Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»

13:00  24 Сентября 2016
5 055
Таллин, Эстония
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Владислав Краев

Окончательный вывод Россией из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов к 2018-му, анонсированный недавно руководством «Транснефти», обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути».

В том числе – путем активизации сотрудничества в сфере грузового транзита с Казахстаном и Белоруссией. Однако, как считают эксперты, примкнуть к новому транзитному проекту двум прибалтийским странам могут помешать не только экономические, но и политические причины.

Три китайских пути

Гигантский масштаб инвестиций, большое количество стран-участниц, новые обширные возможности для активизации торговли - китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути» сегодня недаром считается самым грандиозным на территории Евразии. По сути, речь идет не только о создании альтернативных транспортных коридоров между Китаем и Западной Европой, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центральной Азии.

При этом стоит учесть – несмотря на начало реализации проекта «Пояс и путь» (в китайском варианте), точные наземные маршруты доставки грузов из КНР на европейские рынки еще не определены - понятно лишь, что их будет несколько. Например, в аналитическом докладе экспертов Международного клуба «Валдай» транзитные коридоры из Западного Китая в Европу разделены на три группы - это Северный путь (как самый перспективный и подготовленный маршрут), Морской путь и Южный путь.

Северный путь идет через Казахстан и Россию - по Транссибирской магистрали к западным границам и далее, через Восточную Европу на запад. Морской путь включает маршруты, проходящие через Казахстан, и использующие порты Каспийского моря для грузового транзита в Европу через Турцию. Южный вариант – это путь в обход России: через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Пакистан с выходом на Индийский океан в районе Персидского залива.

Несмотря на то, что в Китае все еще рассматривают все три варианта, в России уже развернулся настоящий ажиотаж на тему «Новый Шелковый путь» - у нас в кармане». Ведь мы – обладатели  уникального Транссиба, а заодно – и главный «транзитный мост» из Азии в Европу!  

Но те в РФ, кто потирает руки в предвкушении будущих прибылей, не учитывают одного – темпов и, главное, порядка строительства и модернизации грузовых путей в России. С такими темпами, как сегодня, да еще с учетом уровня российской коррупции, наша часть транзитного проекта может возводиться еще лет 10-12. Тем временем китайская часть дорожной инфраструктуры в рамках проекта уже сегодня практически готова – последние десятки километров современной трассы в рамках «Нового шелкового пути» ударными темпами прокладываются в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.    

При этом специалисты уверены – быстро переориентировать китайские компании-грузовладельцы с привычной доставки морем на сухопутный транзит не удастся. Ведь сухопутная перевозка не позволит грузовладельцам сэкономить. Глава Совета директоров одного из мировых портовых операторов DP World Султан бин Сулайм приводит следующие цифры: доставка контейнера из Китая в Европу морем сегодня стоит от 350 до 500 долларов, а железнодорожным путем - около пяти тысяч долларов. Правда, сроки доставки груза морским путем составляют 40−60 дней, а по железной дороге - 10−15 дней.

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Окончательный вывод РФ из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути»

По поводу же автомобильной доставки пессимисты из логистической сферы замечают: «Доставка контейнера с хай-тек продукцией из Китая в Европу сейчас стоит около 800 евро, а доставка фурой на 8,5 тысяч километров будет стоить более 5 тысяч евро. При этом придется еще и перегружать ее на сухогруз, который пойдет в Европу. Потому что формально в Питере… нет сухопутной границы с ЕС. А возможное увеличение в 10 раз грузового трафика через сухопутную границу - то есть через Белоруссию и Прибалтику - надо сначала согласовать с Европой, и построить там дополнительную инфраструктуру для него». Еще одна популярная среди пессимистов точка зрения выглядит так: «Пока мы, тужась, будем строить свой участок «НШП», Китай возведет в Мьянме два глубоководных порта – их строительство уже началось. В итоге основная часть грузов «ВШП» (до 80 процентов) все равно будет идти морским путем. А тот транзитный коридор в Европу, на который у нас так рассчитывают, будет играть роль вспомогательного».

Тем не менее, пока что страны-потенциальные транзитеры рассчитывают на лучшее. И изо всех сил стараются обратить на себя внимание Пекина, чтобы привлечь китайские деньги на модернизацию собственной инфраструктуры. Поэтому на постсоветском пространстве – прежде всего, в Прибалтике и на Украине - периодически запускаются «демонстрационные» контейнерные поезда в Китай «в обход России». И даже появляются «шелковые» ответвления на Украину, почти не имеющие ничего общего с экономической реальностью.

Поезд в никуда

Свои претензии восточноевропейские кандидаты на участие в «Шелковом пути» заявили в начале нынешнего года. Киев и Вильнюс подписали меморандум об объединении проектов «Новый Шелковый путь» и «Викинг» - в его рамках поезд «Викинг» сможет поставлять товары в Китай в обход территории России. По данным украинского Минтранса, комбинированный состав «Викинг» курсирует с 2003-го по маршруту Ильичевск (Украина) – Минск (Беларусь) – Драугисте (Литва). Общая длина маршрута - 1766 километров, время в пути – 52 часа. 

 - Это означает, что в рамках реализации Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом к «Шелковому пути» будет подключена не только Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и Китай, но и страны-члены Евросоюза, - заявил тогдашний премьер Украины Арсений Яценюк. - «Викинг» из Клайпеды сможет поставлять товары непосредственно до Китая, обходя Россию.

Специалисты сразу оценили этот проект как яркий пример украинской «сюрреалистической экономики». Никто в Киеве не задался вопросом, для чего вообще Китаю в проекте «НШП» Украина. И, разумеется, никто даже не потрудился взглянуть на карту. А географические данные, увы, сильно затрудняют реализацию украинско-прибалтийских мечтаний.

Прямой путь из Клайпеды в Ильичевск проходит в 500 километрах западней российской границы. То есть идет не «в обход» России, а просто через Литву. Но путь этот далеко не самый короткий - от Клайпеды до Ильичевска напрямую получается 1230 километров, при этом еще 530 «лишних» километров уходит на извилистость пути. Ну и 52 часа на такой маршрут - это уж точно не европейские скорости. Так что экономической выгоды в этом проекте почти нет -  как и во всем восточноевропейском видении «Нового Шелкового пути». Зато политики там хватает.

Тем не менее, в январе 2016-го Украина все же отправила из порта Ильичевск в Китай первый контейнерный поезд по «Новому Шелковому пути» через Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан. Путь поезда до границы КНР занял почти 16 суток. Однако расстояние от Клайпеды до китайской границы через Россию короче как минимум на 1,5 тысячи (!) километров, чем через Ильичевск и далее в обход. При этом, по украинскому варианту, контейнеры в пути перегружаются с железной дороги на паром, потом - опять на железную дорогу, опять на паром - и вновь на «железку». И, конечно, стоит учесть такой «пустяк», как пересечение шести (!) государственных границ - вместо двух через Россию. Вот и получается аж 16 суток пути вместо 5-6 суток по территории РФ. Так что вновь становится ясно - экономика тут и не ночевала.

Но главный вопрос - зачем все это китайцам, имеющим с Россией достаточно прочные  экономические отношения? В конечном счете, ведь это их товары будут идти дольше и дороже ради политических амбиций. Возможно, интерес Поднебесной к таким «альтернативным путям» -   способ давления на Россию, которая крайне медленно и неохотно модернизирует свою инфраструктуру. Но, скорее всего, в Китае просто не хотят «закладываться» на единственный маршрут через РФ, желая иметь пусть и неудобные, но гарантированные резервные маршруты.

Прибалтийские надежды

Если транзитные устремления Казахстана и России в проекте «Нового Шелкового пути» четко обоснованы географически и экономически, то притязания прибалтов на китайские грузопотоки вызывают гораздо больше вопросов. Эстония предлагает себя потенциальным инвесторам в качестве транзитного государства, обеспечивающего доступ в Северную и Западную Европу. Среди своих преимуществ эстонцы числят незамерзающие порты, современные терминалы и квалифицированный персонал. Еще одним плюсом они называют наличие железнодорожной колеи шириной 1520 мм - общей для России, Казахстана и стран СНГ.

О достоинствах «русской» колеи любят рассказывать и в Латвии. Мол, в европейском направлении в доставке грузов существует проблема - меняется ширина колеи между Белоруссией и Польшей. А преимущество Латвии именно в инфраструктуре широкой колеи – в итоге грузы доставляются без задержки. Стремясь попасть в «НШП», в Риге напоминают и о том, что страна уже является участником проекта «Балтика-транзит» - контейнерного сервиса по железнодорожной доставке грузов от портов Прибалтики до главных узлов в Центральной Азии и Казахстане.

Кроме того, в последние год-полтора главы латвийского и эстонского Минтранса регулярно встречаются с руководством крупнейших китайских транспортных и логистических компаний, а также с партнерами из Белоруссии и Казахстана. Наглядным примером подготовки к будущему участию в «НШП» стало  известие о том, что Казахстанские железные дороги приступили к строительству второго терминала в порту Клайпеда. А в июне 2016-го «дочка» Казахстанских железных дорог KTZ Express и прибалтийская Saule Logistics Solutions  открыли в Клайпеде первый интермодальный терминал Klaipeda West Gate.

По мнению большинства экспертов, такая активность прибалтов в привлечении китайских грузов с «Нового Шелкового пути» напрямую связана с рухнувшим грузопотоком из России. Однако никаких конкретные соглашений, позволяющих латвийским и эстонским транспортникам надеяться на большой гарантированный объем китайских грузов, пока не подписано. И совсем не факт, что они будут подписаны в ближайшем будущем.  

Впереди – большая работа. Над собой

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы

В целом, считают специалисты, всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы, чтобы сделать наземные перевозки конкурентоспособными. Причем речь идет о реальных грузопотоках, с эффективной и гибкой логистикой. А выбирать из предложенных вариантов будет клиент – Китай.

- Безусловно, идея с подключением Прибалтики к «Новому шелковому пути» из Китая в Европу очень хороша. Но стоит задаться вопросом - кто возьмет Латвию или Эстонию в этот «Шелковый путь»? В республиках сегодня очень сильна русофобия, которую здесь специально разжигают американцы – в основном для того, чтобы не допустить как раз прохода вот этого «Шелкового пути» в Европу. Да, «НШП» - это отличная возможность для выхода экономики Китая (и, в меньшей степени, России) в Европу, а из Европы – обратно, - говорит эксперт латвийского Института европейских исследований Александр Гапоненко. -  Но для США этот союз смертельно опасен, потому что американцы стремятся реализовать собственный проект «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство». И в его рамках всячески пытаются «притянуть» Европу к себе, сняв всевозможные таможенные барьеры. Прибалтика в целом пока находится в орбите  этого американского проекта. Так что не только Россия не даст пройти «НШП» в Латвию и Эстонию - потому что Рига и Таллин настроены просто русофобски. Но и Америка не позволит им этого сделать - Латвия и Эстония нужны Вашингтону в качестве «санитарного кордона» вокруг России, а вовсе не «транзитного моста», - заключает эксперт.

При этом специалист напоминает, что Китай направляет немалое количество своих грузов через территорию России и Белоруссии. Но Минску гораздо удобнее работать с еще одной прибалтийской страной – Литвой. И отправлять грузы в порт Клайпеда гораздо ближе и дешевле, чем в Ригу и Вентспилс. Эстония и Латвия при таком раскладе остаются вообще не у дел - потому что активно развиваются российские порты Усть-Луга и Приморск в Финском заливе.  

Кстати, в этой связи весьма характерно поведение китайской диаспоры в Прибалтике, которая чутко улавливает новые политические веяния из Поднебесной. По словам аналитиков, если раньше в Латвии и Эстонии была заметна прослойка китайских бизнесменов, то в последние год-два большая часть из них, как по команде, свернули бизнес и переместили его в Литву. Конечно, это не самый научный аргумент, но симптом достаточно показательный, считают эксперты.

В целом, считают аналитики, пока политика в Эстонии и Латвии будет преобладать над экономикой, а прибалты не научатся «удерживать» своих политиков от резких высказываний в адрес России, полномасштабное участие этих стран в китайском мегапроекте выглядит маловероятным. Ведь, в отличие от политического истеблишмента Прибалтики, китайцев, которые и будут определять маршруты следования грузов, отличают в первую очередь расчетливость и прагматизм.

 

Автор: Иван Денежкин
Сохрани наш виджет на главной Яндекса
Загрузка...
Шутка Трампа: если Obamacare не отменят, министра отправят в отставку

Американский президент Дональд Трамп заявил, что собирается уволить министра здравоохранения Тома Прайса, если Конгресс США не проголосует за отмену Obamacare.

3:46  25 Июля 2017
56
СМИ ждут от Пхеньяна нового ракетного запуска на этой неделе

Северная Корея в течение нынешней недели может решиться на очередной запуск ракеты и в настоящее время проводит подготовку к нему.

3:36  25 Июля 2017
37
Власти Израиля заменят металлодетекторы видеокамерами - СМИ

Металлодетекторы, установленные у входа на Храмовую гору в Иерусалиме, Кабинет безопасности Израиля может убрать в ближайшее время.

3:29  25 Июля 2017
43
Маккейн хочет прибыть на голосование в Вашингтон

Американский сенатор-республиканец Джон Маккейн не хочет, чтобы голосование по отмене ключевых положений системы медицинского страхования Obamacare прошло без него.

3:19  25 Июля 2017
35
Автор популярной песни не хочет, чтобы ее использовал Мадуро

Протест в связи с использованием популярной песни Despacito («Потихоньку») в политических целях выразил ее автор - известный исполнитель из Пуэрто-Рико Луис Фонси.

3:10  25 Июля 2017
35
В Роскосмосе рассказали о сверхтяжелой ракете-носителе

На низкую околоземную орбиту новая российская сверхтяжелая ракета-носитель будет способна выводить более 70 тонн груза.

3:01  25 Июля 2017
40
Режиссер Мур решил раздать по 1000 долларов противникам Трампа

Американский режиссер Майкл Мур оригинальным способом отметил рост подписчиков своего микроблога в «Твиттере», чье число достигло 5 миллионов.

2:34  25 Июля 2017
39
Моралес обвинил США в финансировании сепаратистов

Президент Боливии Эво Моралес считает, что Вашингтон спонсировал сепаратистские группы в его стране в период с 2006 по 2008 год.

2:19  25 Июля 2017
47
Компания MGM опубликовала анонс нового фильма об агенте 007

Американская кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) официально объявила о выходе на экраны очередной серии бондианы.

2:07  25 Июля 2017
42
Военно-морские учения РФ и КНР вступают в активную фазу

Во вторник 25 июля российские и китайские моряки приступят к активной фазе военно-морских учений «Морское взаимодействие 2017» в Балтийском море.

1:58  25 Июля 2017
30
Конгрессмен: чиновники не должны останавливаться в отелях Трампа

Демократ Дон Байер внес в конгресс четыре поправки, направленные на то, чтобы помешать американскому президенту обогащаться за счет налогоплательщиков.

1:47  25 Июля 2017
57
Трамп займется изучением антироссийских санкций

Американский президент Дональд Трамп собирается приступить к изучению проекта закона, предусматривающего введение санкций против России, Ирана и КНДР.

1:34  25 Июля 2017
49
Меркель и Макрон решили, как разводить силы в Донбассе

В ходе телефонных переговоров в «нормандском формате» ФРГ и Франция представили список районов Донбасса, где нужно заняться разведением сил и тяжелых вооружений.

1:24  25 Июля 2017
415
Джастин Бибер внезапно отказался от мирового турне

Поклонникам творчества Джастина Бибера вернут деньги за билеты на отмененные в рамках мирового турне концерты.

1:15  25 Июля 2017
60
В Петербурге разгуливал «лорд Волан-де-Морт»

Британский актер и режиссер Рэйф Файнс, известный ролью лорда Волан-де-Морта в фильмах о Гарри Поттере, приехал в Петербург.

0:58  25 Июля 2017
49
Рисунок Трампа 12-летней давности оценили в 9 тысяч долларов

Аукционный дом Nate D. Sanders Auctions планирует заработать, как минимум, десять тысяч долларов от продажи рисунка американского президента Дональда Трампа.

0:42  25 Июля 2017
35
«Юлмарт» начал в Петербурге продажу подержанных автомобилей

Онлайн-ритейлер «Юлмарт» объявил об открытии нового направления своей деятельности продаже подержанных автомобилей.

0:33  25 Июля 2017
125
Элис Купер нашел в кладовке картину, которая стоит миллионы долларов

Легенда американской рок-музыки Элис Купер совершенно случайно обнаружил в кладовке своего дома картину Энди Уорхола.

0:23  25 Июля 2017
124
Американский профессор назвал Маккейна военным преступником

Профессор Университета Сан-Диего Джон Граубарт опубликовал в социальной сети сообщение, посвященное сенатору Джону Маккейну.

0:14  25 Июля 2017
346
Госдума: туристическая отрасль может давать колоссальные деньги стране

В России могут создать Фонд туристической реновации, который поспособствует восстановлению туристической инфраструктуры.

0:10  25 Июля 2017
0
Сотрудникам компании в США вживят под кожу микрочипы

Десятки специалистов американской компании добровольно согласились на вживление микрочипов под кожу.

0:03  25 Июля 2017
395
Президент Турции не понял реакцию США на покупку у РФ С-400

Турецкий лидер Тайип Эрдоган прокомментировал обеспокоенность Вашингтона, связанную с возможной покупкой Турции российских зенитных ракетных систем С-400.

23:56  24 Июля 2017
103
Почта России нашла похитителя посылок

В ходе внутреннего расследования служба безопасности Почты России выявила личность подозреваемого в хищении посылок.

23:40  24 Июля 2017
244
ФАС не видит преград в отмене роуминга за 14 дней - СМИ

ФАС считает, что операторы мобильной связи способны провести выравнивание тарифов на связь во внутрисетевом роуминге в России в двухнедельный срок.

23:32  24 Июля 2017
60
В Минобороны Катара назвали плюсы блокады страны

Глава министерства обороны Катара Халид аль-Аттыйя заявил, что в блокаде страны есть как негативные, так и позитивные моменты.

23:01  24 Июля 2017
41
Семья Трампа не торопится заводить «первого питомца США»

В ближайшее время в Белом доме не появится животное, которое журналисты могли бы величать «первым питомцем Соединенных Штатов».

22:47  24 Июля 2017
31
Полиция не называет терактом наезд автомобиля на толпу в Южной Дакоте

В результате инцидента в американском штате Южная Дакота два пешехода погибли и восемь получили ранения различной степени тяжести.

22:38  24 Июля 2017
37
Трамп может предложить пост генпрокурора экс-мэру Нью-Йорка

Своего советника по вопросам кибербезопасности и бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани президент США Дональд Трамп может сделать генпрокурором.

22:26  24 Июля 2017
35
В США рассекретили документы об убийстве Кеннеди

Среди рассекреченных документов, связанных с убийством 35-го американского президента Джона Кеннеди, оказались показания бывшего агента КГБ Юрия Носенко.

22:11  24 Июля 2017
1 328
Зять Трампа объяснил, почему Россия не причастна к выборам в США

Об отсутствии сговора между президентской администрацией США и Россией в очередной раз заявил Джаред Кушнер, являющийся старшим советником и зятем Дональда Трампа

21:55  24 Июля 2017
62