Ельцинское наследие: все проблемы “Булавы” идут из девяностых

 
Москва, 28.09.16 - 11:47

Министерство обороны России сообщает, что пуск одной из двух ракет «Булава», который был произведен с крейсера «Юрий Долгорукий» в акватории Белого моря, закончился неудачей.

Ельцинское наследие: все проблемы “Булавы” уходят в девяностые
Ракета «Булава» должна стать основным ударным средством
российских стратегических сил морского базирования

В проекте «Булава» есть проблемы

Согласно плану испытаний обе ракеты должны были поразить цели на полигоне Кура, который расположен на полуострове Камчатка.

Отметим, что запуск первой ракеты прошел успешно, а вторая ракета после выполнения первого этапа полета «самоликвидировалась».

Интересно, что испытания «Булавы» проводились всего 26 раз, из них восемь пусков, включая текущий, завершились неудачей, а еще два были признаны Министерством обороны лишь частично успешными.

Также можно отметить, что «Булава» была разработана как ракета для РПКСН четвертого поколения проекта 955 и 955А «Борей», которые должны в ближайшие десятилетия составить основу российских ядерных стратегических сил морского базирования.

«Булава» имеет давнюю историю

Ельцинское наследие: все проблемы “Булавы” уходят в девяностые
Подлодки проекта 955 и 955А должны стать
основой стратегических сил России

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вся эта история с разработкой «Булавы» длится уже очень долго.

«Сама разработка ракеты для атомных подводных крейсеров проекта 955 началась еще в советское время, но здесь необходимо понимать, что при СССР мы делали ставку при создании подобных военных средств на жидкостные баллистические ракеты», - констатирует Денисенцев.

При этом, как отмечает Денисенцев, под влиянием американской школы на определенном этапе мы решили переориентироваться на использование твердотопливных баллистических ракет морского базирования.

Российский аналог «Трайдент»

Ельцинское наследие: все проблемы “Булавы” уходят в девяностые
Ракета «Трайдент» стала основным ударным
средством, как ВМС США, так и Великобритании

«Дело в том, что американцы в 1990 году приняли на вооружение свои ракеты «Трайдент», которые на практике стали серьезным достижением ракетостроения и обходили по большинству технических показателей свои советские аналоги», - резюмирует Денисенцев.

В результате этого, по словам Денисенцева, у нас возникло требование по разработке советской ракеты на точно таких же технических принципах.

«В нашей стране в плане «ответа Трайденту» начали работать сразу над несколькими проектами, и здесь нужно отметить, что изначальным вариантом для вооружения атомных подводных лодок проекта 955 был ракетный комплекс, который имел аббревиатуру Д31, но его не смогли доработать из-за распада СССР», - заключает Денисенцев.

Ельцинское руководство совершило ряд ошибок

Ельцинское наследие: все проблемы “Булавы” уходят в девяностые
Проблемы, которые имеет «Булава» были
заложены еще при Борисе Ельцине

Поэтому, когда уже в российское время стал вопрос о создании ракеты, по мнению Денисенцева, ельцинское руководство совершило здесь две серьезных управленческих ошибки.

«Во-первых, это решение прекратить работы над Д31 и начать работать над тяжелой ракетой Р-39 – комплекс Д-19 «Барк», где сразу же возникли проблемы в связи с тем обстоятельством, что многие компоненты этого средства разрабатывались и производились на Украине. Например, топливные элементы для Р-39 делались на Павлоградском заводе, из-за чего от этого варианта также пришлось отказаться. Во-вторых, это решение, когда вместо «Барка» решили делать, собственно, «Булаву», - констатирует Денисенцев.

Примечательно, что здесь, как замечает, Денисенцев сам контракт на эту ракету для проекта подлодок 955 был передан Московскому институту теплотехники, хотя до этого в нашей стране все баллистические ракеты для атомных ракетоносцев делали специалисты и разработчики КБ им Макеева.

Ельцинское наследие: все проблемы “Булавы” уходят в девяностые
При разработке ракеты для проекта 955 произошла смена заводов

«Так что, во всей этой череде конфузов с «Булавой» до сих пор играет роль тот фактор, что эту ракету на определенном этапе отдали КБ, которое до этого не занималось подобными технологиями. Из-за этого мы в настоящее время имеем ситуацию, что «Булава», которая по своим характеристикам, на самом деле, уступает «Трайдент», получила на сегодня такую низкую надежность», - резюмирует Денисенцев.

Судить о причинах провала испытаний – очень сложно

Впрочем, как считает Денисенцев,о самом эпизоде с неудачным запуском «Булавы», судить достаточно сложно, поскольку мы, на самом деле, ничего не знаем о плане этих испытаний.

«Нам известно, что было два пуска – один полностью успешный, а во втором случае – ракета самоликвидировалась, но ведь неясно, что здесь ставилось в качестве задачи. Вполне возможно, что самоликвидация одной из ракет «Булава» и предполагалась после первого этапа испытаний, ведь, если взять США с их «Трайдент», то они довольно часто используют ракеты только для отработки экипажа. Возможно, что мы здесь поступили аналогичным образом», - заключает Денисенцев.

Ельцинское наследие: все проблемы “Булавы” уходят в девяностые
Аварии «Булавы» ставят вопросы перед Министерством обороны

Другой вопрос, как полагает Денисенцев, если предположить, что все-таки здесь была авария, то такой прецедент ставит много вопросов.

«В таком случае, этот прецедент выстраивается в ту череду неудач, которые есть в контексте «Булавы». Проблемы здесь действительно есть и, видимо, они носят системный характер, но, учитывая тот факт, что вся информация по проекту является закрытой, мы не можем судить, в чем дело и каковы здесь перспективы у проекта», - констатирует Денисенцев.

Придется дорабатывать «Булаву»

Денисенцев утверждает, что этот проект разрабатывается уже очень долго – готовы атомные подводные ракетные крейсера, поэтому другого варианта действий в этой ситуации кроме как дорабатывать «Булаву» у нас нет.

«Кроме того, есть опыт испытаний, на основе которого можно сделать правильные выводы. Также нужно отметить, что все эти проблемы, что всплыли сейчас с «Булавой», могут позволить правильно поставить акценты вообще в этом секторе нашего ракетостроения, поскольку все эти обстоятельства носят системный характер», - резюмирует Денисенцев.

Денисенцев не считает, что здесь есть какие-то непреодолимые проблемы, да и, опять же, у нас просто нет другого выбора.

Дмитрий Сикорский


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх