Штрафы, черные списки и тюрьма: как Путин борется с дебоширами в самолетах
 /  Пресс-служба президента России

Президент Владимир Путин поддержал предложение генерального директора компании «Аэрофлот» Виталия Савельева ужесточить ответственность за действия авиадебоширов.

Путин против дебоширов

По его словам, необходимо перевести административную ответственность по определенным рамкам в уголовную, а также поднять штраф до 500 тысяч рублей. Кроме того, экипаж самолета необходимо обеспечить средствами сдерживания, среди которых называются пластиковые наручники и ремни.

Еще одной мерой, способной усилить меры безопасности на борту, Савельев назвал создание авиакомпаниями «черных списков». Членам таких списков, может быть отказано в праве пользоваться услугами авиасообщения на срок до пяти лет. Как считает Путин предложение правильное и даже запоздалое. «Давно пора было это сделать», отметил президент.

«Нужно всегда помнить, что покупая билеты, вы заключаете договор на воздушную перевозку с перевозчиком. Согласно этому договору как у перевозчика, так  и у пассажира есть как и права, так и ответственность. Если пассажир нарушает свои обязанности, провозит опасные вещества или находится в неадекватном состоянии, что может повлечь угрозу безопасности полета, то в  соответствии с международными конвенциями, принятыми гражданской авиации и воздушным кодексом РФ, командир воздушного судна имеет право прервать полет и передать такого пассажира правоохранительным органам», - объясняет директор по развитию и продвижению авиационного агентства Галина Пономаренко.

По ее словам на сегодняшний день такой  пассажир может быть привлечен и к административной и к уголовной ответственности. «Все зависит от того, что он сотворил, какой нанес ущерб. И соответственно, если  вынужденная посадка произошла по вине пьяного пассажира, все издержки взыщут с него, так как она влечет убытки. Авиакомпании здесь вправе возместить весь свой ущерб», - продолжает эксперт.

Штрафы, черные списки и тюрьма: как Путин борется с дебоширами в самолетах
Покупая билеты, вы заключаете договор на воздушную перевозку с перевозчиком

Ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко считает, что инициатива Савельева не сможет в корне решить проблему. «Дело не в уровне ответственности, а в ее наступлении. По большей части дебоши на борту у нас заканчиваются вынужденной посадкой и передачей дебоширов полиции, для которых никаких серьезных последствий, кроме нескольких часов в ОВД, не наступало.

От компенсации до суда 

Как бы ответственность на повышали, для нарушителей ничего не изменится. Если речь идет о том, что авиакомпании хотя получить компенсацию за вынужденную посадку, то это делается в судебном порядке, не нужно подменять  гражданский суд административным штрафом.

А если это делается для того, чтобы напугать потенциального нарушителя огромной суммой штрафа, то дебошира вряд ли когда напугает наказание. На нем всегда висит опасность того, что авиакомпания впаяет ему иск и выиграет пару сотен тысяч рублей за экстренную посадку. Тем более, дебошира не остановят наручники, потому как это уже борьба не с дебошами, а с их последствиями», - считает эксперт.

В юридическом сообществе считают, что наказание должно зависеть от конкретной ситуации, ведь не зря существуют процессуальные законы и подобные категории дел рассматриваются судом. Суд взвешивает и общественную опасность, и поведение пассажира, и другие сопутствующие обстоятельства, делая вывод на свое собственное усмотрение. В законе невозможно прописать, что за авиадебош при определенных обстоятельств необходимо назначать срок лишения свободы.