Пристегните ремни: эксперт рассказал, когда Россия освоит гиперзвук
 /  Виктор Сухоруков

Российские авиационные предприятия ведут работу над созданием пассажирских лайнеров нового поколения, способных развить гиперзвуковую скорость. Когда жители России будут тратить на перелет из Владивостока в Москву всего пару часов, и сколько такой перелет может стоить, разбиралась «Экономика сегодня».

Гиперзвуковой пассажирский самолет

Директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев в интервью RNS отмечает, что мы можем смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. По его словам, разработки гиперзвукового самолета начались еще в СССР, поэтому настоящее время Россия занимает лидирующее положение в части прямоточных технологий, которые и позволят двигаться со скоростью, значительно превышающей скорость звука в атмосфере.

Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов в разговоре с «Экономикой сегодня» предположил, что такие самолеты начнут появляться через 25-30 лет.

«Сегодня наши инженеры работают в основном над исследовательскими программами. Они изучают аэродинамические качества, особенности движения воздушного потока в комбинированной силовой установке, продувают системы в аэродинамических трубах и другие технологические вопросы.

В случае с гиперзвуковыми самолетами изменится даже принцип подачи топлива, да и само топливо на них будет тоже другим. Будет использоваться не только керосин, нужно предусмотреть еще и окислитель для прямоточного двигателя. Им будет жидкий кислород или жидкий водород. Выбор, вероятно, будет сделан в пользу кислорода, так как он считается более безопасным, хотя и не таким эффективным.

Для примера можно привести нашу ракетную систему типа «Союз». Она также работает на авиационном керосине, который неоднократно сепарируется, чистится, фильтруется, а потом подается в баки. И жидкий кислород, куда немного добавляется перекиси водорода, для того, чтобы развить работу системы турбонасосов. И на этом же технологическом принципе будет создаваться новая машина», - объясняет нам эксперт.

Пристегните ремни: эксперт рассказал, когда Россия освоит гиперзвук
Российские авиационные предприятия ведут работу над созданием пассажирских лайнеров нового поколения

Подход авиакомпаний 

Ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает сложности, которые могут возникнуть при реализации проекта. «Сложность прозаическая – цена на топливо и надежность. Сверхзвуковые пассажирские самолеты  ранее уже летали, но топливо для него было дорогим и расходовалось неэффективно. Кроме того, чем сложнее технология, тем ниже надежность.

А для авиакомпаний главное требование заключается не в новых технологиях или скорости, а в том, насколько самолеты безопасны. Им гораздо проще возить на 850 километрах в час по хорошо отработанным технологиям, постоянно увеличивая их экономичность. К тому же себестоимость перевозок постоянно снижается.

Сейчас все работают над тем, чтобы снизить стоимость изделий и техобслуживания имеющихся самолетов, а также повысить экономичность двигателей. Поэтому запросы со стороны перевозчиков на сверхзвук, гиперзвук и пассажирские полеты в космос пока отсутствуют», - отмечает Крамаренко.

Владимир Попов считает, что первым делом разработчики решат вопрос с гиперзвуковыми барьерами для боевой и беспилотной авиации. «А потом, используя имеющийся опыт, мы возьмемся за создание самолетов в гражданском секторе. По моему мнению, для начала нужно сделать доступными полеты на сверхзвуковых скоростях. Сейчас же и европейский «Конкорд», и наш Ту-144 выведены из эксплуатации. Они, конечно, используются как летающие лаборатории, но в массовое производство не пошли до сих пор», - резюмирует наш собеседник.