Железный дозор: морские роботы-разведчики РФ превзойдут аналоги США
 /  Вероника Галачиева

Морской роботизированный комплекс для мониторинга государственных границ и прибрежных зон вскоре может быть принят на вооружение в России. Роботы-моряки смогут проходить до 100 километров и связываться с военным командованием.

"Существует два варианта морских роботизированных патрульных комплексов, разрабатываемых сегодня предприятиями военно-промышленного комплекса РФ – надводный и  подводный аппараты, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" военный эксперт Алексей Леонков. – Их задача – патрулирование прибрежной акватории, разведка и обнаружение потенциальных нарушителей водных границ, а также возможное их преследование. В приоритете – качественная и оперативная передача данных командованию военно-морского флота для принятия решения о мерах к нарушителю".

Ранее стало известно, что предприятия Оборонсервиса разработали аппарат для мониторинга прибрежных границ РФ. Надводный аппарат сможет отправиться в автономное плаванье на 100 километров и выявлять нарушителей. При этом робот умеет самостоятельно связываться с кораблями и подводными судами, передавать им данные и отслеживать подозрительные суда. На "боевом дежурстве" комплекс может находиться несколько дней, при этом участие оператора в его работе не требуется – многое машина способна делать самостоятельно.

"Естественно, такое патрулирование будет обходиться существенно дешевле постоянного боевого дежурства кораблей с командованием и подводных лодок. Кроме того, это современная машина, напичканная современными системами и средствами связи, что максимально повышает эффективность ее работы. Естественно, комплекс намного меньше боевого корабля, что решает вопрос не только экономии, но еще и скрытности аппарата. В настоящее время роботы проходят испытания, по итогам которых будет принято решение об их включении в оборонный заказ", - отмечает военный эксперт.

Самостоятельная связь с командным пунктом

О том, что подобные комплексы будут разработаны ВПК России, заявляли представители Фонда перспективных исследований. Боевого вооружения робот нести на себе не будет – его задачи принципиально иные: обнаружить местоположение нарушителя морских границ, передать информацию об этом в ближайший командный пункт и на дежурящие боевые корабли и, возможно, сопровождать нарушителя.

Железный дозор: морские роботы-разведчики РФ превзойдут аналоги США
Морской робот-патрульный сможет проходить до 100 километров и фиксировать или преследовать нарушителей

"Подобные разработки не новы и начинались еще с создания авиационных торпед, когда снаряд после наведения на цель был способен фиксировать его передвижения и следовать за ним. О разработке подобных роботов заявляли Германия и Великобритания, США же заявило о принятии на вооружение нескольких аппаратов данного класса. Однако американская версия представляет собой набитый современной электроникой корабль с минимальной командой, на борту которого базируются "надводные беспилотники". На испытаниях американские разработки показали себя не лучшим образом, что говорит о том, что США есть еще над чем работать в этом направлении.

Новые комплексы станут существенным подспорьем пограничников. Для функций обнаружения-связи в район предполагаемых боевых действий, как правило, направляется подводная лодка, а также используются самолеты-разведчики. Новые роботы станут существенным дополнением этих систем и помощью пограничникам, а также всему морскому командованию. Если ресурс пребывания в воздухе самолета-беспилотника существенно ограничен батареей, которую он несет, обеспечить длительность пребывания в "походе" морского патрульного намного проще. 

Отдельный вопрос – двигатели новых аппаратов. Россия далеко шагнула в разработке бездымных дизелей, которые обеспечат работу электрогенератора новых роботов. Тот, в свою очередь, обеспечит током двигающий аппарат электромотора и электронных средств связи. Кроме того, на роботах могут быть установлены современные мощные аккумуляторные установки повышенной емкости. Для морских роботов-патрульных не важна будет скорость – необходимо пройти заданный маршрут и обеспечить его качественное "прочесывание", - резюмирует Алексей Леонков.