Панацея от пробок: водителям покажут, как избежать "бараньих заторов"
 /  Степан Яцко

ГИБДД предложено изменить Правила дорожного движения (ПДД) ради борьбы с пробками. Для этого на перекрестки хотят нанести специальную клетчатую желтую разметку, а нарушителей отлавливать камерами видеофиксации.

"Отрадно, что власти, наконец, пришли к тому, что из ПДД нужно убирать все лишнее, а внимание сфокусировалось на биче дорожного трафика - перекрестках, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель общественной системы "Обеспечение безопасности дорожного движения" Константин Крохмаль. – Европейский опыт показывает: если просто оборудовать дороги яркой и понятной разметкой, число ДТП автоматически сокращается на 10-15 процентов, а трафик повышается до 10 процентов. Идея с сетчатой разметкой сегодня вполне актуальна и способна существенно повлиять на ликвидацию пробок".

Ранее Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России представил Госавтоинспекции предложения по борьбе с пробками на конгрессе по безопасности дорожного движения в Петербурге. В частности, из ПДД предлагают исключить понятие "затор" как не имеющего четкого определения, и считать правонарушением пересечение стоп-линии непосредственно бампером машины. При этом перекрестки предложено разлиновать желтой разметкой в клетку – водитель имеет право въехать на нее только если за границами этой "сетки" нет пробки. При этом нарушители будут отслеживаться камерами дорожной видеофиксации.

 "Есть у инициативы и подводные камни. Полное оборудование перекрестка разметкой и видеонаблюдением будет стоить порядка 300 тысяч рублей. На мой взгляд, на первом этапе достаточно ограничиться желтой "разметкой-вафлей". Она уже снимет часть проблем перекрестков и научит водителей ездить по новым правилам. При этом сегодняшние разногласия относительно выезда на перекресток и стоп-линии снимаются, тогда как сегодня из-за размытых формулировок штраф легко оспорить. Водители получают четкие инструкции как придерживаться ПДД, власть – ясные условия, в каких случаях за нарушение можно штрафовать", - полагает эксперт.

Реакции Госавтоинспекции на предложение пока не последовало

Панацея от пробок: водителям покажут, как избежать бараньих заторов
Для борьбы с пробками предлагают использовать особую дорожную разметку и видеокамеры

Предполагается, что желтую разметку-сетку сопроводит знак - белый прямоугольник с автомобилем и желтой сеткой. Подобный опыт уже "обкатал" Лондон - в правилах движения там прописано четко: "Если транспорт движется медленно, и вы видите красные тормозные огни, следует остерегаться остановки в пределах обозначенной зоны". Кроме того, сейчас в РФ "пересечение стоп-линии на перекрестке при запрещающем сигнале светофора" наказывается штрафом в 800 рублей. Но водители спорят, что считать правонарушением: пересечение линии, наезд на нее колесом или другое действие. Если предложение правительственного института будет принято, нечеткость формулировки устраняется.

"В Москве перед каждым подъездом нанесена разметка в виде красного прямоугольника для машины "Скорой", на которой нельзя парковаться. Со временем эти "пятна" примелькались, и водители уже не обращают на них внимания. Это доказывает, что разметка – не панацея от всех дорожных бед. Но раскраска перекрестков в сетку уже неплохо зарекомендовала себя в Нью-Йорке, где за ее счет удалось ощутимо повысить скорость дорожного трафика. В таком городе, как Петербург" к примеру, водители вновь смогут вообще забыть о пробках – еще 10-15 лет назад Северная столица не знала об этой проблеме в принципе.

С другой стороны, при таком нововведении необходимо широкой общественное обсуждение, чтобы учесть все последствия. К примеру, как тот же Петербург, который не утратил свою историческую самобытность, будет смотреться с высоты птичьего полета – вряд ли обилие желтых пятен на дорогах его украсят. Есть и другие нюансы, которые нужно обсудить заранее, чтобы сгладить возможную негативную реакцию и не столкнуться при реализации идеи с проблемами", - отмечает Константин Крохмаль.