевозки конкурентоспособными. Причем речь идет о реальных грузопотоках, с эффективной и гибкой логистикой. А выбирать из предложенных вариантов будет клиент – Китай.

- Безусловно, идея с подключением Прибалтики к «Новому шелковому пути» из Китая в Европу очень хороша. Но стоит задаться вопросом - кто возьмет Латвию или Эстонию в этот «Шелковый путь»? В республиках сегодня очень сильна русофобия, которую здесь специально разжигают американцы – в основном для того, чтобы не допустить как раз прохода вот этого «Шелкового пути» в Европу. Да, «НШП» - это отличная возможность для выхода экономики Китая (и, в меньшей степени, России) в Европу, а из Европы – обратно, - говорит эксперт латвийского Института европейских исследований Александр Гапоненко. -  Но для США этот союз смертельно опасен, потому что американцы стремятся реализовать собственный проект «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство». И в его рамках всячески пытаются «притянуть» Европу к себе, сняв всевозможные таможенные барьеры. Прибалтика в целом пока находится в орбите  этого американского проекта. Так что не только Россия не даст пройти «НШП» в Латвию и Эстонию - потому что Рига и Таллин настроены просто русофобски. Но и Америка не позволит им этого сделать - Латвия и Эстония нужны Вашингтону в качестве «санитарного кордона» вокруг России, а вовсе не «транзитного моста», - заключает эксперт.

При этом специалист напоминает, что Китай направляет немалое количество своих грузов через территорию России и Белоруссии. Но Минску гораздо удобнее работать с еще одной прибалтийской страной – Литвой. И отправлять грузы в порт Клайпеда гораздо ближе и дешевле, чем в Ригу и Вентспилс. Эстония и Латвия при таком раскладе остаются вообще не у дел - потому что активно развиваются российские порты Усть-Луга и Приморск в Финском заливе.  

Кстати, в этой связи весьма характерно поведение китайской диаспоры в Прибалтике, которая чутко улавливает новые политические веяния из Поднебесной. По словам аналитиков, если раньше в Латвии и Эстонии была заметна прослойка китайских бизнесменов, то в последние год-два большая часть из них, как по команде, свернули бизнес и переместили его в Литву. Конечно, это не самый научный аргумент, но симптом достаточно показательный, считают эксперты.

В целом, считают аналитики, пока политика в Эстонии и Латвии будет преобладать над экономикой, а прибалты не научатся «удерживать» своих политиков от резких высказываний в адрес России, полномасштабное участие этих стран в китайском мегапроекте выглядит маловероятным. Ведь, в отличие от политического истеблишмента Прибалтики, китайцев, которые и будут определять маршруты следования грузов, отличают в первую очередь расчетливость и прагматизм.

 

Автор: Иван Денежкин
Сохрани наш виджет на главной Яндекса
Загрузка...
Примитивное изделие: почему украинский БТР – большая мистификация Троянский конь: как Саакашвили перешел на сторону Трампа В окружении Порошенко рассказали, что Саакашвили лишился гражданства из-за песни Создание Малороссии волнует общественность больше "найденного" в Донбассе оружия натовского калибра Патрушев объяснил, как ИГИЛ пытается выжить Депутат ДНР разоблачил нежелание украинских властей платить АТОшникам "Пособники Кремля": киевский депутат потребовал ареста охранявших крестный ход силовиков Ученые рассказали, как человеку стать счастливым СМИ узнали об оружии натовского калибра в Малороссии Итальянский посол показал истинное отношение Киева к "крымскому вопросу" В Иерусалиме ограничили права молодых мусульман Молдавский лидер Игорь Додон назвал задержание российских артистов "провокацией"
Примитивное изделие: почему украинский БТР – большая мистификация

Новость об испытаниях на Украине «мощного и эффективного беспилотного БТР «Фантом-2» прокомментировал военный эксперт Виктор Литовкин.

12:17  28 Июля 2017
35
Троянский конь: как Саакашвили перешел на сторону Трампа

В целом, ситуация, которая сейчас сложилась вокруг Саакашвили, является очень некрасивой и не стоит сомневаться, что лишение этого политического деятеля гражданства ударит и так по не самым высоким рейтингам президента Украины.

12:17  28 Июля 2017
36
В окружении Порошенко рассказали, что Саакашвили лишился гражданства из-за песни

Петр Порошенко не смог стерпеть обидную для него песню, которая прозвучала в программе экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, поэтому и лишил своего студенческого друга украинского гражданства

12:14  28 Июля 2017
51
Допрос и перерытый багаж: выдворенный из Молдавии политолог Безпалько рассказал подробности инцидента

Президент Молдавии Игорь Додон назвал задержание российских артистов в аэропорту Кишинева очередной провокацией, направленной на срыв усилий по восстановлению отношений с Россией. Одним из пассажиров злополучного борта стал член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько, поведавший ФБА Экономика сегодня подробности инцидента.

12:00  28 Июля 2017
46
Создание Малороссии волнует общественность больше "найденного" в Донбассе оружия натовского калибра

Пользователи соцсетей отреагировали на сообщение о появлении в Малороссии оружия натовского калибра, напомнив, что лидер ДНР Захарченко

11:59  28 Июля 2017
58
Отзыв лицензии у "Югры" прокомментировал глава АРБ

Решение Центробанка об отзыве лицензии у банка Югра может быть связано со стремлением регулятора не допустить вывода активов организации и обеспечить последующие расчеты с кредиторами. Такое мнение выразил глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

11:58  28 Июля 2017
57
Накануне дня ВМФ в Петербурге заложат не имеющие аналогов в мире уникальные подлодки

Две новейшие подлодки будут заложены в пятницу, 28 июля, на «Адмиралтейских верфях». Церемонию приурочили к дню ВМФ, который Россия отметит 30 июля.

11:53  28 Июля 2017
59
Конгресс "душит" Трампа антироссийскими санкциями

Пакет антироссийских санкций, одобренный Сенатом и ждущий подписи Дональда Трампа, направлен, в том числе, на блокировку внешнеполитических планов президента. Такое мнение озвучил политолог Станислав Бышок.

11:52  28 Июля 2017
34
Патрушев объяснил, как ИГИЛ пытается выжить

Источником наибольшей угрозы национальной безопасности является группировка «Исламское государство», заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

11:45  28 Июля 2017
108
В ЦБ сообщили, как банк "Югра" скрывал реальное финансовое положение

Временная администрация, введенная Центробанком в банке Югра, выявила в кредитной организации операции с отчетностью, которые проводились в целях сокрытия реального финансового положения. Об этом стало известно из сообщения российского регулятора.

11:35  28 Июля 2017
43
Депутат ДНР разоблачил нежелание украинских властей платить АТОшникам

Участники АТО вряд ли могут надеяться на выплаты компенсаций или льготы, так как власти Украины используют термин АТО, как им удобнее, убежден депутат ДНР.

11:30  28 Июля 2017
33
Верховный суд Украины получит нового председателя

Действующий глава Верховного суда Украины Ярослав Романюк снял свою кандидатуру с конкурса на должность судьи в новом составе.

11:28  28 Июля 2017
34
"Пособники Кремля": киевский депутат потребовал ареста охранявших крестный ход силовиков

Украинские националисты потребовали запретить Украинскую православную церковь Московского патриархата после проведения в Киеве крестного хода, приуроченного к Дню крещения Руси. Депутат Рады из группы Свобода Юрий Сиротюк назвал церковь мировоззренческим десантом России

11:26  28 Июля 2017
102
ФСБ задержала группу лиц, подозреваемых в подготовке терактов в Петербурге

В Санкт-Петербурге задержаны семь выходцев из Центральной Азии, готовивших террористические акты. Об этом сообщили представители Федеральной службы безопасности.

11:25  28 Июля 2017
35
Ученые рассказали, как человеку стать счастливым

Почему одни люди счастливы, а другие нет? Что нужно сделать для того, чтобы стать счастливее? Ответы на эти вопросы попытались дать ученые Стэнфордского университета.

11:17  28 Июля 2017
152
СМИ узнали об оружии натовского калибра в Малороссии

О появлении в ДНР и ЛНР вооружения и боеприпасов, отвечающих стандартам НАТО, сообщает Telegram-канал WarGonzo.

11:13  28 Июля 2017
92
Артефакты, найденные на Биржевой площади, станут экспонатами Музея Москвы

На Биржевой площади в столице обнаружили артефакты XII-XIII веков, которые покажут горожанам в Музее Москвы в середине августа. Отмечается, что на экспозиции будут представлены и другие исторические предметы, которые были найдены в рамках программы Моя улица.

11:10  28 Июля 2017
47
Итальянский посол показал истинное отношение Киева к "крымскому вопросу"

Ответ МИД Украины в лице Перелыгина на заявление посла Италии в РФ Чезаре Марии Рагальини, признавшего законность референдума в Крыму о воссоединении с Россией наглядный пример использования медиатехнологий украинской властью. Об этом ФБА Экономика сегодня рассказал член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько.

11:08  28 Июля 2017
2 873
ЦБ лишил лицензии банк "Югра"

Банк Югра остался без лицензии. Как сообщили СМИ, такое решение принял Центробанк России.

10:50  28 Июля 2017
60
В Иерусалиме ограничили права молодых мусульман

На Храмовой горе в Иерусалиме, где расположен комплекс мечетей Аль-Акса, начал действовать возрастной ценз для мужчин.

10:45  28 Июля 2017
33
"Теряющая разум сверхдержава": Пушков высказался о новых санкциях США против России

Новые американские санкции против России сулят начало политической войны. Такое мнение выразил российский сенатор Алексей Пушков на своей странице в Twitter.

10:40  28 Июля 2017
62
Молдавский лидер Игорь Додон назвал задержание российских артистов "провокацией"

Молдавский президент Игорь Додон прокомментировал ситуацию с запретом группе российских артистов посетить страну. Свое мнение он выразил на своей странице в социальной сети Facebook.

10:28  28 Июля 2017
581
Американские военные ищут доноров живой ткани из России

На сайте госзакупок США размещен тендер на закупку 12 образцов молекул РНК и 27 образцов синовиальной жидкости от россиян европеоидной расы.

10:26  28 Июля 2017
100
Трамп высказался о результатах голосования в Сенате по отмене Obamacare

Президент США Дональд Трамп прокомментировал решение Сената сохранить Obamacare. На своей странице в социальной сети Twitter он выразил разочарование по этому поводу.

10:16  28 Июля 2017
112
Медведев утвердил функции личного кабинета на сайте госуслуг

Постановление о подсистеме личного кабинета на базе «Единого портала государственных и муниципальных услуг» подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

10:06  28 Июля 2017
49
Обратившейся к Путину онкобольной из Апатитов провели второй курс химиотерапии в Москве

Дарье Стариковой, 24-летней жительнице Аппатитов, страдающей от рака четвертой стадии, провели второй курс химиотерапии в Москве. Напомним, девушка обратилась к президенту России Владимиру Путину в эфире Прямой линии.

10:01  28 Июля 2017
95
"Мусор, вонь, бесконечные ямы": украинец рассказал, как захламили дорогу в Крым

Процитировавший Лермонтова президент Украины не усмотрел за порядком на трассе, ведущей в Крым.

9:58  28 Июля 2017
2 609
Обналичившую более миллиарда рублей ОПГ задержали в Петербурге

Незаконную банковскую ОПГ, которая обналичила более миллиарда рублей, задержали в Санкт-Петербурге. Об этом сообщили представители МВД.

9:50  28 Июля 2017
35
Дочь Ислама Каримова заключена под стражу

Дочери бывшего президента Узбекистана Гульнаре Каримовой предъявлено обвинение по нескольким статьям Уголовного кодекса.

9:48  28 Июля 2017
892
В Подмосковье закрыли подпольное производство топлива

В Московской области обнаружили и ликвидировали подпольное производство топлива.

9:37  28 Июля 2017
41