Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»

13:00  24 Сентября 2016
5 055
Таллин, Эстония
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Владислав Краев

Окончательный вывод Россией из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов к 2018-му, анонсированный недавно руководством «Транснефти», обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути».

В том числе – путем активизации сотрудничества в сфере грузового транзита с Казахстаном и Белоруссией. Однако, как считают эксперты, примкнуть к новому транзитному проекту двум прибалтийским странам могут помешать не только экономические, но и политические причины.

Три китайских пути

Гигантский масштаб инвестиций, большое количество стран-участниц, новые обширные возможности для активизации торговли - китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути» сегодня недаром считается самым грандиозным на территории Евразии. По сути, речь идет не только о создании альтернативных транспортных коридоров между Китаем и Западной Европой, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центральной Азии.

При этом стоит учесть – несмотря на начало реализации проекта «Пояс и путь» (в китайском варианте), точные наземные маршруты доставки грузов из КНР на европейские рынки еще не определены - понятно лишь, что их будет несколько. Например, в аналитическом докладе экспертов Международного клуба «Валдай» транзитные коридоры из Западного Китая в Европу разделены на три группы - это Северный путь (как самый перспективный и подготовленный маршрут), Морской путь и Южный путь.

Северный путь идет через Казахстан и Россию - по Транссибирской магистрали к западным границам и далее, через Восточную Европу на запад. Морской путь включает маршруты, проходящие через Казахстан, и использующие порты Каспийского моря для грузового транзита в Европу через Турцию. Южный вариант – это путь в обход России: через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Пакистан с выходом на Индийский океан в районе Персидского залива.

Несмотря на то, что в Китае все еще рассматривают все три варианта, в России уже развернулся настоящий ажиотаж на тему «Новый Шелковый путь» - у нас в кармане». Ведь мы – обладатели  уникального Транссиба, а заодно – и главный «транзитный мост» из Азии в Европу!  

Но те в РФ, кто потирает руки в предвкушении будущих прибылей, не учитывают одного – темпов и, главное, порядка строительства и модернизации грузовых путей в России. С такими темпами, как сегодня, да еще с учетом уровня российской коррупции, наша часть транзитного проекта может возводиться еще лет 10-12. Тем временем китайская часть дорожной инфраструктуры в рамках проекта уже сегодня практически готова – последние десятки километров современной трассы в рамках «Нового шелкового пути» ударными темпами прокладываются в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.    

При этом специалисты уверены – быстро переориентировать китайские компании-грузовладельцы с привычной доставки морем на сухопутный транзит не удастся. Ведь сухопутная перевозка не позволит грузовладельцам сэкономить. Глава Совета директоров одного из мировых портовых операторов DP World Султан бин Сулайм приводит следующие цифры: доставка контейнера из Китая в Европу морем сегодня стоит от 350 до 500 долларов, а железнодорожным путем - около пяти тысяч долларов. Правда, сроки доставки груза морским путем составляют 40−60 дней, а по железной дороге - 10−15 дней.

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Окончательный вывод РФ из Прибалтики европейского транзита нефтепродуктов обострил в Риге и Таллине дискуссию о необходимости скорейшего подключения к китайскому проекту «Нового шелкового пути»

По поводу же автомобильной доставки пессимисты из логистической сферы замечают: «Доставка контейнера с хай-тек продукцией из Китая в Европу сейчас стоит около 800 евро, а доставка фурой на 8,5 тысяч километров будет стоить более 5 тысяч евро. При этом придется еще и перегружать ее на сухогруз, который пойдет в Европу. Потому что формально в Питере… нет сухопутной границы с ЕС. А возможное увеличение в 10 раз грузового трафика через сухопутную границу - то есть через Белоруссию и Прибалтику - надо сначала согласовать с Европой, и построить там дополнительную инфраструктуру для него». Еще одна популярная среди пессимистов точка зрения выглядит так: «Пока мы, тужась, будем строить свой участок «НШП», Китай возведет в Мьянме два глубоководных порта – их строительство уже началось. В итоге основная часть грузов «ВШП» (до 80 процентов) все равно будет идти морским путем. А тот транзитный коридор в Европу, на который у нас так рассчитывают, будет играть роль вспомогательного».

Тем не менее, пока что страны-потенциальные транзитеры рассчитывают на лучшее. И изо всех сил стараются обратить на себя внимание Пекина, чтобы привлечь китайские деньги на модернизацию собственной инфраструктуры. Поэтому на постсоветском пространстве – прежде всего, в Прибалтике и на Украине - периодически запускаются «демонстрационные» контейнерные поезда в Китай «в обход России». И даже появляются «шелковые» ответвления на Украину, почти не имеющие ничего общего с экономической реальностью.

Поезд в никуда

Свои претензии восточноевропейские кандидаты на участие в «Шелковом пути» заявили в начале нынешнего года. Киев и Вильнюс подписали меморандум об объединении проектов «Новый Шелковый путь» и «Викинг» - в его рамках поезд «Викинг» сможет поставлять товары в Китай в обход территории России. По данным украинского Минтранса, комбинированный состав «Викинг» курсирует с 2003-го по маршруту Ильичевск (Украина) – Минск (Беларусь) – Драугисте (Литва). Общая длина маршрута - 1766 километров, время в пути – 52 часа. 

 - Это означает, что в рамках реализации Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом к «Шелковому пути» будет подключена не только Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и Китай, но и страны-члены Евросоюза, - заявил тогдашний премьер Украины Арсений Яценюк. - «Викинг» из Клайпеды сможет поставлять товары непосредственно до Китая, обходя Россию.

Специалисты сразу оценили этот проект как яркий пример украинской «сюрреалистической экономики». Никто в Киеве не задался вопросом, для чего вообще Китаю в проекте «НШП» Украина. И, разумеется, никто даже не потрудился взглянуть на карту. А географические данные, увы, сильно затрудняют реализацию украинско-прибалтийских мечтаний.

Прямой путь из Клайпеды в Ильичевск проходит в 500 километрах западней российской границы. То есть идет не «в обход» России, а просто через Литву. Но путь этот далеко не самый короткий - от Клайпеды до Ильичевска напрямую получается 1230 километров, при этом еще 530 «лишних» километров уходит на извилистость пути. Ну и 52 часа на такой маршрут - это уж точно не европейские скорости. Так что экономической выгоды в этом проекте почти нет -  как и во всем восточноевропейском видении «Нового Шелкового пути». Зато политики там хватает.

Тем не менее, в январе 2016-го Украина все же отправила из порта Ильичевск в Китай первый контейнерный поезд по «Новому Шелковому пути» через Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан. Путь поезда до границы КНР занял почти 16 суток. Однако расстояние от Клайпеды до китайской границы через Россию короче как минимум на 1,5 тысячи (!) километров, чем через Ильичевск и далее в обход. При этом, по украинскому варианту, контейнеры в пути перегружаются с железной дороги на паром, потом - опять на железную дорогу, опять на паром - и вновь на «железку». И, конечно, стоит учесть такой «пустяк», как пересечение шести (!) государственных границ - вместо двух через Россию. Вот и получается аж 16 суток пути вместо 5-6 суток по территории РФ. Так что вновь становится ясно - экономика тут и не ночевала.

Но главный вопрос - зачем все это китайцам, имеющим с Россией достаточно прочные  экономические отношения? В конечном счете, ведь это их товары будут идти дольше и дороже ради политических амбиций. Возможно, интерес Поднебесной к таким «альтернативным путям» -   способ давления на Россию, которая крайне медленно и неохотно модернизирует свою инфраструктуру. Но, скорее всего, в Китае просто не хотят «закладываться» на единственный маршрут через РФ, желая иметь пусть и неудобные, но гарантированные резервные маршруты.

Прибалтийские надежды

Если транзитные устремления Казахстана и России в проекте «Нового Шелкового пути» четко обоснованы географически и экономически, то притязания прибалтов на китайские грузопотоки вызывают гораздо больше вопросов. Эстония предлагает себя потенциальным инвесторам в качестве транзитного государства, обеспечивающего доступ в Северную и Западную Европу. Среди своих преимуществ эстонцы числят незамерзающие порты, современные терминалы и квалифицированный персонал. Еще одним плюсом они называют наличие железнодорожной колеи шириной 1520 мм - общей для России, Казахстана и стран СНГ.

О достоинствах «русской» колеи любят рассказывать и в Латвии. Мол, в европейском направлении в доставке грузов существует проблема - меняется ширина колеи между Белоруссией и Польшей. А преимущество Латвии именно в инфраструктуре широкой колеи – в итоге грузы доставляются без задержки. Стремясь попасть в «НШП», в Риге напоминают и о том, что страна уже является участником проекта «Балтика-транзит» - контейнерного сервиса по железнодорожной доставке грузов от портов Прибалтики до главных узлов в Центральной Азии и Казахстане.

Кроме того, в последние год-полтора главы латвийского и эстонского Минтранса регулярно встречаются с руководством крупнейших китайских транспортных и логистических компаний, а также с партнерами из Белоруссии и Казахстана. Наглядным примером подготовки к будущему участию в «НШП» стало  известие о том, что Казахстанские железные дороги приступили к строительству второго терминала в порту Клайпеда. А в июне 2016-го «дочка» Казахстанских железных дорог KTZ Express и прибалтийская Saule Logistics Solutions  открыли в Клайпеде первый интермодальный терминал Klaipeda West Gate.

По мнению большинства экспертов, такая активность прибалтов в привлечении китайских грузов с «Нового Шелкового пути» напрямую связана с рухнувшим грузопотоком из России. Однако никаких конкретные соглашений, позволяющих латвийским и эстонским транспортникам надеяться на большой гарантированный объем китайских грузов, пока не подписано. И совсем не факт, что они будут подписаны в ближайшем будущем.  

Впереди – большая работа. Над собой

Что ждет прибалтов на «Новом Шелковом пути»
Всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы

В целом, считают специалисты, всем странам-участницам «Нового Шелкового пути» еще предстоит проделать массу работы, чтобы сделать наземные перевозки конкурентоспособными. Причем речь идет о реальных грузопотоках, с эффективной и гибкой логистикой. А выбирать из предложенных вариантов будет клиент – Китай.

- Безусловно, идея с подключением Прибалтики к «Новому шелковому пути» из Китая в Европу очень хороша. Но стоит задаться вопросом - кто возьмет Латвию или Эстонию в этот «Шелковый путь»? В республиках сегодня очень сильна русофобия, которую здесь специально разжигают американцы – в основном для того, чтобы не допустить как раз прохода вот этого «Шелкового пути» в Европу. Да, «НШП» - это отличная возможность для выхода экономики Китая (и, в меньшей степени, России) в Европу, а из Европы – обратно, - говорит эксперт латвийского Института европейских исследований Александр Гапоненко. -  Но для США этот союз смертельно опасен, потому что американцы стремятся реализовать собственный проект «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство». И в его рамках всячески пытаются «притянуть» Европу к себе, сняв всевозможные таможенные барьеры. Прибалтика в целом пока находится в орбите  этого американского проекта. Так что не только Россия не даст пройти «НШП» в Латвию и Эстонию - потому что Рига и Таллин настроены просто русофобски. Но и Америка не позволит им этого сделать - Латвия и Эстония нужны Вашингтону в качестве «санитарного кордона» вокруг России, а вовсе не «транзитного моста», - заключает эксперт.

При этом специалист напоминает, что Китай направляет немалое количество своих грузов через территорию России и Белоруссии. Но Минску гораздо удобнее работать с еще одной прибалтийской страной – Литвой. И отправлять грузы в порт Клайпеда гораздо ближе и дешевле, чем в Ригу и Вентспилс. Эстония и Латвия при таком раскладе остаются вообще не у дел - потому что активно развиваются российские порты Усть-Луга и Приморск в Финском заливе.  

Кстати, в этой связи весьма характерно поведение китайской диаспоры в Прибалтике, которая чутко улавливает новые политические веяния из Поднебесной. По словам аналитиков, если раньше в Латвии и Эстонии была заметна прослойка китайских бизнесменов, то в последние год-два большая часть из них, как по команде, свернули бизнес и переместили его в Литву. Конечно, это не самый научный аргумент, но симптом достаточно показательный, считают эксперты.

В целом, считают аналитики, пока политика в Эстонии и Латвии будет преобладать над экономикой, а прибалты не научатся «удерживать» своих политиков от резких высказываний в адрес России, полномасштабное участие этих стран в китайском мегапроекте выглядит маловероятным. Ведь, в отличие от политического истеблишмента Прибалтики, китайцев, которые и будут определять маршруты следования грузов, отличают в первую очередь расчетливость и прагматизм.

 

Автор: Иван Денежкин
Загрузка...
Загрузка...
Министр энергетики Казахстана пошутил про импорт бензина из России Тереза Мэй назвала Россию «враждебным государством» Старые партнеры нового президента: Россия и Китай остались вне конкуренции для Киргизии в отличие от США и Евросоюза В Китае представили гибридный кроссовер Great Wall WEY P8 "Мир еще за F-35 не расплатился": предсказавшему "супербомбардировщику" США B-21 победу над Россией немецкому журналисту напомнили об С-500 Ученые: думающие на иностранном языке меньше склоны к суевериям ВМС Аргентины сообщили отцу моряка о гибели экипажа подлодки «Сан-Хуан» ВСУ теряют солдат во время боестолкновений на Донбассе Глава МИД Японии рассказал, какие темы хочет обсудить с российским коллегой Сергеем Лавровым Признать и закрыть вопрос: в Европе стремительно меняется отношение к Крыму Задержанные за коррупцию в Саудовской Аравии согласились на "досудебное урегулирование" «Долгий путь в ЕС»: президент Литвы рассказала о готовности поддержать европейские амбиции Украины
Свозить Европу в Крым: найден способ "обнулить" территориальные претензии Украины к РФ

Слова крымского парламентария Ремзи Ильясова, что иностранцы устроят Украине бойкот из-за преследований за посещение Крыма, недалеки от реальности Киев выставляет ставит себя в глупое положение перед Европой. Об этом ФБА Экономика сегодня рассказал профессор МГУ член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.

12:29  24 Ноября 2017
33
Министр энергетики Казахстана пошутил про импорт бензина из России

Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев рассказал анекдот о ценах на бензин в республике и об импорте его из России.

12:28  24 Ноября 2017
43
Тереза Мэй назвала Россию «враждебным государством»

Глава британского правительства Тереза Мэй считает Россию «враждебным государством», за которым Европе следует «внимательно следить». Такое мнение она выразила перед саммитом Восточного партнерства.

12:24  24 Ноября 2017
38
Старые партнеры нового президента: Россия и Китай остались вне конкуренции для Киргизии в отличие от США и Евросоюза

Новый президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков продолжит политику своего предшественника Алмазбека Атамбаева

12:18  24 Ноября 2017
47
Поставки газа по «Северному потоку-1» превзошли проектную мощность

Поставки газа по «Северному потоку-1» оказались выше проектной мощности. Превышение оценивается в 10%.

12:15  24 Ноября 2017
54
В Китае представили гибридный кроссовер Great Wall WEY P8

Китайский автоконцерн Great Wall представил свой новый кроссовер WEY P8.

12:13  24 Ноября 2017
34
Госдума увеличила штрафы за нелегальные лотереи

Депутаты Госдумы приняли закон, увеличивающий штрафы за нелегальные лотереи, в третьем чтении. Российские парламентарии предлагают внести соответствующие поправки в КоАП.

12:09  24 Ноября 2017
51
"Мир еще за F-35 не расплатился": предсказавшему "супербомбардировщику" США B-21 победу над Россией немецкому журналисту напомнили об С-500

Журнал Stern назвал новый бомбардировщик США B-21 гарантией американского превосходства и прорыва ПВО России. В РФ не согласились с доводами автора

12:05  24 Ноября 2017
94
Ученые: думающие на иностранном языке меньше склоны к суевериям

Интересные выводы сделали ученые из University of Trento. По их мнению размышления на нашем втором языке могут иметь некоторые интригующие психологические эффекты.

12:03  24 Ноября 2017
59
ВМС Аргентины сообщили отцу моряка о гибели экипажа подлодки «Сан-Хуан»

Представители ВМС Аргентины сообщили отцу моряка с подлодки «Сан-Хуан» о гибели экипажа.

12:02  24 Ноября 2017
30
ВСУ теряют солдат во время боестолкновений на Донбассе

В результате боевых действий в Донбассе погибли пять украинских военных, еще четверо получили ранения.

11:53  24 Ноября 2017
72
Глава МИД Японии рассказал, какие темы хочет обсудить с российским коллегой Сергеем Лавровым

Министр иностранных дел Японии Таро Коно намерен обсудить с российским коллегой Сергеем Лавровым подписание мирного договора, проблему Северной Кореи, а также урегулирование в Сирии. Об этом он заявил на встрече с главой внешнеполитического ведомства РФ.

11:45  24 Ноября 2017
56
Признать и закрыть вопрос: в Европе стремительно меняется отношение к Крыму

Вопрос признания Крыма частью России постепенно становится предметом спекуляций со стороны многих европейских политиков считает доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.

11:44  24 Ноября 2017
233
Назван процент готовности автоподхода к Крымскому мосту

В Крыму сообщили о проценте готовности автоподхода к мосту через Керченский пролив.

11:41  24 Ноября 2017
104
Задержанные за коррупцию в Саудовской Аравии согласились на "досудебное урегулирование"

Задержанные за различные коррупционные преступления принцы и чиновники Саудовской Аравии согласились на досудебное урегулирование. Их состояние будет национализировано.

11:40  24 Ноября 2017
31
«Долгий путь в ЕС»: президент Литвы рассказала о готовности поддержать европейские амбиции Украины

Евросоюз готов поддержать европейские амбиции Украины, однако Киеву предстоит преодолеть долгий путь. С таким заявлением выступила президента Литвы Даля Грибаускайте, выступая перед саммитом Восточного партнерства.

11:30  24 Ноября 2017
43
"Додипломатились...": украинский общественник и телеведущий сравнил внешнеполитическое "усиление" России с "перемогами" Украины

России удалось добиться позиции государства-лидера в той части планеты, где ранее господствовали США, а в МИД Украины додипломатились до того, что президент страны Петр Порошенко боится ехать на евросаммит, считает глава общественной организации Публичный аудит и телеведущий Максим Гольдарб

11:29  24 Ноября 2017
210
ФАС одобрила объединение Uber и «Яндекс.Такси» с выдачей предписания

ФАС разрешила проведение сделки Uber и «Яндекс.Такси» с выдачей предписания.

11:26  24 Ноября 2017
41
"Завезут все, как только запахнет деньгами": киевский ученый рассказал об опасности ядерных отходов США и Европы для Украины и Белоруссии

Украина готова стать ядерной свалкой не только для США, но и для Европы, что угрожает ей и ее соседям, заявил киевский эколог Владимир Борейко

11:23  24 Ноября 2017
84
И Россия тоже: размещение американских ПРО в Японии должны учесть не только КНДР и Китай

Размещение американских ПРО на территории Японии меняет геополитический баланс сил в регионе, России необходимо это учитывать и отвечать также усилением, считает аналитик Александр Асафов.

11:15  24 Ноября 2017
149
Чехия планирует поставить в Россию тысячи тракторов

Президент Чехии Милош Земан сообщил, что планируется подписать с Россией контракт на поставку большой партии тракторов.

11:13  24 Ноября 2017
78
СМИ сообщили об обрушении у ТЦ «Мега Теплый Стан»

На территории торгового центра «Мега Теплый Стан» в Москве обвалился котлован. Об этом сообщили средства массовой информации со ссылкой на источник в экстренных службах российской столицы.

11:09  24 Ноября 2017
70
Группа ВТБ объявила о снижении ставок по ипотеке

Группа ВТБ с 24 ноября снижает ставки по ипотеке. Предложение об их сокращении на 0,25 п.п. останется действительным до конца 2017 года.

10:59  24 Ноября 2017
89
Подрядчик, строивший депо "Южное" в Петербурге не смог взыскать с властей города сотни миллионов рублей

Компания Трансстрой не смогла взыскать со Смольного 413 000 000 миллионов рублей.

10:54  24 Ноября 2017
57
В Госдуме утвердили проект бюджета на 2018 год

Депутаты Государственной Думы утвердили проект федерального бюджета на 2018 год, а также на плановый период 2019-2020 годов в третьем чтении. Об этом сообщили средства массовой информации со ссылкой на нижнюю палату парламента.

10:51  24 Ноября 2017
47
Новак представил прогноз по ценам на нефть на 2018 год

Глава Минэнерго России Александр Новак рассказал, какого прогноза придерживается его ведомство по ценам на нефть на 2018 год.

10:50  24 Ноября 2017
38
Чехия с Германией бьют козыри Украины и Польши по блокировке российского "Северного потока-2"

Заявление президента Чехии Милоша Земана, что его страна поддерживает строительство газопровода Nord Stream 2, демонстрирует отсутствие консолидированной позиции в Евросоюзе по Северному потоку-2. Об этом ФБА Экономика сегодня рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

10:43  24 Ноября 2017
415
Новый президент Киргизии присвоит Атамбаеву звание Героя республики

Бывшему президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву будет присвоено звание Героя республики. Об этом заявил новый глава государства Сооронбай Жээнбеков.

10:36  24 Ноября 2017
38
Минобороны выложило видео испытаний новой ракеты ПРО

В Сети появились кадры испытания модернизированной российской ракеты системы ПРО. Их опубликовало Минобороны РФ.

10:35  24 Ноября 2017
46
"Второе и первое места займут Зеленский и Верка Сердючка": украинцы обсуждают появление лидера "Океана Эльзы" в президентском рейтинге

Появление на третьем месте в рейтинге поддержки кандидатов на пост президента Украины лидера группы Океан Эльзы Святослава Вакарчука вызвало резонанс в стране

10:31  24 Ноября 2017
168